МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №137 620904, г. Екатеринбург, п. Шабровский, ул. Ленина, 45, тел. (факс): 8(343) 370-98-37, e-mail: soch137@eduekb.ru РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета МАОУ - СОШ № 137 Протокол № 1 от 30.08.2021г. УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ - СОШ № 137 от 31.08.2021 № 157 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности СЕЛЬСКИЙ ШКОЛЬНИК ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ - СОШ № 137 от 28.06.2016 № 109) Направление: общеинтеллектуальное Возраст: 5- 8класс Срок реализации: 2 года (68 ч.) 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные УУД • основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); • готовность и способность к выбору направления профильного образования. • организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) • целенаправленное формирование представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика; • приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности. Регулятивные УУД: • формирование действий целеполагания; • способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать ихреализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей; • контроль и оценка своих действий, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Коммуникативные УУД: • формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению моральноэтических и психологических принципов общения и сотрудничества; • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; 2 Познавательные универсальные учебные действия: • практическое освоение обучающимися основ проектноисследовательской деятельности; • развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией; • практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом. В результате реализации программы обучающиеся основной школы должны знат ь/понимат ь: • взаимосвязи человека с окружающей средой; • типы и свойства почвы; • виды удобрений и их значение в жизни растений; • правила выращивания цветочных растений; • правила безопасности труда; • принципы организации ландшафта; • современные и классические стилевые направления ландшафтного дизайна; • алгоритм проектной дизайнерской деятельности; • влияние ландшафта на культуру, быт и развитие человеческого общества; • ассортимент декоративных травянистых и цветочных растений; применяемых в озеленении территорий и интерьеров; • декоративные качества травянистых и цветочных культур; • технология выращивания и использования различных видов травянистых и цветочных культур; • основные виды ресурсов используемых современным сельским хозяйством; • основные виды отходов сельскохозяйственного производства способы их утилизации и переработки; • структура современного сельскохозяйственного производства; • профессии, связанные с сельским хозяйством; • простейшие экономические расчеты в растениеводстве; • основные направления развития сельского хозяйства; • основы экономической грамотности, социальные и экономические проблемы рынка труда; 3 • виды аграрных правоотношений; • правовые основы и формы ведения гражданами индивидуального подсобного хозяйства; уметь: • определять видовое разнообразие растительных сообществ родного края; • пользоваться простыми орудиями труда; • вести наблюдение и обобщать результаты наблюдений; • применять знания на практике; • работать с литературой; • проверить качество и всхожесть семян декоративных растений; • подготовить семена к посеву; • правильно провести посев, пикировку и высадку рассады на постоянное место; • составить настольную композицию, собрать букет, оформить зелёный уголок в интерьере; • делать икебаны, собирать гербарий; • собирать семена; 2. Содержание курса внеурочной деятельности 1 год Тема 1 «Лес – наше богатство» (2 часа) Голосеменные растения, произрастающие на территории Свердловской области. Технология выращивания хвойных деревьев: сосна и пихта. Практикум: Работа в питомнике: очистка от опавшей листвы, прополка, полив. Участие в благотворительных акциях «Берегите лес», конкурсах творческих работ «Сохраним леса Урала» Тема 2 «Основы экономической грамотности» (4 часа) Семья в экономической структуре общества. Экономика приусадебного участка. Торговля для семьи. Семейный бюджет. Практикум: Планирование потребностей семьи в имуществе для приусадебного участка. Составление пирамиды потребностей семьи. Доходы и расходы семьи. Тема 3 «Ландшафтный дизайн» (4 часа) История и современные стилевые направления ландшафтного дизайна. Принципы организации ландшафта. Озеленение балконов и двориков. Типы посадок травянистых растений и композиции из деревьев и кустарников: клумбы, рабатки. Бордюр, солитер, партер, миксбордеры, газоны. Практикум: Создание электронных презентаций «Школьный двор», макета цветочно-декоративной клумбы. Тема 4 «Введение в мир сельскохозяйственных профессий» (3 часа) Сельскохозяйственные профессии: инженер-механик, ландшафтный дизайнер, оператор машинного доения. Практикум: Экскурсии на сельскохозяйственные предприятия. 