Садоводство

Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ ........................ 3
1.1. Пояснительная записка ..................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы .......................................................... 5
1.3.Содержание программы ................................................................ 5
1.4 Планируемые результаты. .......................................................... 10
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ............. 11
2.1Условия реализации программы ................................................. 11
2.2Формы аттестации/контроля и оценочные материалы............. 11
3.Список литературы. ............................................................................. 13

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Садоводство» имеет естественнонаучную направленность.
Программа спроектирована в соответствии с современными
требованиями и следующими документами:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
5.Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства
образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 № 28 СанПиН 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи“.
7.СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
8.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
9.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере

«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным заказом.
10.Устав МАОУ-СОШ№137.
Актуальность программы: Программа направлена на формирование
экологической культуры, развитие проектного мышления и получение
практических навыков работы с растениями и по благоустройству территории.
В условиях урбанизации особенно важно дать детям возможность общения с
природой, понимания процессов, происходящих в ней, и воспитать
ответственное отношение к окружающей среде.
Адресат программы: учащиеся 11-13 лет.
Количество учащихся в группе от 10 до 15 человек, желающих заниматься
садоводством и ландшафтным дизайном.
Объем программы: 306 ч.
Срок освоения программы: 1 год
Форма обучения: очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Уровень усвоения программы: базовый
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Виды занятий: теоретическое, практическое занятие, игровое занятие,
экскурсия, лекция, беседа, презентация и т.д. Иногда педагог может выступать
одновременно и в роли экскурсовода в ботанический сад, дендрарий. Все
вышеперечисленное является важной составной частью программы, так как
степень активности ребенка определяет в конечном итоге ее результативность.
Знания рассматриваются здесь не как самоцель, а как средство самопознания и
созидательной деятельности учащихся.
Формы подведения итогов : тестовые контрольные (тестирование), устный
опрос, письменный опрос, проект, собеседование, самостоятельная
практическая работа(в том числе создание и презентация проектов,
составление и разгадывание кроссвордов и др.), участие в конкурсных
мероприятиях.

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного представления
о процессе создания культурного ландшафта (от идеи до реализации) и
развитие практических умений в области садоводства и ландшафтного
дизайна.
Задачи программы:
Образовательные:
1)
Изучить
основы
морфологии
и
физиологии
растений.
2) Сформировать знания об экологических факторах и их влиянии на рост и
развитие растений.
3) Обучить основным приемам агротехники: посев, пикировка, посадка,
полив, подкормка, обрезка.
4) Изучить основы композиции, колористики и стилей в ландшафтном
дизайне.
5) Обучить технологии создания элементов ландшафтного дизайна (клумбы,
альпинарии, газоны).
6)Освоить навыки проектирования: от эскиза до чертежа.
Развивающие:
1) Развивать творческие способности, пространственное мышление и
эстетический вкус.
2)Развивать навыки проектной и исследовательской деятельности.
3)Развивать
навыки
работы
в
команде.
4)Развивать трудовые навыки и бережное отношение к инструментам.
Воспитательные:
1)Воспитывать любовь к природе, трудолюбие, ответственность и терпение.
2)Формировать экологическое сознание.
1.3.Содержание программы

Учебно-тематический план
№

Название разделов и тем

Количество часов
Формы
всего теория практика контроля

Вводный блок. «Юный
исследователь»
Знакомство с программой.
Техника безопасности.
История садоводства.
Известные садоводы России

18

6

1
1
2

1
1
1

п.п

1
1.1
1.2
1.3

12

1

Викторина

Беседа
Беседа,
подготовка
мини
сообщений с
презентацией

1.4

1.5

1.6

Экскурсия в музей Истории 3
садоводства Урала (с мастер
классом)
Профессии в области
2
биологии и дизайна.

3

1

1

о профессиях
Экскурсия и
мастер класс
Беседа,
подготовка
мини
сообщений с
презентацией
о профессиях
Экскурсия

Экскурсия по школьной
территории.
Знакомство с
инструментами и их
устройство
Игра "Определи растение".

