Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
2. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение № 1. Карта педагогического наблюдения освоения
программы «Золотая кисть»
2
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Золотая кисть» художественной направленности разработана в соответствии
с требованиями в образовании, отраженными в следующих документах:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
5.Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 № 28 СанПиН 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи“.
7.СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
8.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
9.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным заказом.
10.Устав МАОУ-СОШ№137.
Данная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования
3
и, согласно Концепции развития дополнительного образования, способствует
удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии.
Актуальность программы. Потребность государства и общества в
творческих и креативных людях актуализирует использование изобразительной
деятельности на занятиях с дошкольниками. Изобразительная деятельность
несет в себе ценный психолого-педагогический потенциал в связи с тем, что
содействует процессу становления дошкольника как субъекта деятельности.
Под руководством взрослого, в процессе изображения, дошкольники учатся
ставить цели, выбирать средства, планировать и осуществлять деятельность. В
результате, дошкольники учатся быть самостоятельными, продукты их
деятельности приобретают уникальность и неповторимость.
Отличительные особенности:
отличительной особенностью
программы «Волшебная кисточка» от аналогичных программ «Акварелька»
(автор-составитель А.И. Бубнова), «Маленький художник» (автор-составитель
И.А. Ябуров.) является то, что она содержит занятия, включающие
нетрадиционные техники рисования. Такие занятия развивают эмоциональную
сферу дошкольников, раскрывают возможность использовать хорошо знакомые
бытовые предметы в качестве оригинальных художественных материалов, а
также развивают творческий и исследовательский характер пространственных
представлений.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что содержание
программы учитывает психофизиологические особенности учащихся 6-7 лет,
способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер, пробуждает и
стимулирует интерес к окружающему миру.
Адресат программы: учащиеся 7-12 лет.
Возрастные особенности: программа составлена с учётом возрастных
особенностей учащихся старшего дошкольного и младшего школьного
возрастов. Процесс становления изобразительной деятельности дошкольника
тесно связан с его личностным развитием и характеризуется формированием
самосознания. В дошкольном возрасте ребенок переходит от импульсивного,
ситуационного поведения к личностному, опосредованному. Образ поведения и
образ результата действия становится его регулятором и выступает как образец.
Это ярко проявляется в изобразительной деятельности: от спонтанных действий
и подражания готовым образцам, дети переходят к воплощению собственных
замыслов. Данный возрастной период характерен для наиболее интенсивного
развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются
4
здесь основными формами познания. Дети способны творить, следовательно создавать что-то объективно новое.
Количество учащихся в группе - 12 человек. Комплектование творческого
объединения проводится без предварительного отбора. Набор учащихся
свободный, состав группы - постоянный, разновозрастной. Образовательный
процесс организуется в традиционной форме.
Объем программы: 64 часа.
Срок освоения программы: 1 год.
Форма обучения - очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа.
Уровень освоения программы: стартовый уровень - используются и
реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: беседа, экскурсия, практическое занятие.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение, выставка, самостоятельная работа.
Занятия в программе делятся на три основных раздела, отражающие
сезонную и общую содержательную направленность.
1. Основы изображения.
2. Искусство изображения.
3. Креативность изображения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы художественно-эстетическое
развитие
дошкольников средствами изобразительного творчества.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Ознакомить с цветами палитры.
2. Научить передавать настроение цветом.
3. Познакомить с жанрами изобразительного искусства.
4. Научить самостоятельно определять замысел и сохранять его на
протяжении всей работы.
5. Научить
выполнять рисунки в нетрадиционных техниках
изображения.
Развивающие:
1. Развить умение подбирать соответствующее изобразительное средство
для создания более выразительного образа.
5
2. Развить умение наблюдать, видеть и передавать изменчивость цвета в
природе, в зависимости от времени суток.
3. Развить умение передавать сюжеты, а также форму изображаемых
объектов, их характерные признаки, пропорции, и взаимное размещение частей;
передавать движение.
4. Развить умение передавать впечатление об окружающем, отражая свои
эстетические чувства и отношение.
5. Развить
умение
находить
новые
нешаблонные
решения
художественного образа.
