МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ - СОШ № 137
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МАОУ - СОШ № 137
УТВЕРЖДЕНО
Директором МАОУ - СОШ № 137
С.А. Палкина
Протокол № 1
от «28» 08. 2023 г.
Приказ № 159
от «30» 08. 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Решение практико-ориентированных задач»
для обучающихся 8 - 9 классов
Екатеринбург 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социальной адаптации наших выпускников во многом способствует
качественная базовая математическая подготовка. Без нее невозможна
постановка образования современного человека. В школе математика служит
опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В после школьной
жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное
образование, что требует полноценной общеобразовательной подготовки, в том
числе и математической.
Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования,
связано с непосредственным применением математики. Таким образом,
расширяется круг школьников, для которых математика становится
профессионально значимым предметом. В отдельных случаях преподавание
математики
может
рассматриваться
как
связующая
дисциплина
общеобразовательных и профессиональных знаний. Особенно это верно при
формировании с помощью математики профессионального мышления. Такое
профессиональное мышление можно условно обозначить как социальноэкономическое мышление в зависимости профессиональной направленности
студентов. Само формирование мышления может происходить как
непосредственно через прикладной характер курса математики.
Они показывают прикладной характер математических знаний, Практикоориентированная деятельность - это деятельность, направленная на
осуществление связи школьного курса с практикой, что предполагает
формирование у учащихся умений, необходимых для решения средствами
математики практических задач.
Для реализации целей практико-ориентированного обучения необходимо
включать в учебный процесс задачи с практическим содержанием.
Активизируют мыслительную деятельность, развивают интерес к математике
как к предмету. Именно поэтому при изучении данного элективного курса у
девятиклассников повысится возможность намного полнее удовлетворить свои
интересы и запросы в математическом образовании. Элективный курс
«решение практико-ориентированных задач» займёт значимое место в
образовании старшеклассников, так как может научить их применять свои
умения в нестандартных ситуациях. С другой стороны, курс позволяет
выпускнику основной школы приобрести необходимый и достаточный набор
умений по решению задач и лучше подготовиться к обучению в старшем
классе, где математика является профилирующим предметом.
Учебный курс «Решение практико-ориентированных задач» позволяет
решать задачи на предпрофильной подготовке учащихся 9 классов.
Курс рассчитан на 51 час: 34 ч. в 8 классе и 17 ч. в 9 классе.
Как показывает практика, одним из эффективных способов развития
предметной грамотности являются практико-ориентированные задачи. Задачи,
которые раскрывают приложения математики в окружающей нас
действительности, в смежных дисциплинах, знакомят с ее использованием в
технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в
быту, при выполнении трудовых операций. Способы представления
статистических данных. Работа с таблицами, диаграммами. Кроме того,
решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к
изучению математики. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют
умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Целесообразность введения данного элективного курса состоит и в том, что
содержание курса, форма его организации помогут школьнику через
практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной
перспективы и предоставят ему возможность работать на уровне повышенных
возможностей. Элективный курс «решение практико-ориентированных задач»
способствует развитию у выпускника функциональной грамотности. Такой
подход к обучению позволяет в дальнейшем выпускнику школы решать
проблемы, возникающие в жизни и в профессиональной деятельности.
Цель курса: углубление знаний учащихся о различных методах решения
задач и базовых математических понятий, используемых при обосновании того
или иного метода решения; формирование у школьников компетенций,
направленных на выработку навыков самостоятельной и групповой
исследовательской деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
−
ориентация обучающихся на достижение личного счастья,
реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
−
готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
−
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
−
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
−
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
−
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
−
российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
−
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
−
формирование уважения к русскому языку как государственному
языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности
и главным фактором национального самоопределения;
−
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
−
гражданственность,
гражданская
позиция
активного
и
ответственного
члена
российского
общества,
осознающего
свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
−
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека,
которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
−
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
−
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной
организации;
−
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
−
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи
народов;
воспитание
уважительного
отношения
к
национальному дост
−
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
−
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
−
нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
−
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
−
способность к сопереживанию и формирование позитивного
отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
−
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в
том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания
и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
−
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
−
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
−
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
−
экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
−
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
−
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
−
положительный образ семьи, родительства (отцовства и
материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
−
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите
своей собственности,
−
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов;
−
готовность
обучающихся
к
трудовой
профессиональной
деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
−
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
−
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
−
физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной
безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
−
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,
по которым можно определить, что цель достигнута;
−
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели
в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
−
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
−
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
−
выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
−
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
−
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
−
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том
числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
−
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
−
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
−
находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
−
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
−
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
−
менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
−
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
−
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так
и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
−
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
−
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
−
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса «Решение
практико-ориентированных задач»
В результате освоения факультативного курса учащиеся научатся
•
выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста заданий.