1

1

1

1

2

2

Закладка дневника
наблюдений
Основы садоводства

2

1

1

108

27

81

Строение растений
Потребности растений (свет,
вода, почва, питание)
2.3 Понятие о почве и
удобрениях.
2.4 Сезонные работы в саду.
2.5 Вредители и болезни
растений.
2.6 Основы вегетативного
размножения (черенкование,
деление куста).
2.7 Выращивание зелени на
подоконнике (микрозелень,
лук).
2.8 Черенкование комнатных
растений.
2.9 Составление грунтов для
рассады.
2.10 Посев на рассаду цветов с
длинным вегетационным
периодом (пеларгония,
петуния).
2.11 Пикировка рассады.
2.12 Уход за рассадой.

3
3

3
3

3

3

Беседа

3
3

3
3

Тестирование

13

3

10

9

3

5

5

1

4

3

1

2

3

1

2

6
10

1
1

5
9

1.7

1.8
1.9
2
2.1
2.2

Интерактивная
игра

Дневник
наблюдений

2.13 Посев в теплицу/грунт
холодостойких культур.
2.14 Уход за многолетниками
(обрезка, подкормка).
2.15 Прививка растений (мастеркласс).
2.16 Высадка рассады в грунт.
2.17 Планирование и закладка
огорода (пряные травы,
овощи).
2.18 Уход за растениями (полив,
прополка, подкормка).
2.19 Создание компостной кучи.
3
Основы ландшафтного
дизайна
3.1 Элементы ландшафтного
дизайна (дорожки, газон,
цветники, малые
архитектурные формы).
3.2 Принципы композиции
(форма, цвет, фактура,
пропорции).
3.3 Стили в ландшафтном
дизайне (регулярный,
пейзажный).
3.4 Масштаб.
3.5 Колористика в саду
3.6 Создание эскиза клумбы
непрерывного цветения.
3.7 Разработка плана-схемы
участка в масштабе.
3.8 Изготовление макета
будущего проекта из
подручных материалов.
3.9 Закладка цветника
(разметка, подготовка
почвы, посадка по схеме).
3.10 Создание альпийской горки
или рокария в миниатюре (в
контейнере).
3.11 Устройство вертикального
озеленения.
3.12 Создание декоративных
элементов (садовые фигуры
из гипса, роспись камней,

6

6

5

5

3

3

3
5

1

2
5

20

20

1
90

27

1
63

10

4

6

7

3

6

Сдача
композиции

6

3

3

Беседа

7
9
10

2
4
3

5
5
7

Беседа
Беседа
Сдача эскиза
клумбы

8

2

6

9

2

7

10

10

6

6

3
4

3
4

Защита
эскиза
Беседа

4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5

4.6

4.7
4.8

4.9
5
5.1

5.2

5.3

изготовление этикеток для
растений).
Проектная деятельность
«Сад моей мечты».
Этапы проектирования.
Постановка цели и задач
проекта
Работа в команде.
Презентация проекта.
Выбор объекта для
проектирования (например,
клумба у входа в школу,
уголок отдыха,
"аптекарский огород").
Проведение замеров
участка. Анализ условий
(освещенность, тип почвы).
Разработка концепции и
создание эскизов.
Реализация проекта силами
участников кружка
(подготовка территории,
посадка растений, установка
декора).
Подготовка презентации и
защита проекта.
Итоговое мероприятие
Подготовка и проведение
выставки-презентации "Наш
сад" для родителей,
учителей и других учеников
школы
Организация экскурсии по
обновленной территории
силами участников кружка.
Награждение активных
участников.
Итого

