МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №137 620904, г. Екатеринбург, п. Шабровский, ул. Ленина, 45, тел. (факс): 8(343) 370-98-37, e-mail: soch137@eduekb.ru УТВЕРЖДЕНА приказом директора РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета МАОУ - СОШ № 137 МАОУ - СОШ № 137 от 31.08.2021 № 158 Протокол № 1 от 30.08.2021г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ Направление : духовно-нравственное Возраст: 1-4 класс Срок реализации: 4 года (135 ч.) ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП НОО (УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ - СОШ № 137 от 31.08.2016 № 125) 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные: -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; -развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи; - учёт выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватное восприятие предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - корректировка действий после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использование предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использование записи (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Познавательные: - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - умение строить сообщения в устной и письменной форме; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: - использование коммуникативных, прежде всего речевых, средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации; - допуск возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулирование собственного мнения и позиции; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: -на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; -на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; -на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу. деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. 2.Содержание, формы организации и виды деятельности. Программа по духовно – нравственному направлению рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности в 1 классе- 1 час в неделю (33 в год), во 2, 3, 4 классах по 1 часу (35 в год). Всего 138 часов. Виды деятельности : игровая, познавательная, художественное творчество, социальное творчество, проблемно – ценностное общение. Формы : ролевые игры, этические беседы, инсценировки, праздники. В рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности. 1 класс № п/п Темы разделов Основные виды и формы деятельности 1. Правила поведения в школе Беседа. 2. О добром отношении к людям Беседа, игра. 3. Как стать трудолюбивым Беседа. 4. Правила опрятности и аккуратности Беседа. 5. Правила поведения на улице и дома Беседа. 6. Школьный этикет Беседа, игра. 2 класс № п/п Темы разделов Основные виды и формы деятельности 1. Культура общения Беседа, ролевые игры. 2. Общечеловеческие нормы нравственности Беседа. 3. Дружеские отношения Беседа, праздники. 4. Понять другого Беседа. 3 класс № Темы разделов Основные виды и формы деятельности п/п 1. Культура общения Беседа, ролевые игры. 2. Самовоспитание Беседа. 3. Общечеловеческие нормы нравственности Беседа, праздники, встречи. 4. Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? Беседа. 4 класс № п/п Темы разделов Основные виды и формы деятельности 1. Культура общения Беседа, ролевые игры. 2. Самовоспитание Беседа, тренинги. 3. Общечеловеческие нормы нравственности Беседа, праздники, встречи. 4. Искусство и нравственность Беседа, экскурсии, выставки. 3.Тематическое планирование. Планирование 1 класс № п/п Раздел Количество часов Правила поведения в школе 6 1. Правила поведения на уроке и на перемене. 1 2. Правила поведения в общественных местах. 1 3. Правила поведения в гардеробе. 1 4. Правила поведения в столовой. 1 5. Правила поведения в библиотеке. 1 6. Правила поведения в школьном дворе. 1 О добром отношении к людям 10 7. Что такое «добро и зло». 1 8. Что такое «добро и зло». 1 9. «Ежели вы вежливы». 1 10. «Ежели вы вежливы». 1 11. Добрые и не добрые дела. 1 12. Добрые и не добрые дела. 1 13. Ты и твои друзья. 1 14. Ты и твои друзья. 1 15. Помни о других – ты не один на свете. 1 16. Помни о других – ты не один на свете. 1 Как стать трудолюбивым 7 17. «Ученье-Свет, а неученье - тьма». 1 18. «Как быть прилежным и старательным». 1 19. «Как быть прилежным и старательным». 1 20. Наш труд в классе. 1 21. Наш труд в классе. 1 22. Мой труд каждый день дома. 1 23. Мой труд каждый день дома. 1 Правила опрятности и аккуратности 5 24. Культура внешнего вида. 1 25. Культура внешнего вида. 1 26. Каждой вещи своё место. 1 27. Каждой вещи своё место. 1 28. Умейте ценить своё и чужое время. 