Воспитательные:
1. Воспитать трудолюбие, терпение, настойчивость, аккуратность при
выполнении работы, бережное отношение к окружающей среде,
самостоятельность.
2. Воспитать уважительное отношение к своей работе, и работе других
учащихся.
3.Формировать коммуникативные навыки учащихся.
1.3.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№
п.п
1
Количество часов
Название разделов и тем
всего
теория практика
Формы
аттестации/
контроля
20
10
10
1.1 Искусство в природе
2
1
1
1.2 Пленэр «Осенние зарисовки»
2
1
1
1.3 Цветовые колориты природы
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
наблюдение
2
1
1
наблюдение
2
1
1
наблюдение
4
2
2
наблюдение
20
10
10
Раздел 1. Основы изображения
1.4 Основы натюрморта. Цветы
1.5 Основы натюрморта. Фрукты
Основы портрета. Женский
1.6
портрет
Цветовой колорит неба. Осенняя
1.7
палитра
1.8 Основы анималистики. Птицы
Основы анималистики.
1.9
Животные
2
Раздел 2. Искусство изображения
6
беседа
наблюдение,
беседа
наблюдение
наблюдение
наблюдение
2.1 Морской пейзаж
2.2 Женский и мужской портрет
4
2
2
1
2
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
наблюдение
наблюдение
наблюдение,
выставка
наблюдение
наблюдение
2
1
1
наблюдение
2
4
1
2
1
2
наблюдение
наблюдение
Раздел 3. Креативность
изображения
20
11
9
Узелковый батик
Весенний натюрморт
Космический пейзаж
Акварель «по-сырому»
Мужской портрет
Мы - архитекторы
Основы ландшафтного дизайна
2
4
4
2
2
4
2
1
2
2
1
1
2
2
1
2
2
1
1
2
0
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
4
2
2
самостоятельная
работа
33
31
2.3 Искусство оформления
2.4 Искусство и праздник
2.5 Цветовые колориты зимы
Бумагопластика.
2.6
Коллажирование.
2.7 Искусство стилизации
2.8 Коллективный портрет
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
Раздел 4. Промежуточная
4 (итоговая) аттестация.
Автопортрет
Итого
64
Содержание учебного (тематического ) плана.
Раздел 1. Основы изображения
Тема 1.1 Искусство в природе
Теория: знакомство с различными видами деревьев, растений.
Практика: наблюдения в природе, сбор гербария, природных
материалов.
Тема 1.2 Пленэр «Осенние зарисовки»
Теория: обучение рисованию с натуры
Практика: рисование с натуры, передача цвета и форм, работа
графическими материалами.
Тема 1.3 Цветовые колориты природы
Теория: передача цветового колорита природы на закате.
Практика: обучение изображению пейзажа «Какие они, вечерние закаты
Урала». Этапы работы:
- заполнение листа бумаги тёплой гаммой цветов в технике мазка;
изображение неба на закате солнца (гуашь);
- изображение тёмных силуэтов деревьев лиственных и хвойных;
7
композиционное, многоплановое размещение на листе.
Тема 1.4 Основы натюрморта. Цветы
Теория: знакомство с натюрмортом.
Практика: обучение составлению натюрморта - цветы в вазе на столе;
обучение лёгкому наброску простым карандашом; подбор цвета и оттенков для
предметов натюрморта так, чтобы они гармонично сочетались друг с другом;
обучение изображению астр в вазе; смешивание красок на палитре;
использование техники мазка для изображения лепестков астр.
Тема 1.5 Основы натюрморта. Фрукты.
Теория: знакомство с натюрмортом.
Практика: обучение изображению натюрморта - круглый зелёный арбуз
с красной сочной долькой на ярком «холодном» фиолетовом фоне, создание
несложной композиции, использование масляной пастели и акварели.
Тема 1.6 Основы портрета. Женский портрет
Теория: знакомство с особенностями женского портрета.
Практика: создание портрета «Волшебницы Природы в осенних
нарядах»; обучение изображению «от живописного пятна», работа гуашью;
использование засушенных листьев для дополнения образа.
Тема 1.7 Цветовой колорит неба
Теория: изменчивость цветового колорита неба, в зависимости от погоды
Практика: изображение на всей поверхности листа «цветового
подмалёвка» с ярко выраженным настроением (пасмурное, облачное небо),
работа гуашью.