4 Тема 5 «Азбука экологической безопасности» (5 часов) Человек и климат. Источники химического загрязнения. Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека. Содержание химических веществ в естественной среде и изменение их концентрации в результате антропогенного влияния. Практикум: Примеры влияния химических веществ на здоровье человека. Определение кислотности воды и влияние кислотных осадков на человека. Определение степени загрязнения воздуха выбросами местных предприятий путем применения метода фитоинтенсикации. Тема 6 Тенденции развития сельского хозяйства (2 часа) Сельское хозяйство как одна из приоритетных отраслей народного хозяйства. Достижения современной селекции. Тема 7 «Растениеводство» (8 часов) Вегетативное размножение садово-огородных растений. Примеры вегетативного размножения. Выращивание овощных культур: капуста, свекла. Выращивание цветочно-декоративных культур: астры, петунии, шафраны. Практикум: Изготовление почвенных смесей. Подготовка семян овощных культур к посеву. Выращивание рассады капусты. Предпосевная обработка семян свеклы: замачивание. Агротехнология выращивания цветочнодекоративных культур. Уход за высаженными растениями: полив, прополка, внесение органических удобрений. Тема 8 Проектная деятельность (6 час) Проект «Книга рекордов природы» Проект «Пришкольный участок» 2 год Тема 1 «Лес- наше богатство» (2 часа) Вредители леса и способы борьбы с ними. Лесное сообщество. Взаимодействие климата и лесной растительности. Изменение микроклимата под влияние леса. Практикум: Определение возраста деревьев. Составление пищевых связей в лесном сообществе. Производители органических веществ, потребители и разрушители органического вещества. Цепи питания в лесном сообществе. Естественное и искусственное лесовозобновление. Тема 2 «Основы экономической грамотности» (4 часа) Экономика мирового хозяйства. Экономическое устройство России. Современное состояние сельского хозяйства. Основные проблемы аграрного сектора российской экономики. Развитие АПК в регионе. Экономический рост. Типы экономического роста. Темпы экономического роста. Практикум: Лабораторная работа «Изучение состояния сельского хозяйства в Свердловской области». Сравнительный анализ НД и ВВП различных стран. Тема 3 «Введение в мир сельскохозяйственных профессий» (2 часа) Интересы и склонности в выборе профессии. Понятие о темпераменте. Сангвинистический, холерический, флегматический и меланхолический 5 темпераменты. Типы высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, смешанный. Способности к предпринимательским и практическим видам деятельности. Ошибки в выборе профессии. Практикум: Выявление закономерностей выработки любого навыка путем моделирования. Тема 4 «Азбука экологической безопасности» (5 часов) Загрязнение пищевых продуктов. Нормы содержания химических элементов в продуктах питания и контроль за соблюдением нормативов. Практикум: Составление списка и анализ ядохимикатов, наиболее активно используемых на территории Свердловской области. Предложения и рекомендации для снижения содержания и использования нитратов. Тема 5 «Тенденции развития сельского хозяйства» (3 часа) Сельскохозяйственное производство. Перспективы развития сельского хозяйства в Свердловской области . Экскурсии на сельскохозяйственные предприятия. Тема 6 «Аграрное право» (3 часа) Проблемы государственно-правового регулирования качества и безопасности продовольственных товаров. Характеристика экологических проблем в аграрной сфере. Комплекс эколого-правовых мер охраны окружающей среды. Тема 7 «Основы управления» (3 часа) Оценка потребности в персонале. Динамический стереотип как физиологическая основа выработки навыков. Образование привычек. Вредные и полезные привычки. Бессознательные, подсознательные и сознательные формы поведения. Их взаимосвязь. Практикум: Тренинг «Прием на работу» Тема 8 «Растениеводство» (8 часов) Организация производства продукции растениеводства в личном подсобном хозяйстве. Пересадка растений, пикировка, сроки посева и уборки. Внесение питательных веществ: технология, частота, виды удобрений. Выращивание зеленных и пряно-вкусовых культур. Охрана и улучшение почв. Химические секреты агронома. Практикум: Использование сельскохозяйственной техники в растениеводстве. Типы тракторов, комбайнов, сеялок, культиваторов, используемых в сельскохозяйственном производстве. Экзотическая грядка. Технологические карты выращивания сельскохозяйственных культур. Тема 9 «Проектная деятельность» (4 часа) Проект «Мое сельскохозяйственное предприятие» 3.