Сельский школьник 5-8

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №137
620904, г. Екатеринбург, п. Шабровский, ул. Ленина, 45, тел. (факс): 8(343) 370-98-37,
e-mail: soch137@eduekb.ru

РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического
совета МАОУ - СОШ № 137
Протокол № 1 от 30.08.2021г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МАОУ - СОШ № 137
от 31.08.2021 № 157

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
СЕЛЬСКИЙ ШКОЛЬНИК
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ - СОШ № 137 от 28.06.2016 № 109)

Направление: общеинтеллектуальное
Возраст: 5- 8класс
Срок реализации: 2 года (68 ч.)

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД
• основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые
установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных
отношений, правосознание);
• готовность и способность к выбору направления профильного
образования.
• организация системы проб подростками своих возможностей (в том
числе предпрофессиональных проб)
• целенаправленное формирование представлений о рынке труда и
требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными
профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;
• приобретение практического опыта пробного проектирования
жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих
интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с
требованиями профессиональной деятельности.
Регулятивные УУД:
• формирование действий целеполагания;
• способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать
ихреализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор
эффективных путей и средств достижения целей;
• контроль и оценка своих действий, как по результату, так и по способу
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные УУД:
• формирование действий по организации и планированию учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и
приобретению
опыта
такой
работы,
практическому
освоению
моральноэтических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности:
ставить и решать многообразные коммуникативные
задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои
действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими
людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять
цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

2

Познавательные универсальные учебные действия:
• практическое
освоение
обучающимися
основ
проектноисследовательской деятельности;
• развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическое освоение методов познания, используемых в различных
областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и
понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к
использованию общеучебных умений, знаково-символических средств,
широкого спектра логических действий и операций.
Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и
принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а
также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на
основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся
жизненным опытом.
В результате реализации программы обучающиеся основной школы должны
знат ь/понимат ь:
• взаимосвязи человека с окружающей средой;
• типы и свойства почвы;
• виды удобрений и их значение в жизни растений;
• правила выращивания цветочных растений;
• правила безопасности труда;
• принципы организации ландшафта;
• современные и классические стилевые направления ландшафтного
дизайна;
• алгоритм проектной дизайнерской деятельности;
• влияние ландшафта на культуру, быт и развитие человеческого
общества;
• ассортимент декоративных травянистых и цветочных растений;
применяемых в озеленении территорий и интерьеров;
• декоративные качества травянистых и цветочных культур;
• технология выращивания и использования различных видов травянистых
и цветочных культур;
• основные виды ресурсов используемых современным сельским
хозяйством;
• основные виды отходов сельскохозяйственного производства способы их
утилизации и переработки;
• структура современного сельскохозяйственного производства;
• профессии, связанные с сельским хозяйством;
• простейшие экономические расчеты в растениеводстве;
• основные направления развития сельского хозяйства;
• основы экономической грамотности, социальные и экономические
проблемы рынка труда;
3

• виды аграрных правоотношений;
• правовые основы и формы ведения гражданами индивидуального
подсобного хозяйства;
уметь:
• определять видовое разнообразие растительных сообществ родного края;
• пользоваться простыми орудиями труда;
• вести наблюдение и обобщать результаты наблюдений;
• применять знания на практике;
• работать с литературой;
• проверить качество и всхожесть семян декоративных растений;
• подготовить семена к посеву;
• правильно провести посев, пикировку и высадку рассады на
постоянное место;
• составить настольную композицию, собрать букет, оформить зелёный
уголок в интерьере;
• делать икебаны, собирать гербарий;
• собирать семена;
2. Содержание курса внеурочной деятельности
1 год
Тема 1 «Лес – наше богатство» (2 часа)
Голосеменные растения, произрастающие на территории Свердловской
области. Технология выращивания хвойных деревьев: сосна и пихта.
Практикум: Работа в питомнике: очистка от опавшей листвы, прополка,
полив. Участие в благотворительных акциях «Берегите лес», конкурсах
творческих работ «Сохраним леса Урала»
Тема 2 «Основы экономической грамотности» (4 часа)
Семья в экономической структуре общества. Экономика приусадебного
участка. Торговля для семьи. Семейный бюджет.
Практикум: Планирование потребностей семьи в имуществе для
приусадебного участка. Составление пирамиды потребностей семьи. Доходы и
расходы семьи.
Тема 3 «Ландшафтный дизайн» (4 часа)
История и современные стилевые направления ландшафтного дизайна.
Принципы организации ландшафта. Озеленение балконов и двориков. Типы
посадок травянистых растений и композиции из деревьев и кустарников:
клумбы, рабатки. Бордюр, солитер, партер, миксбордеры, газоны.
Практикум: Создание электронных презентаций «Школьный двор», макета
цветочно-декоративной клумбы.
Тема 4 «Введение в мир сельскохозяйственных профессий» (3 часа)
Сельскохозяйственные профессии: инженер-механик, ландшафтный
дизайнер, оператор машинного доения.
Практикум: Экскурсии на сельскохозяйственные предприятия.
4