Тема 1.8 Основы анималистики. Птицы
Теория: передача в рисунке внешнего вида, окраса перелётных птиц.
Практика: изображение больших и маленьких птиц в полёте (лебедей,
гусей, журавлей и т.п.), работа гуашью.
Тема 1.9 Основы анималистики. Животные
Теория: знакомство
с
приёмом
«очеловечивание»,
обучение
изображению различной мимики.
Практика: изображение медведя в теплом свитере или шарфе
графическим способом, передача в рисунке внешнего вида, окраса медведя,
изображение различной мимики, присущей человеку, «очеловечивание»
животного. Дополнение изображения акварельными пятнами.
Раздел 2. Искусство изображения
Тема 2.1 Морской пейзаж
8
Теория: знакомство с морским пейзажем.
Практика: обсуждение разного состояния, цвета моря. Рассматривание
репродукций картин Айвазовского, фото иллюстраций. Создание образа моря
различными
нетрадиционными
техниками:
экспериментирование
с
художественными материалами и инструментами. Обсуждение разного
состояния, цвета моря.
Тема 2.2 Женский портрет
Теория: передача характера образа через цвет.
Практика: Изображение портрета Снегурочки или Снежной королевы.
Работа масляной пастелью.
Тема 2.3 Искусство оформления
Теория: знакомство с различными видами выставок, способами
оформления выставки.
Практика: обучение оформлению выставки, посещение экспозиции
учреждения.
Тема 2.4 Искусство и праздник
Теория: Знакомство с традициями празднования Нового Г ода.
Практика: организация и проведение праздника, чаепитие.
Тема 2.5 Цветовые колориты зимы
Теория: обучение изображению разных оттенков снега
Практика: рассматривание фотографий, репродукций картин с
изображением разного цвета снега (в зависимости от времени суток, погоды).
Чтение стихов с упоминанием разного цвета, характеристик снега.
Обсуждение с учащимися. Изображение снега, сугробов, создание подмалёвка.
Тема 2.6 Бумагопластика. Коллажирование
Теория: знакомство с различными видами деревьев, особенностями
строения и внешним видом в зимний период, способами их изображения.
Знакомство с техниками «бумагопластика», «коллаж».
Практика: рассматривание репродукций, фотографий с изображением
различных видов деревьев, просмотр видеофильма «Зимний лес». Создание
дерева из бумажных салфеток белого цвета в технике «бумагопластика» на
работе предыдущего занятия. Подбор цвета на палитре для закрашивания
ствола и веток.
Тема 2.7 Искусство стилизации
Теория: знакомство с геральдикой
Практика: обучение стилизации и условности в изображении; создание
герба семьи и изображение его графическим способом.
9
Тема 2.8 Коллективный портрет
Теория: особенности изображения коллективного портрета, понятие
«загораживание»
Практика: создание семейного портрета, изображение взрослых и детей,
домашних животных, передача особенностей внешнего вида через цвет, линию,
работа гуашью.
Раздел 3. Креативность изображения
Тема 3.1 Узелковый батик
Теория: знакомство с технологией узелкового батика.
Практика: окрашивание текстильного изделия в технике «узелковый
батик».
Тема 3.2 Весенний натюрморт
Теория: способы составления натюрморта, правила композиции.
Практика: изображение натюрморта (весенние цветы, верба, веточки с
листочками), свободный выбор художественных материалов, дополнение
элементами коллажа.
Тема 3.3 Космический пейзаж
Теория: способы создание цветового образа космического
пространства.
Практика: изображение космического пространства, использование всей
палитры, смешивание цветов на подмалёвке, заполнение всего листа цветными
пятнами с добавлением чёрной гуаши. Дополнение изображения элементами в
технике бумагопластика, составление композиции: планеты, летящие ракеты,
кометы.
Тема 3.4 Акварель «по-сырому»
Теория: знакомство с нетрадиционными техниками «акватипия»,
«акварельные кляксы «по-сырому».
Практика: заполнение всего листа цветными пятнами в технике
«акварельные кляксы «по-сырому», изображение цветов-бабочек в технике
«акватипия», составление композиции в технике коллажа с прорисовкой
стеблей, листьев зелёным цветом.