Тематическое планирование 6 № п/п 1 1.1 1.2 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4.2 4.3 5 5.1 5.2 5.3 Наименование раздела Количество часов Всего Теория Лес – наше богатство. Экскурсия в лес. Голосемянные растения. Как вырастить хвойное дерево. Основы экономической грамотности Семья в экономической структуре общества Экономика приусадебного участка Торговля для семьи. Семейный бюджет. Ландшафтный дизайн История и современные стилевые направления ландшафтного дизайна Принципы организации ландшафта Озеленение балконов и двориков Конкурс презентаций «Мой дворик» Введение в мир сельскохозяйственных профессий Профессия - инженермеханик Профессия - ландшафтный дизайнер Профессия - оператор машинного доения Азбука экологической безопасности Человек и климат Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека Определение степени загрязнения воздуха выбросами местных предприятий путем применения метода 2 3 4 3 5 1 - Формы Практ аттестации и контроля ика 1 1 наблюдение 1 - 3 - 1 - наблюдение 1 - наблюдение 1 - 3 1 1 - составление бюджета семьи 1 - наблюдение 1 - наблюдение - 1 презентация 3 - 1 - наблюдение 1 - наблюдение 1 - тест 3 2 1 1 3 1 наблюдение, опрос наблюдение наблюдение наблюдение 2 наблюдение, практическая работа 7 6 6.1 6.2 7 7.1 7.2 7.3 7.4 8 8.1 8.2 8.3 фитоинтенсикации. Тенденции развития сельского хозяйства Сельское хозяйство как одна из приоритетных отраслей народного хозяйства Селекция. Достижения современной селекции. Растениеводство Вегетативное размножение садово-огородных растений. Опыт Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур Выращивание плодовых и ягодных культур Уход за высаженными растениями Проектная деятельность Проект «Книга рекордов природы». Подбор данных для проекта. Создание проекта Защита проекта ИТОГО 2 2 9 6 34 1 - наблюдение 1 - наблюдение 1 1 8 2 1 наблюдение - 2 наблюдение - 2 наблюдение - 2 наблюдение 1 1 4 - 17 3 1 17 проект 2 год № п/п Наименование раздела Лес – наше богатство. Вредители леса и способы 1.1 борьбы. Изменение микроклимата 1.2 под влиянием леса. 2 Основы экономической грамотности Экономика мирового 2.1 хозяйства 1 Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 1 наблюдение 1 4 Формы аттестации и контроля наблюдение 4 - 1 - наблюдение 8 2.2 Экономическое устройство России, современное состояние сельского хозяйства 2.3 Основные проблемы аграрного сектора российской экономики 2.4 Экономический рост Введение в мир сельскохозяйственных 3 профессий. 3.1 Интересы и склонности в выборе профессии 3.2 Способности к предпринимательским и практическим видам деятельности Азбука экологической 4 безопасности Источники загрязнения 4.1 атмосферы. Источники загрязнения 4.2. водных ресурсов Загрязнение пищевых 4.3 продуктов Нормы содержания химических элементов в 4.4 продуктах питания. 5 Тенденции развития сельского хозяйства 5.1 Обзор состояния сельского хозяйства России. 5.2 Сельскохозяйственное производство. 5.3 Сельское хозяйство Свердловской области. 6. Аграрное право. 6.1 Проблемы государственно правового регулирования качества и безопасности продовольственных товаров 6.2 Характеристика экологических проблем в аграрной сфере 6.3 Комплекс эколого-правовых мер охраны окружающей 2 5 3 3 1 - наблюдение 1 - наблюдение 1 2 - наблюдение - 1 наблюдение - 1 тест 4 1 1 наблюдение 1 наблюдение 1 наблюдение тест наблюдение 1 1 3 - 1 - наблюдение 1 - наблюдение 1 - наблюдение опрос 3 1 - наблюдение 1 - наблюдение 1 - наблюдение 9 7. 7.1. 7.2 7.3 8 8.1 8.2 8.3 8.4 среды Основы управления Культура общения. Основные подходы к управлению организацией. Тренинг «Прием на работу» Растениеводство Организация производства продукции растениеводства на пришкольном участке. Сроки посева и уборки. Пересадка растений, пикировка. Охрана и улучшение почв. Виды удобрений. Химические секреты агронома Использование сельскохозяйственной техники в растениеводстве 8.5 9 9.1 9.2 Экзотическая грядка Проектная деятельность Проект «Мое сельскохозяйственное предприятие». Подбор данных для проекта. Защита проекта ИТОГО 3 1 2 1 1 тест наблюдение 8 2 3 - 1 5 2 наблюдение 1 наблюдение 1 1 - наблюдение 1 1 2 1 1 тест 2 - 2 4 1 1 3 2 наблюдение список растений 23 1 11 34 наблюдение проект 10 11