72

18

3
1

3
1

2
1
6

1
2

Беседа
4

6

3

10

25

25

3

3

18

0

18

8

8

9

9

1

1

306

Защита
проекта

2

6

136

54

78

228

Готовые
эскизы
Реализация
проекта

Защита
проекта
Выставкапрезентация

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводный блок. "Юный исследователь"
Теория: Знакомство с программой. Техника безопасности. Что такое
ландшафтный дизайн? История садоводства. Профессии в области биологии и
дизайна.
Практика: Экскурсия по школьной территории. Игра "Определи растение".
Знакомство с инструментами и их устройство. Закладка дневника наблюдений.
2. Основы садоводства
Теория: Строение растений. Потребности растений (свет, вода, почва,
питание). Понятие о почве и удобрениях. Сезонные работы в саду. Вредители
и болезни растений. Основы вегетативного размножения (черенкование,
деление
куста).
Практика:
· Осень: Сбор семян. Подготовка сада к зиме. Посадка луковичных
(тюльпаны,
нарциссы).
· Зима: Выращивание зелени на подоконнике (микрозелень, лук).
Черенкование комнатных растений. Составление грунтов для рассады. Посев
на рассаду цветов с длинным вегетационным периодом (пеларгония, петуния).
· Весна: Пикировка рассады. Уход за рассадой. Посев в теплицу/грунт
холодостойких культур. Уход за многолетниками (обрезка, подкормка).
Прививка
растений
(мастер-класс).
· Лето: Высадка рассады в грунт. Планирование и закладка огорода (пряные
травы, овощи). Уход за растениями (полив, прополка, подкормка). Создание
компостной кучи.
3. Основы ландшафтного дизайна
Теория: Элементы ландшафтного дизайна (дорозки, газон, цветники, малые
архитектурные формы). Принципы композиции (форма, цвет, фактура,
пропорции). Стили в ландшафтном дизайне (регулярный, пейзажный). с
Масштаб.
Колористика
в
саду.
Практика:
Создание
эскиза
клумбы
непрерывного
цветения.
Разработка
плана-схемы
участка
в
масштабе.
Изготовление макета будущего проекта из подручных материалов.
Закладка цветника (разметка, подготовка почвы, посадка по схеме).
Создание альпийской горки или рокария в миниатюре (в контейнере).
Устройство
вертикального
озеленения.
Создание декоративных элементов (садовые фигуры из гипса, роспись
камней, изготовление этикеток для растений).
4. Проектная деятельность. "Сад моей мечты"

Теория: Этапы проектирования. Постановка цели и задач проекта. Работа в
команде. Презентация проекта.
Практика:
Выбор объекта для проектирования (например, клумба у входа в школу,
уголок
отдыха,
"аптекарский
огород").
Проведение замеров участка. Анализ условий (освещенность, тип почвы).
Разработка
концепции
и
создание
эскизов.
Подбор
ассортимента
растений.
Составление сметы проекта (расчет необходимых материалов, растений).
Разработка
плана
реализации
проекта.
Реализация проекта силами участников кружка (подготовка территории,
посадка
растений,
установка
декора).
Подготовка презентации и защита проекта.
5. Итоговое мероприятие
Практика: Подготовка и проведение выставки-презентации "Наш сад" для
родителей, учителей и других учеников школы. Организация экскурсии по
обновленной территории силами участников кружка. Награждение активных
участников.
1.4 Планируемые результаты.
Предметные результаты:
-освоение основ садоводства: знание правил ухода за растениями,
особенностей
почвы,
света
и
влаги;
-формирование практических умений: посадка растений, уход, размножение,
пересадка,
составление
цветочных
композиций;
-понимание основ ландшафтного дизайна: принципы зонирования
пространства, подбор растений по декоративным и функциональным
свойствам;
-умение создавать простейшие проекты озеленения пришкольной территории,
клумбы
или
мини-сада;
-использование знаний по биологии, географии и технологии для решения
практических задач в садоводстве.
Метапредметные результаты:
-развитие исследовательских умений: наблюдение за ростом и развитием
растений,
ведение
дневников
наблюдений,
анализ
результатов;
-формирование навыков проектной деятельности: от замысла до реализации
(эскиз
–
план
–
выполнение
–
оценка
результата);
-развитие коммуникативных навыков: работа в малых группах, умение
распределять обязанности, договариваться и совместно достигать цели;
-использование информационных технологий: поиск информации о растениях

и
дизайне,
создание
презентаций,
оформление
проектов;
-формирование умений планировать собственную деятельность, ставить цели
и контролировать процесс выполнения.
Личностные результаты:
-формирование ценностного отношения к природе, осознание значимости
сохранения
экологического
баланса;
-развитие эстетического вкуса, умение видеть красоту в природных формах и
создавать
гармоничное
пространство;
-воспитание трудолюбия, аккуратности и ответственности за результаты своей
работы;
-развитие самостоятельности и уверенности в собственных силах через
успешное
выполнение
практических
заданий;
-формирование положительной мотивации к познавательной и творческой
деятельности.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:
Кабинет для теоретических занятий (столы, стулья, доска, проектор).
Пришкольный
участок/теплица/сад.
Инструменты: лопаты, грабли, лейки, секаторы, перчатки на каждого
участника.
Расходные материалы: семена, луковицы, саженцы, грунт, удобрения, горшки,
контейнеры.
Материалы для творчества: бумага для черчения, ватман, карандаши, краски,
цветные карандаши, клей, ножницы, материалы для макетов (картон,
пенопласт).
Информационное
обеспечение:
Презентации
по
темам.
Определители
растений.
Книги и журналы по садоводству и ландшафтному дизайну.
Видеоуроки по садовым работам.
2.2Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Педагог дополнительного образования свободен в выборе форм
контроля/аттестации, он в праве остановиться на той форме, которая бы будет
интересной
и
увлекательной
для
обучающихся.
Ниже представлены формы, которые могут быть использованы педагогом при
проведении контроля/аттестации по результатам освоения программы:
1.Тестовыеконтрольные (тестирование).