Тема 5 «Азбука экологической безопасности» (5 часов)
Человек и климат. Источники химического загрязнения. Химические
вещества в окружающей среде и здоровье человека. Содержание химических
веществ в естественной среде и изменение их концентрации в результате
антропогенного влияния.
Практикум: Примеры влияния химических веществ на здоровье человека.
Определение кислотности воды и влияние кислотных осадков на человека.
Определение степени загрязнения воздуха выбросами местных предприятий
путем применения метода фитоинтенсикации.
Тема 6 Тенденции развития сельского хозяйства (2 часа)
Сельское хозяйство как одна из приоритетных отраслей народного
хозяйства. Достижения современной селекции.
Тема 7 «Растениеводство» (8 часов)
Вегетативное размножение садово-огородных растений. Примеры
вегетативного размножения. Выращивание овощных культур: капуста, свекла.
Выращивание цветочно-декоративных культур: астры, петунии, шафраны.
Практикум: Изготовление почвенных смесей. Подготовка семян овощных
культур к посеву. Выращивание рассады капусты. Предпосевная обработка
семян свеклы: замачивание. Агротехнология выращивания цветочнодекоративных культур. Уход за высаженными растениями: полив, прополка,
внесение органических удобрений.
Тема 8 Проектная деятельность (6 час)
Проект «Книга рекордов природы»
Проект «Пришкольный участок»
2 год
Тема 1 «Лес- наше богатство» (2 часа)
Вредители леса и способы борьбы с ними. Лесное сообщество.
Взаимодействие климата и лесной растительности. Изменение микроклимата
под влияние леса.
Практикум: Определение возраста деревьев. Составление пищевых связей в
лесном сообществе. Производители органических веществ, потребители и
разрушители органического вещества. Цепи питания в лесном сообществе.
Естественное и искусственное лесовозобновление.
Тема 2 «Основы экономической грамотности» (4 часа)
Экономика мирового хозяйства. Экономическое устройство России.
Современное состояние сельского хозяйства. Основные проблемы аграрного
сектора российской экономики. Развитие АПК в регионе. Экономический рост.
Типы экономического роста. Темпы экономического роста.
Практикум: Лабораторная работа «Изучение состояния сельского хозяйства в
Свердловской области». Сравнительный анализ НД и ВВП различных стран.
Тема 3 «Введение в мир сельскохозяйственных профессий» (2 часа)
Интересы и склонности в выборе профессии. Понятие о темпераменте.
Сангвинистический, холерический, флегматический и меланхолический
5

темпераменты. Типы высшей нервной деятельности:
мыслительный,
художественный, смешанный. Способности к предпринимательским и
практическим видам деятельности. Ошибки в выборе профессии.
Практикум: Выявление закономерностей выработки любого навыка путем
моделирования.
Тема 4 «Азбука экологической безопасности» (5 часов)
Загрязнение пищевых продуктов. Нормы содержания химических
элементов в продуктах питания и контроль за соблюдением нормативов.
Практикум: Составление списка и анализ ядохимикатов, наиболее активно
используемых на территории Свердловской области. Предложения и
рекомендации для снижения содержания и использования нитратов.
Тема 5 «Тенденции развития сельского хозяйства» (3 часа)
Сельскохозяйственное производство. Перспективы развития сельского
хозяйства в Свердловской области . Экскурсии на сельскохозяйственные
предприятия.
Тема 6 «Аграрное право» (3 часа)
Проблемы государственно-правового регулирования качества и
безопасности продовольственных товаров. Характеристика экологических
проблем в аграрной сфере. Комплекс эколого-правовых мер охраны
окружающей среды.
Тема 7 «Основы управления» (3 часа)
Оценка потребности в персонале. Динамический стереотип как
физиологическая основа выработки навыков. Образование привычек. Вредные
и полезные привычки. Бессознательные, подсознательные и сознательные
формы поведения. Их взаимосвязь.
Практикум: Тренинг «Прием на работу»
Тема 8 «Растениеводство» (8 часов)
Организация производства продукции растениеводства в личном
подсобном хозяйстве. Пересадка растений, пикировка, сроки посева и уборки.
Внесение питательных веществ: технология, частота, виды удобрений.
Выращивание зеленных и пряно-вкусовых культур. Охрана и улучшение почв.
Химические секреты агронома.
Практикум: Использование
сельскохозяйственной техники в
растениеводстве. Типы тракторов, комбайнов, сеялок, культиваторов,
используемых в сельскохозяйственном производстве. Экзотическая грядка.
Технологические карты выращивания сельскохозяйственных культур.
Тема 9 «Проектная деятельность» (4 часа)
Проект «Мое сельскохозяйственное предприятие»

