Мотивы, причины, факторы риска и защиты употребления ПАВ несовершеннолетними

01.01.2017

Факторы риска употребления ПАВ

 

п/п

Группы факторов

Факторы риска

1

Психотравмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые

  1. Утрата или болезнь одного из родителей.
  2. Ссора со сверстниками и др.

2

Хронически действующие психотравмирующие ситуации

  1. Семейные конфликты.
  2. Школьная неуспеваемость и др.

3

Эмоциональная депривация

  1. Недостаток внимания, ухода со стороны родителей, заботы, ласки.
  2. Разлука с семьей и др.

4

Индивидуально-личностные факторы

  1. Личностные проблемы (отключиться от реальных проблем, одиночество, обретение уверенности в себе, улучшение настроения).
  2. Возрастные проблемы (кризовые периоды подросткового и раннего юношеского возраста).
  3. Групповая идентификация (желание вести себя как все,  средство подружиться).
  4. Предрасположенность к риску, склонность к саморазрушению.
  5. Трудности реализации интеллектуального потенциала
  6. Низкая толерантность к стрессу.
  7. Желание быть в центре внимания.
  8. Любопытство
  9. Психическое здоровье.
  10. Скептицизм к профилактическим мерам.
  11. Биологическая или генетическая предрасположенность.

5

Факторы социальной среды

  1. Социально-экономический статус семьи.
  2. Семейная депривация, социальное сиротство.
  3. Высокая степень доступности (низкие цены, множество точек продажи наркотиков).
  4. Снижение моральных устоев в обществе.
  5. Возможность получения быстрого дохода.
  6. Школьная дезадаптация.
  7. Излишняя или недостаточная родительская опека.
  8. Потребление ПАВ родителями, братьями и сестрами.
  9. Семейное попустительство на прием наркотиков (разрешение родителей).
  10. Низкий уровень информированности подростков и молодежи по вопросам злоупотребления ПАВ.
  11. Групповое давление со стороны сверстников на потребление ПАВ.
  12. Отсутствие скоординированной районной профилактической программы злоупотребления ПАВ в образовательной  среде.
  13. Слабая информированность этой проблемы среди родителей или лиц их заменяющих (опекунов, приемных родителей).
  14. Неприятие обществом.
  15. Недостаточность информации о медико-социальной и психологической помощи подросткам и молодежи, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
  16. Отсутствие межведомственного взаимодействия различных социальных институтов, занимающихся проблемами профилактики злоупотребления ПАВ.
  17. Отсутствие систематических образовательных курсов по расширению психологической и педагогической компетенции участников образовательного процесса и окружающего социума.

 

 

Мотивы и причины употребления ПАВ подростками и молодежью
  1. Протест против норм взрослого поведения.
  2. Протест против родительского отношения (ощущение иллюзорной свободы).
  3. Групповое самоопределение (пропуск в компанию, в группу, стремление найти место в группе).
  4. Групповое давление и подчинение ему.
  5. Самоутверждение в среде сверстников.
  6. Символ взрослости, мужества.
  7. Подражание лидерам.
  8. Любопытство и экспериментирование.
  9. Отсутствие учебной занятости.
  10. Мода.
  11.  Расслабление нервной системы (нервного напряжения).
  12. Погружение в мир фантазий и иллюзий (уход от трудностей реального мира).
  13. Снятие или снижение душевной и физической боли.
  14. Избавление от стресса.
  15. Улучшение настроения.
  16. Голод
  17. Нормализация сна.
 

 

Факторы защиты

            Не всегда нарушается равновесие психологических процессов у подростка под воздействием неблагоприятных факторов, им противостоят личностные и средовые механизмы адаптации (факторы защиты).

 

  1. Усиление активных действий региональной общественности.
  2. Поощрение формирования здорового образа жизни среди учащихся, родителей и педагогов.
  3. Развитие системы дополнительного образования (кружков, секций).
  4. Развитие сети игровых и спортивных площадок.
  5. Планирование и реализация мероприятий которые помогут подросткам и молодежи раскрыть наиболее полно свои физические, психологические и социальные возможности, а также будут способствовать повышению их самооценки.
  6. Создание широкой сети клубов общения для взрослых и детей, которые будут содействовать формированию хороших взаимоотношений в семье.
  7. Проведение в образовательных учреждениях тренингов по воспитанию толерантности, которые будут содействовать формированию доверительных и партнерских отношений между преподавателями и учениками, между самими учениками, а также между школой, семьей и местной общественностью; дадут ученикам знания и навыки, необходимые для принятия разумных решений, касающихся их психологического и физического здоровья.
  8. Разработка и реализация программ на местном уровне по повышению квалификации педагогов, социальных работников, общественности по вопросам первичной профилактики злоупотребления ПАВ.
  9. Выпуск печатной продукции о мотивах, причинах и последствиях злоупотребления ПАВ.
  10. Развитие волонтерского движения в подростковой и молодежной среде.

 

 Хочу такой сайт

КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ

            В течение своего незначительного жизненного опыта подросток попадает в ситуации повышенного риска, которые приводят к возникновению реакций дезадаптации, это так называемые “кризисные ситуации”:

 

            1. Отсутствие или утрата чувства безопасности (враждебная, жестокая семья, эмоционально отвергающая семья, негармоничная семья (распавшаяся или распадающаяся) и др.

 

            2. Беззащитность из-за отрыва от семьи (помещение в другую семью, направление в детское учреждение интернатного типа и др.).

 

            3. Школьные ситуации (невозможность соответствовать ожиданиям семьи - быть отличником, неприятие детским коллективом или педагогами, неспособность справиться с учебной нагрузкой и др.).

 

КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ

            Неразрешенные кризисные ситуации, затянувшиеся во времени, повергают ребенка в “кризисные состояния”, которые проявляются в виде клинических реакций дезадаптации:

-          аффективная взрывчатость,

-          страхи,

-          уходы из дома,

-          органически не отягощенное бродяжничество,

-          агрессивность,

-          аутоагрессивность,

-          нарушение дисциплины и поведения,

-          расстройства сна,

-          психосоматические расстройства и др.), дающие мнимый выход в разрешении проблем личности подростка через прием ПАВ.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.10.2020

Дата обновления: 14.10.2020

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».