1 Правила поведения на улице и дома 2 29. Как вести себя на улице и дома. 1 30. Как вести себя на улице и дома. 1 Школьный этикет 3 31. Как приветствовать людей и знакомиться с ними. 1 32. Как приветствовать людей и знакомиться с ними. 1 33. Чему нас научили уроки нравственности? 1 Итого: 33 Планирование 2 класс. № п/п Раздел Количество часов Культура общения 9 1. Этикет (повторение). 1 2. Устное и письменное приглашение на день рождения. 1 3. Устное и письменное приглашение на день рождения. 1 4. Встреча и развлечение гостей. 1 5. Встреча и развлечение гостей. 1 6. Поведение в гостях. 1 7. Поведение в гостях. 1 8. Как дарить подарки. 1 9. Как дарить подарки. 1 Общечеловеческие нормы нравственности 4 10. Заповеди. 1 11. Заповеди. 1 12. Дал слово держи. 1 13. Дал слово держи. 1 Дружеские отношения 11 14. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 1 15. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 1 16. Преданный друг. 1 17. О доброте и бессердечие. 1 18. О доброте и бессердечие. 1 19. Об уважительном отношении к старшим. 1 20. О зависти и скромности. 1 21. О зависти и скромности. 1 22. О доброте и жестокосердии. 1 23. В мире мудрых мыслей. 1 24. В мире мудрых мыслей. 1 Понять другого 10 25. Золотые правила. 1 26. Золотые правила. 1 27. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 1 28. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 1 29. О тактичном и бестактном поведении. 1 30. О тактичном и бестактном поведении. 1 31. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. 1 32. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. 1 33. В мире мудрых мыслей. 1 34. Обзор курса этики за год. 1 Всего 34 Планирование 3 класс. № п/п Раздел Количество часов Культура общения 9 1. Этикет разговора. 1 2. Обращение к разным людям. 1 3. Обращение к разным людям. 1 4. Вежливый отказ, несогласие. 1 5. Этикетные ситуации. 1 6. Этикетные ситуации. 1 7. Афоризмы. 1 8. Разговор по телефону. 1 9. Играем роль воспитанного человека. 1 Самовоспитание 7 10. Что значит быть вежливым? 1 11. Мои достоинства и недостатки. 1 12. Мои достоинства и недостатки. 1 13. Большое значение маленьких радостей. 1 14. О хороших и дурных привычках. 1 15. О хороших и дурных привычках. 1 16. Афоризмы о самовоспитании. Общечеловеческие нормы нравственности 1 10 17. Заповеди: как мы их исполняем. 1 18. О сострадании и жестокосердии. 1 19. О сострадании и жестокосердии. 1 20. Лгать нельзя, но если...? 1 21. Лгать нельзя, но если...? 1 22. Всегда ли богатство счастье? 1 23. Всегда ли богатство счастье? 1 24. Спешите делать добро. 1 25. Спешите делать добро. 1 26. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 1 Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? 8 27. «Как сердцу высказать себя?» 1 28. В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 1 29. В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 1 30. «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». 1 31. «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». 1 32. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. 1 33. Афоризмы. 1 34. Чему мы научились на уроках этики. 1 Всего 34 Планирование 4 класс. № п/п Раздел Количество часов Культура общения 9 1. Традиции общения в русской семье. «Домострой». 1 2. Культура общения в современной семье. 1 3. Культура общения в современной семье. 1 4. О терпимости к ближним. 1 5. О терпимости к ближним. 1 6. Культура спора. 1 7. Этикетные ситуации. 1 8. В мире мудрых мыслей. 1 9. В мире мудрых мыслей. 1 Самовоспитание 7 10. «Познай самого себя». 1 11. Самовоспитание. 1 12. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. 1 13. Как я работаю над собой. 1 14. О терпении. 1 15. Конец каждого дела обдумай перед началом. 1 16. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». 1 Общечеловеческие нормы нравственности 10 17. Об источниках наших нравственных знаний. 1 18. Совесть - основа нравственности. 1 19. «Чем ты сильнее, тем будь добрее». 1 20. «Досадно мне, что слово честь забыто». 1 21. Заветы предков. 1 22. Россияне о любви к Родине. 1 23. Твоя малая родина. 1 24. «Мой первый друг, мой друг бесценный». 1 25. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. 1 26. «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». 1 Искусство и нравственность 8 27. Нравственное содержание древних мифов. 1 28. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. 1 29. Положительные герои в былинах и сказках. 1 30. Отрицательные герои в литературных произведениях. 1 31. «Зло, как и добро, имеет своих героев». 1 32. Искусство и нравственность. 1 33. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» 1 34. Обзор курса этикета. 1 Всего 34