3.Тематическое планирование
6

№
п/п
1
1.1
1.2
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1

3.2
3.3
3.4
4

4.1
4.2
4.3
5
5.1
5.2

5.3

Наименование раздела

Количество часов
Всего
Теория

Лес – наше богатство.
Экскурсия в лес.
Голосемянные растения.
Как вырастить хвойное
дерево.
Основы экономической
грамотности
Семья в экономической
структуре общества
Экономика приусадебного
участка
Торговля для семьи.
Семейный бюджет.
Ландшафтный дизайн
История и современные
стилевые направления
ландшафтного дизайна
Принципы организации
ландшафта
Озеленение балконов и
двориков
Конкурс презентаций
«Мой дворик»
Введение в мир
сельскохозяйственных
профессий
Профессия - инженермеханик
Профессия - ландшафтный
дизайнер
Профессия - оператор
машинного доения
Азбука экологической
безопасности
Человек и климат
Химические вещества в
окружающей среде и
здоровье человека
Определение степени
загрязнения воздуха
выбросами местных
предприятий путем
применения метода

2

3

4

3

5

1
-

Формы
Практ аттестации и
контроля
ика
1
1
наблюдение

1

-

3

-

1

-

наблюдение

1

-

наблюдение

1

-

3
1

1
-

составление
бюджета семьи

1

-

наблюдение

1

-

наблюдение

-

1

презентация

3

-

1

-

наблюдение

1

-

наблюдение

1

-

тест

3

2

1
1

3

1

наблюдение,
опрос

наблюдение

наблюдение
наблюдение

2

наблюдение,
практическая
работа

7

6
6.1

6.2
7
7.1

7.2
7.3
7.4
8
8.1
8.2
8.3

фитоинтенсикации.
Тенденции развития
сельского хозяйства
Сельское хозяйство как
одна из приоритетных
отраслей народного
хозяйства
Селекция. Достижения
современной селекции.
Растениеводство
Вегетативное размножение
садово-огородных
растений. Опыт
Выращивание овощных и
цветочно-декоративных
культур
Выращивание плодовых и
ягодных культур
Уход за высаженными
растениями
Проектная деятельность
Проект «Книга рекордов
природы». Подбор данных
для проекта.
Создание проекта
Защита проекта
ИТОГО

2

2

9

6

34

1

-

наблюдение

1

-

наблюдение

1
1

8
2

1
наблюдение

-

2

наблюдение

-

2

наблюдение

-

2

наблюдение

1
1

4
-

17

3
1
17

проект

2 год
№
п/п

Наименование раздела

Лес – наше богатство.
Вредители леса и способы
1.1
борьбы.
Изменение микроклимата
1.2 под влиянием леса.
2 Основы экономической
грамотности
Экономика мирового
2.1 хозяйства
1

Количество часов
Всего Теория Практика
2

1
1

1

наблюдение

1
4

Формы
аттестации
и контроля

наблюдение

4

-

1

-

наблюдение
8

2.2 Экономическое устройство
России,
современное
состояние
сельского
хозяйства
2.3 Основные проблемы
аграрного сектора
российской экономики
2.4 Экономический рост
Введение в мир
сельскохозяйственных
3 профессий.
3.1 Интересы и склонности в
выборе профессии
3.2 Способности к
предпринимательским и
практическим видам
деятельности
Азбука экологической
4
безопасности
Источники загрязнения
4.1 атмосферы.
Источники загрязнения
4.2. водных ресурсов
Загрязнение пищевых
4.3 продуктов
Нормы содержания
химических элементов в
4.4 продуктах питания.
5 Тенденции развития
сельского хозяйства
5.1 Обзор состояния сельского
хозяйства России.
5.2 Сельскохозяйственное
производство.
5.3 Сельское хозяйство
Свердловской области.
6.
Аграрное право.
6.1 Проблемы государственно
правового регулирования
качества и безопасности
продовольственных товаров
6.2 Характеристика
экологических проблем в
аграрной сфере
6.3 Комплекс эколого-правовых
мер охраны окружающей

2

5

3

3

1

-

наблюдение

1

-

наблюдение

1
2

-

наблюдение

-

1

наблюдение

-

1

тест

4

1

1

наблюдение

1

наблюдение

1

наблюдение
тест
наблюдение

1

1

3

-

1

-

наблюдение

1

-

наблюдение

1

-

наблюдение
опрос

3
1

-

наблюдение

1

-

наблюдение

1

-

наблюдение
9

7.
7.1.
7.2
7.3
8
8.1

8.2
8.3
8.4

среды
Основы управления
Культура общения.
Основные подходы к
управлению организацией.
Тренинг «Прием на работу»
Растениеводство
Организация производства
продукции растениеводства
на пришкольном участке.
Сроки посева и уборки.
Пересадка растений,
пикировка.
Охрана и улучшение почв.
Виды удобрений.
Химические секреты
агронома
Использование
сельскохозяйственной
техники в растениеводстве

8.5
9

9.1
9.2

Экзотическая грядка
Проектная деятельность
Проект «Мое
сельскохозяйственное
предприятие». Подбор
данных для проекта.
Защита проекта
ИТОГО

3

1

2
1

1

тест
наблюдение

8
2

3
-

1
5
2

наблюдение
1
наблюдение

1

1

-

наблюдение

1

1

2

1

1

тест

2

-

2

4

1
1

3
2

наблюдение
список
растений

23

1
11

34

наблюдение

проект

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».