•
выполнять арифметические действия с натуральными числами,
десятичными и обыкновенными дробями,
•
производить возведение числа в степень, извлекать арифметический
квадратный корень из числа.
•
переводить единицы измерения.
•
округлять числа.
•
находить число от процента и проценты от числа,
•
находить часть от числа и число по его части.
•
применять основное свойство пропорции.
•
решать уравнения, неравенства.
•
разбираться в изображениях рисунков, планов и масштабе фигур на
рисунках.
•
анализировать и пользоваться информацией из таблиц.
•
анализировать и пользоваться заданными графиками.
В результате освоения факультативного курса учащиеся получат
возможность научится
•
решать задачи, связанные с различными источниками информации;
•
решать задачи, требующие понимания учебного материала,
применения ранее усвоенных знаний в знакомой ситуации;
•
решать задачи, формирующие умения вырабатывать гипотезы;
•
решать задачи, формирующие умения высказывать суждения и
делать умозаключения;
•
решать задачи, формирующие умения классифицировать и
развивать у обучающихся способности к комбинаторике;
•
решать задачи, формируюцше умения экспериментировать,
проводить практические действия с целью проверки и сравнения.
Основное содержание учебного курса
Задачи про земельные участки, про преимущества газового отопления
перед электрическим обогревом помещения.
Задачи про устройство террас-грядок на горном склоне и урожайность
сельскохозяйственных культур.
Задачи про стоимость мобильной связи, про выбор оптимального тарифа
в зависимости от минут и гигабайт.
Задачи про теплицу.
Задачи про установку печи в бане, дровяная печь в эксплуатации
обойдется дешевле электрической.
Задачи про автомобильные шины.
Задачи про формат листов А4
Задачи по план-схеме двухкомнатной квартиры, нахождение и сравнение
площадей разных комнат.
Задачи про ОСАГО, страховые случаи дорожных ситуаций и
автолюбителей.
Задачи про схемы метро, вычисление длины кольцевой линии и
отдельных веток метро от одной станции до другой; расчет наиболее дешевой
поездки по различным видам проездных карт.
Тематическое планирование
8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Содержание
Виды практико- ориентированных задач в ОГЭ по математике
Задачи о дачном участке
Задачи о мобильном интернете и трафике
Задачи про автомобильные шины
Задачи про установку печи в бане
Задачи про формат листов А4
Задачи про планировку двухкомнатной квартиры
Решение тренировочных вариантов в формате ОГЭ
Итоговый контроль
ИТОГО
Количество
часов
по темам
1
5
5
5
5
5
5
2
1
34
9 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Содержание
Повторение. Виды практико- ориентированных задач в ОГЭ
по математике
Задачи о дачном участке
Задачи о мобильном интернете и трафике
Задачи про автомобильные шины
Задачи про установку печи в бане
Задачи про формат листов А4
Задачи про планировку двухкомнатной квартиры
Решение тренировочных вариантов в формате ОГЭ
Итоговый контроль в формате ОГЭ
ИТОГО
Количество
часов
по темам
1
2
2
2
2
2
2
3
1
17
Учебно-методическое оснащение программы
1.
Математика. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ 2023. Лысенко Ф.Ф.,
Иванова С.О.
40 тренировочных вариантов по демоверсии 2023 года
2.
ОГЭ, математика, типовые экзаменационные варианты, 36
вариантов, Ященко И.В., 2023
3.
ФИПИ http://fipi.ru/
4.
РЕШУ ОГЭ https://math-oge.sdamgia.ru/test?theme=103
5.
https://www.time4math.ru/oge
6.
https://www.uchportal.ru/load/246-1-0-87948
7.
https://infourok.ru/zadaniya-oge-po-matematike-4010688.html
8.
https://math-oge.sdamgia.ru/test?theme=107