2.Устныйопрос.
3. Письменный опрос.
4. Анкетирование.
5. Проект.
6. Тематические кроссворды.
7. Собеседование.
8. Выставка.
9. Исследовательская работа.
10. Самостоятельная практическая работа.
11.Викторина.
12. Участие в конкурсных мероприятиях.
С целью выявления соответствия уровня полученных учащимися знаний,
умений и навыков прогнозируемым результатам дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы проходит текущий
контроль по итогам каждого раздела, по окончании изучения программы –
итоговая аттестация. При поступлении ребенка в объединение фиксируется
его начальный уровень (знаний, навыков, развития и т.п.)в форме
собеседования, наблюдения или анкетирования. Ведь не зная начального
уровня, невозможно оценить достигнутый результат. Оценить успешность
обучающихся можно, если знать его уровень в начале года, в середине года и в
конце года.
В середине года проводится текущий контроль. Это позволит педагогу
увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с
обучающимися. Для осуществления текущего контроля при изучении
разделов, тем, программы систематически используется следующие способы
проверки: опрос, организация общешкольных мероприятий, выставки,
реферативные работы, проекты, экскурсии, сообщения и рассказы в устной и
письменной форме, тестирование, викторины, рисунки, практическая и
самостоятельная работы и др. Контроль и закрепление знаний учащихся
осуществляется индивидуально, в работе групп и фронтально в игровой форме
с помощью проведения викторин, конкурсов, выставок, составления и
разгадывания кроссвордов, ребусов и на обобщающих занятиях по каждой
теме.
Эффективно проведение контрольных работ. Контрольная работа
помогает и ребёнку, и педагогу скорректировать свои действия, понять, на что
следует обратить особое внимание. Контрольные работы постепенно
усложняются, широко применяется тестирование. По результатам обработки
тестов можно легко судить об усвоении учащимися пройденного материала, а
также выявить пробелы в знаниях, чтобы в последствии их устранить. На
практических занятиях учащиеся показывают ранее полученные знания, здесь
педагог имеет возможность скорректировать действия ребенка, если он
недостаточно усвоил теоретический материал. Кроме того, при работе в
группе происходит взаимообучение ребят, при этом вопросам техники
безопасности уделяется особое внимание. Практическая работа прививает и
закрепляет навыки, заложенные теоретическими занятиями. Такие виды работ,
как фотографирование, работа по составлению опросных листов, подготовка

рефератов, проектирование, разработка экскурсий, составление и
разгадывание кроссвордов, создание викторин, выставок и др. подготавливает
учащегося к самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа это
умение самостоятельно подготовить и провести отдельные блоки различных
мероприятий: экскурсии, лекции, открытие выставки, вечера встречи и др.
В конце учебного года проводится итоговая аттестация/контроль, когда
проверяется уровень усвоения всей программы в целом. Подведение итогов
(итоговый контроль) осуществляется после окончания курса обучения и
реализации дополнительной образовательной программы в форме
организации выставок, презентации проектов, участия в конкурсах
исследовательских работ, форумах и др. массовых мероприятиях, с
результатами проектной, исследовательской, экспозиционной, выставочной и
экскурсионной работы. Результативность участия позволяет оценить
приобретенные на занятиях знания, умения и навыки учащихся

3.Список литературы.
Для педагога:
1.
2.
3.
4.

Курдюмов
Н.И.
"Умный
сад
и
хитрый
огород".
Кизима Г.А. "Большая энциклопедия садовода и огородника от А до Я".
Роч
Дж.
"Ландшафтный
дизайн
для
"чайников"".
Журналы: "Ландшафтный дизайн", "Мой прекрасный сад"

Для обучающихся:
1.Спектор А.А. "Большая книга садовода и огородника".
2. Дмитриева Ю. "Книга природы".
3. Детские энциклопедии о растениях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».