Гражданско-патриотическое воспитание посредством музея

01.01.2017

Нет среды,

более обучающей и воспитывающей,

чем музей!

 

Гражданско-патриотическое воспитание

посредством музея.

 Статья опубликована в сборнике материалов МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя", 2012г

            Музей - мир удивительный и прекрасный. Так как хранит много загадок в своей кладовой!

            Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, дает и мощный стимул для формирования и развития личности ребенка, значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом, формирует механизмы самостоятельной зрелой оценки истории России, края, города и семьи.

            Ученик - это факел, который нужно зажечь!

            У музея есть свой путь воздействия на ребёнка, своя образовательная задача - формирования ценностного, личностного, эмоционально-окрашенного отношения к наследию. Музей - хранитель самого ценного в истории, погружаясь в мир которого ловишь себя на мысли: «Хорошо бы вернуться в те времена и увидеть всё своими глазами!». Музей дает такую возможность.

        Идея создания музея принадлежала выпускнице нашей школы из репрессированной семьи, учителю физкультуры, заместителю директора по воспитательной работе, учителю географии, бывшему директору школы Зелениной Галине Михайловне.

      Профиль музея историко-краеведческий. Наименование «Судьба». Дата открытия -1974 год. Присвоено звание «Школьный музей» областной аттестационной комиссией (свидетельство № 203 выдано 23.06.2000г.).

      Руководитель музея с 2006 года - учитель биологии Тимофеева Валентина Леонидовна (после капитального ремонта школы).

      Руководитель работает по утвержденной программе детского объединения «История родного края», тематическое планирование составлено для трех групп: экскурсоводов, летописцев, краеведов.

        Направления: поисково-собирательское, исследовательское, экспозиционно-выставочное и образовательное.

Экспозиции музея:

«Никто не забыт, ничто не забыто»

«Труженики тыла»

«История школы, выпуски школы»

«Истории пионерской и комсомольской организации школы»

«Традиции школы»

«Выпускники - участники локальных войн»

«Истории поселка, судьбы репрессированных семей»

         Общее количество экспонатов 155, в том числе подлинных 55. Особую ценность представляют подлинные уникальные экспонаты - железный наконечник копья (4 тыс. лет) найден на месте стоянки древнего человека; винтовка времен гражданской войны; школьные часы 50-летней давности; чернильницы, ручки, перья и т.д.Хочу такой сайт

         Наш музей создан для детей и силами самих детей. Практически каждый класс каждый год становится большим экспедиционным музейным отрядом «Судьба» и выполняет конкретные задания. Идет сбор материала о судьбах выпускников школы, о судьбах репрессированных семей поселка Шабровский, о спортивных достижения шабровцев. Здесь запечатлена память о жителях поселка, тружениках тыла, долгожителях. Сохранено все то, чем гордятся шабровцы. В результате поисково-собирательной деятельности мы имеем в музее воспоминания участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, фотографии и письма фронтовиков (письма с войны разведчика Охапкина Геннадия Ивановича и письма солдата Дудина В.Н. из Брестской крепости). В разделе «Летопись школы» - пионерская форма Фомецкой Валентины Яковлевны, выпуск 1965 г., атрибуты пионеров и комсомольцев. Собраны предметы деревенского быта репрессированных семей (вышитые полотенца, дорожки, салфетки, накидушки). В разделе «Спортивные достижения» школы представлены кубки, медали, грамоты.

      Музей дает прекрасную возможность для воспитания в ребенке традиционного для русского народа уважения к старшему поколению.

      История каждого края уникальна. Родной край, малая родина, так или иначе, живет в памяти и душе людей. Более толерантного учреждения, чем музей, не существует!

      Особенно актуальной сегодня становится проблема памяти поколений и сохранения традиций.

      В музее запечатлена память о создателях посёлка - о судьбах репрессированных семей (начиная с 1930 г.) сюда, в сосновый бор, где велись кустарным способом работы по добыче талькового камня (в нем нуждалось доменное производство черной металлургии Урала) переселили 2000 семей с различных уголков страны: Украины, Белоруссии, Армении, Молдавии, для строительства талькового рудника. Все семьи были под надзором НКВД, с 1937 года шли постоянные аресты. Многие родственники и по сей день узнают о судьбах своих отцов, дедов, братьев через ассоциацию жертв политических репрессий.

