МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №137
620904, г. Екатеринбург, п. Шабровский, ул. Ленина, 45, тел. (факс): 8(343) 370-98-37,
e-mail: soch137@eduekb.ru
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического
совета МАОУ - СОШ № 137
МАОУ - СОШ № 137
от 31.08.2021 № 158
Протокол № 1 от 30.08.2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
Направление : духовно-нравственное
Возраст: 1-4 класс
Срок реализации: 4 года (135 ч.)
ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП НОО
(УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ - СОШ № 137 от 31.08.2016 № 125)
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи;
- учёт выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватное восприятие предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
- корректировка действий после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок, использование предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использование записи
(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи,
собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном
пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- умение строить сообщения в устной и письменной форме;
- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
- использование коммуникативных, прежде всего речевых, средств для
решения различных коммуникативных задач, построение монологического
высказывания, владение диалогической формой коммуникации;
- допуск возможности существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентировка на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулирование собственного мнения и позиции;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет
обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и
эффектов.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных
знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых
формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими
учителями
как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,
т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое
практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает
их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального
опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего
школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в
самостоятельном общественном действии человек действительно становится
гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за
пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно
возрастают воспитательные эффекты:
-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом
предметом воспитания как учения являются не столько научные знания,
сколько знания о ценностях;
-на втором уровне воспитание осуществляется в контексте
жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме
отдельных нравственно ориентированных поступков;
-на третьем уровне создаются необходимые условия для участия
обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой
деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения
и жизни.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает
появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности,
присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного
самосознания, укрепление духовного и социально-психологического
здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
2.Содержание, формы организации и виды деятельности.
Программа по духовно – нравственному направлению рассчитана на
проведение занятий во внеурочной деятельности в 1 классе- 1 час в неделю (33
в год), во 2, 3, 4 классах по 1 часу (35 в год). Всего 138 часов. Виды
деятельности : игровая, познавательная, художественное творчество,
социальное творчество, проблемно – ценностное общение. Формы : ролевые
игры, этические беседы, инсценировки, праздники. В рамках одного занятия
сочетаются разные виды деятельности.
1 класс
№
п/п
Темы разделов
Основные виды и формы
деятельности
1.
Правила поведения в школе
Беседа.
2.
О добром отношении к людям
Беседа, игра.
3.
Как стать трудолюбивым
Беседа.
4.
Правила опрятности и аккуратности
Беседа.
5.
Правила поведения на улице и дома
Беседа.
6.
Школьный этикет
Беседа, игра.
2 класс
№
п/п
Темы разделов
Основные виды и формы
деятельности
1.
Культура общения
Беседа, ролевые игры.
2.
Общечеловеческие нормы нравственности
Беседа.
3.
Дружеские отношения
Беседа, праздники.
4.
Понять другого
Беседа.
3 класс
№
Темы разделов
Основные виды и формы
деятельности
п/п
1.
Культура общения
Беседа, ролевые игры.
2.
Самовоспитание
Беседа.
3.
Общечеловеческие нормы нравственности
Беседа, праздники, встречи.
4.
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?
Беседа.
4 класс
№
п/п
Темы разделов
Основные виды и формы
деятельности
1.
Культура общения
Беседа, ролевые игры.
2.
Самовоспитание
Беседа, тренинги.
3.
Общечеловеческие нормы нравственности
Беседа, праздники, встречи.
4.
Искусство и нравственность
Беседа, экскурсии, выставки.
3.Тематическое планирование.
Планирование 1 класс
№ п/п
Раздел
Количество
часов
Правила поведения в школе
6
1.
Правила поведения на уроке и на перемене.
1
2.
Правила поведения в общественных местах.
1
3.
Правила поведения в гардеробе.
1
4.
Правила поведения в столовой.
1
5.
Правила поведения в библиотеке.
1
6.
Правила поведения в школьном дворе.
1
О добром отношении к людям
10
7.
Что такое «добро и зло».
1
8.
Что такое «добро и зло».
1
9.
«Ежели вы вежливы».
1
10.
«Ежели вы вежливы».
1
11.
Добрые и не добрые дела.
1
12.
Добрые и не добрые дела.
1
13.
Ты и твои друзья.
1
14.
Ты и твои друзья.
1
15.
Помни о других – ты не один на свете.
1
16.
Помни о других – ты не один на свете.
1
Как стать трудолюбивым
7
17.
«Ученье-Свет, а неученье - тьма».
1
18.
«Как быть прилежным и старательным».
1
19.
«Как быть прилежным и старательным».
1
20.
Наш труд в классе.
1
21.
Наш труд в классе.
1
22.
Мой труд каждый день дома.
1
23.
Мой труд каждый день дома.
1
Правила опрятности и аккуратности
5
24.
Культура внешнего вида.
1
25.
Культура внешнего вида.
1
26.
Каждой вещи своё место.
1
27.
Каждой вещи своё место.
1
28.
Умейте ценить своё и чужое время.