Тема 3.5 Мужской портрет
Теория: особенности мужского портрета.
Практика: изображение воинов Древней Руси, Великой Отечественной
войны или современного военного любого вида войск на выбор. Создание
10
портрета от живописного пятна. Закрепление понятий о пропорциях лица, тела.
Упражнять в умении подбирать и смешивать нужные цвета на палитре.
Тема 3.6 Мы - архитекторы.
Теория: знакомство с профессией архитектора.
Практика: творческая работа по созданию проекта школы будущего
(свободный выбор материалов).
Тема 3.7 Проект клумбы. Основы ландшафтного дизайна.
Теория: знакомство с особенностями ландшафтного дизайна. Понятие
разноярусности растений, сочетание различных видов растений по цветовой
гамме, размеру, времени цветения.
Практика: создание композиции «Моя клумба». Использование
художественного и бросового материала.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация
Теория: актуализация полученных знаний.
Практика: выполнение автопортрета в полный рост; свободный выбор
материалов, способов изображения, работа гуашью, дополнение изображения
элементами коллажа.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- знание многообразия цветов палитры;
- умение передавать настроение цветом;
- знание жанров изобразительного искусства
- умение самостоятельно определять замысел и сохранять его на
протяжении всей работы;
- освоение нетрадиционных техник изображения.
Метапредметные результаты:
- умение подбирать соответствующее изобразительное средство для
создания более выразительного образа;
- умение наблюдать, видеть и передавать изменчивость цвета в
природе, в зависимости от времени суток;
- умение передавать сюжеты, а также форму изображаемых объектов,
их характерные признаки, пропорции, и взаимное размещение частей;
передавать движение;
- умение передавать впечатление об окружающем, отражая свои
эстетические чувства и отношение;
- умение находить новые нешаблонные решения художественного
11
образа.
Личностные результаты:
- воспитана любознательность, интерес к творческому самопознанию,
самовыражению, терпение, настойчивость, аккуратность;
- воспитано уважительное отношение к своей работе, и работе других
учащихся;
- сформированы коммуникативные навыки у учащихся.
12
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
для создания условий
реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном
кабинете: соответствующее СанПиНам освещение, горячая и холодная вода,
мольберты, столы, стулья, магнитно-маркерная доска, телевизор, ноутбук,
организован зрительный ряд (репродукции, иллюстрации, фотографии),
художественные материалы, различные материалы для нетрадиционных
техник изображения, природный материал хранятся в шкафу.
Информационно-методическое обеспечение:
- дидактические материалы: муляжи для рисования, предметы для
натурной постановки (вазы, самовар, корзинки, чайники и др.), видео- и
аудиоматериалы.
- наглядные материалы: репродукции, фотографии, иллюстрации,
работы учащихся прошлых лет. Материалы для зрительного ряда, хранятся в
специальных папках по следующим темам: «Мир животных, птиц, рыб,
насекомых»; «Портрет, пейзаж, натюрморт»; «Архитектура»; «Космос»;
«Деревья, цветы, плоды, растения»; «Декоративно-прикладное искусство»;
«Наглядные пособия по различной тематике».
Кадровое обеспечение: реализацию программы учитель изобразительного
искусства
МАОУ-СОШ№ 137, учитель технологии, имеющий высшее
педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом
практической работы с учащимися.
1.4. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды и формы контроля:
- текущий контроль проводится в течение всего учебного года по
окончанию изучения темы или раздела с целью определения степени усвоения
учащимися учебного материала, определения готовности учащихся к
восприятию
нового
материала,
повышению
ответственности
и
заинтересованности учащихся в обучении, выявления учащихся, отстающих и
опережающих обучение, а также подбора наиболее эффективных методов и
средств обучения. Форма контроля - педагогическое наблюдение, выставка,
конкурс.
- промежуточная (итоговая) аттестация проводится в конце
13
учебного года в форме самостоятельной работы с целью определения степени
усвоения учащимися учебного материала и определения результатов
обучения.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
Оценочные материалы:
1. Карта
педагогического
наблюдения
«Волшебная кисточка» (приложение 1).
освоения
программы
3.Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Волшебные ладошки:
пособие для занятий с учащимися /
Составитель Белошистая А.В., Жуков О.Г., Дьяченко И.И. -М., 2008.