      Осуществляем воспитательно-информационный проект «Связь поколений» -СМОУ-СОШ №137 и общественно-благотворительная организация пенсионеров и инвалидов жертв незаконных политических репрессий по Чкаловскому району (01.07.2008-01.07.2011гг.)

        В июне 2011 г. в школе стартовал информационно-воспитательный проект «Связь поколений». Ребята встречались с детьми репрессированных жителей (а это их бабушки, прабабушки, дедушки, прадедушки, дяди, тети) получают нравственный ориентир в жизни, так как они своими рассказами учат ребят благодарному, бережному отношению к памяти павших, помогают стать гуманными, терпимыми.

      Не забывают наш музей и выпускники школы: здесь они встречаются со своими одноклассниками и вспоминают веселое, интересное школьное детство, с гордостью рассказывают (или пишут в анкетах) новому поколению о том, как интересна школьная жизнь, как знания помогли им определиться в жизни, добиться своих высот, исполнить свои желания.

      Судьба каждого выпускника известна нам. Мы ее отслеживаем, видим рост развития нашего ученика.

         Патриотизм - понятие многоликое. Не последнее место среди ее составляющих занимает пробуждение в человеке любви к тому месту, где он родился, где он учился и с кем.

         Хранятся в музее альбомы о выпускниках школы, начиная с 1940 г. Применение деятельного подхода в решении проблем гражданского воспитания является эффективным. Собран материал о династии учителей Хабаровых, общий педагогический стаж которой составил 900 лет! В роду Козынцевых - Игнатьевых 11 учителей, общий семейный педагогический стаж 350 лет. В этом году  нашей школе исполнилось 82 года.Приятно осознавать, что из 37 учителей 27 учителей выпускники нашей школы (73%). Большая поисковая работа в классах по юбилейным выпускам ведется под руководством педагогов, особенно педагогов - выпускников.

         По гражданско-патриотическому воспитанию проводим в музее:

         - беседы с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, с детьми отцов, не вернувшихся с войны «Опаленное детство у войны», о том, как воспитывать в себе волю, доброту к людям, стойкость перед трудностями.

         - встречи ребят с выпускниками школы, принимавшими участие в боевых операциях в Афганистане, Чечне, с солдатами и офицерами РФ.

         - акции: «Ветеран», «Милосердие» - оказываем помощь, внимание и сочувствие ветеранам войны, престарелым учителям - ветеранам.

         - работаем с архивными материалами, пишем, защищаем рефераты: «Педагоги школы - участники ВОВ»; «Судьба страны в судьбе семьи»; «Роль политических репрессий в развитии поселка Шабровский», «Судьбы репрессированных семей поселка Шабровский».

    В результате исследовательской деятельности создали архив «Старейших жителей поселка», в следующем учебном году готовимся к написанию рефератов и в перспективе работа над проектом «Ровесники века» (о долгожителях п. Шабровский).

         На следующий учебный год планируем проводить профориентационную работу через экскурсии в музее «Школа и пединститут, Школа и сельхозакадемия, Школа и горный университет».

         Продолжаем оформление материала «Учительница первая моя», «Выпускники 137 - учителя 137», «Ими гордится школа», «Спортсмены школы», «Медалисты школы».

         Фамилии многих шабровцев, выпускников шабровской школы, стали известными. Среди них достигшие немалых высот в своих сферах инженеры и педагоги, врачи и рабочие высокой квалификации, спортсмены и певцы. Как Петр Крохалев из той же династии Хабаровых, заслуженный художник Белоруссии; Василий Гвоздев - мастер спорта СССР по биатлону; Татьяна Паршакова - солистка Уральского народного хора, заслуженная артистка России и многие другие.

         Выпускники школы благодарны ей за воспитанную в них память. Ибо с памяти этой начинается Человек.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.10.2020

Дата обновления: 14.10.2020

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».