1
Правила поведения на улице и дома
2
29.
Как вести себя на улице и дома.
1
30.
Как вести себя на улице и дома.
1
Школьный этикет
3
31.
Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
1
32.
Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
1
33.
Чему нас научили уроки нравственности?
1
Итого:
33
Планирование 2 класс.
№ п/п
Раздел
Количество
часов
Культура общения
9
1.
Этикет (повторение).
1
2.
Устное и письменное приглашение на день рождения.
1
3.
Устное и письменное приглашение на день рождения.
1
4.
Встреча и развлечение гостей.
1
5.
Встреча и развлечение гостей.
1
6.
Поведение в гостях.
1
7.
Поведение в гостях.
1
8.
Как дарить подарки.
1
9.
Как дарить подарки.
1
Общечеловеческие нормы нравственности
4
10.
Заповеди.
1
11.
Заповеди.
1
12.
Дал слово держи.
1
13.
Дал слово держи.
1
Дружеские отношения
11
14.
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».
1
15.
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».
1
16.
Преданный друг.
1
17.
О доброте и бессердечие.
1
18.
О доброте и бессердечие.
1
19.
Об уважительном отношении к старшим.
1
20.
О зависти и скромности.
1
21.
О зависти и скромности.
1
22.
О доброте и жестокосердии.
1
23.
В мире мудрых мыслей.
1
24.
В мире мудрых мыслей.
1
Понять другого
10
25.
Золотые правила.
1
26.
Золотые правила.
1
27.
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 1
28.
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 1
29.
О тактичном и бестактном поведении.
1
30.
О тактичном и бестактном поведении.
1
31.
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не
нравится.
1
32.
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не
нравится.
1
33.
В мире мудрых мыслей.
1
34.
Обзор курса этики за год.
1
Всего
34
Планирование 3 класс.
№ п/п
Раздел
Количество
часов
Культура общения
9
1.
Этикет разговора.
1
2.
Обращение к разным людям.
1
3.
Обращение к разным людям.
1
4.
Вежливый отказ, несогласие.
1
5.
Этикетные ситуации.
1
6.
Этикетные ситуации.
1
7.
Афоризмы.
1
8.
Разговор по телефону.
1
9.
Играем роль воспитанного человека.
1
Самовоспитание
7
10.
Что значит быть вежливым?
1
11.
Мои достоинства и недостатки.
1
12.
Мои достоинства и недостатки.
1
13.
Большое значение маленьких радостей.
1
14.
О хороших и дурных привычках.
1
15.
О хороших и дурных привычках.
1
16.
Афоризмы о самовоспитании.
Общечеловеческие нормы нравственности
1
10
17.
Заповеди: как мы их исполняем.
1
18.
О сострадании и жестокосердии.
1
19.
О сострадании и жестокосердии.
1
20.
Лгать нельзя, но если...?
1
21.
Лгать нельзя, но если...?
1
22.
Всегда ли богатство счастье?
1
23.
Всегда ли богатство счастье?
1
24.
Спешите делать добро.
1
25.
Спешите делать добро.
1
26.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
1
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?
8
27.
«Как сердцу высказать себя?»
1
28.
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
1
29.
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
1
30.
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».
1
31.
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».
1
32.
Диалоги о хороших манерах, добре и зле.
1
33.
Афоризмы.
1
34.
Чему мы научились на уроках этики.
1
Всего
34
Планирование 4 класс.
№ п/п
Раздел
Количество
часов
Культура общения
9
1.
Традиции общения в русской семье. «Домострой».
1
2.
Культура общения в современной семье.
1
3.
Культура общения в современной семье.
1
4.
О терпимости к ближним.
1
5.
О терпимости к ближним.
1
6.
Культура спора.
1
7.
Этикетные ситуации.
1
8.
В мире мудрых мыслей.
1
9.
В мире мудрых мыслей.
1
Самовоспитание
7
10.
«Познай самого себя».
1
11.
Самовоспитание.
1
12.
Определение цели и составление плана самовоспитания на
неделю.
1
13.
Как я работаю над собой.
1
14.
О терпении.
1
15.
Конец каждого дела обдумай перед началом.
1
16.
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь
пересмотри».
1
Общечеловеческие нормы нравственности
10
17.
Об источниках наших нравственных знаний.
1
18.
Совесть - основа нравственности.
1
19.
«Чем ты сильнее, тем будь добрее».
1
20.
«Досадно мне, что слово честь забыто».
1
21.
Заветы предков.
1
22.
Россияне о любви к Родине.
1
23.
Твоя малая родина.
1
24.
«Мой первый друг, мой друг бесценный».
1
25.
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.
1
26.
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца
людей».
1
Искусство и нравственность
8
27.
Нравственное содержание древних мифов.
1
28.
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных
героев.
1
29.
Положительные герои в былинах и сказках.
1
30.
Отрицательные герои в литературных произведениях.
1
31.
«Зло, как и добро, имеет своих героев».
1
32.
Искусство и нравственность.
1
33.
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»
1
34.
Обзор курса этикета.
1
Всего
34