2. Грек В.А. Рисую штрихом. Минск, 2002.
3. Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников
изобразительной деятельности. - М.,2005.
4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. -М.,
2007.
5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1. -М., 2008.
6. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 2. - М., 2008.
7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству:
Обучение
дошкольников технике аппликации и коллажа. -Санкт-Петербург, 2004.
8. Как рисовать животных. Учебное издание. -М., 2011.
9. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги. -М., 2006.
10. Коротеева Е.И. Я учусь рисовать. -М., 2005.
11. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду.
Конспекты занятий в изостудии. - М., 2009.
12. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания и развития
детей 2-7 лет Цветные ладошки. - М., 2007.
13. Лыкова И.А. Цветные пейзажи. Рисуем круглый год. -М., 2002.
14. Мартин Д. Учимся смешивать цвета. -М., 2004.
15. Мосин И.Г. Рисование 1. -Екатеринбург, 2008.
16. Мосин И.Г. Рисование 2. Виды и жанры. - Екатеринбург, 2010.
17. Никонова Е.А. Я открою вам секрет. -Санкт-Петербург.,2005.
18. Селивёрстова Д. Рисование. Первые шаги. -М., 2005.
19. Смирнова
М.Г.
Изобразительная
деятельность
старших
14
дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. -Волгоград, 2009.
20. Уотт Ф. Как научиться рисовать. -М., 2004.
21. Уотт Ф. Я умею рисовать. -М., 2004.
22. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников. Под ред.
Микляевой Н.В. Издательство Сфера, 2013.
23. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание
дошкольника/Сост. К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина. - М.: Школьная пресса, 2007.
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1. 250 золотых страниц: Лучшие произведения для детей. -М., 1998.
2. Бокова Т.В. Чудеса под Новый год. -М., 2008.
3. Группа Студия детского творчества «Цветной мир». - Режим
доступа: https://vk.com/club77044682
4. Группа
«Уроки
рисования».
Режим
доступа:
https://vk.com/uroki_risovanija_poetapno
5. Догерти Дж. Птицы. -М., 2014.
6. Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. -М., 2009.
7. Дэвидсон С. Киты и дельфины. -М., 2014.
8. Зимняя книжка. Стихи, сказки, загадки. -М., 2008.
9. Как ты хороша, Родина моя! Сборник стихов. -М., 2004.
10. Лыкова И.А. Волшебное кружево. Альбом для детского
художественного творчества. -М., 2007.
11. Лыкова
И.А. Цветная мозаика. Альбом для детского
художественного творчества. - М., 2007.
12. Сайт «Рисовать могут все!». - Режим доступа: https://mogut-vse.ru
13. Энциклопедия. Знаешь ли ты? Млекопитающие. -М., 2013.
15
Приложение 1
Карта педагогического наблюдения освоения программы
«Золотая кисть»
Порядковый номер учащегося, соответствующий
номеру в журнале
4 5 6 7 8
9 10
1 2 3
11
12
Критерии
Предметные результаты:
1. Знает цвета палитры.
2. Подбирает цвет к определённому настроению.
3. Знает жанры изобразительного искусства.
4. Самостоятельно определяет замысел и сохраняет
его на протяжении всей работы.
5. Использует в работе нетрадиционные техники
изображения.
Метапредметные результаты:
6. Подбирает соответствующее изобразительное
средство для создания более выразительного
образа.
7. Наблюдает, видит, передаёт изменчивость цвета
в природе, в зависимости от времени суток.
8. Передаёт сюжеты, форму изображаемых
объектов, их характерные признаки, пропорции, и
взаимное размещение частей; передавать движение.
9. Передаёт впечатление об окружающем, отражая
свои эстетические чувства и отношение.
10. Умеет находить новые нешаблонные решения
художественного образа.
Личностные результаты:
1. Выявлено трудолюбие, терпение, настойчивость,
аккуратность при выполнении работы, бережное
отношение к окружающей среде,
самостоятельность.
2. Прослеживается уважительное отношение к
своей работе, и работе других учащихся.
3. Сформированы коммуникативные навыки.
14.
Дата заполнения (число, месяц, год) Г
16