МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №137 620904, г. Екатеринбург, п. Шабровский, ул. Ленина, 45, тел. (факс): 8(343) 370-98-37, e-mail: soch137@eduekb.ru РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета МАОУ - СОШ № 137 Протокол № 1 от 30.08.2021г. УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ - СОШ № 137 от 31.08.2021 № 157 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП СОО (УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ - СОШ № 137 от 31.08.2020 № 110) Направление: общеинтеллектуальное Возраст: 10-11 классы Срок реализации:1 год (34 ч.) 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные: - развитие любознательности, интереса к изучению языка и сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; -развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности; -воспитание чувства справедливости, ответственности, дисциплинированности; -развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. -активно включаться в общение личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; Метапредметные. Регулятивные: -самостоятельно формулировать тему и цели урока; -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Познавательные: -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); -пользоваться словарями, справочниками; -осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения. Коммуникативные: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. -высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -задавать вопросы. Предметные результаты В результате изучения факультативного курса «Секреты русского языка» на уровне среднего общего образования учащийся научится: -использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; -использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании тестов; -создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); - выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; - создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; - сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста; - использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); - анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; - соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; - использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. 2.Содержание, формы организации и виды деятельности. Языковые нормы. Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. Орфоэпическая норма. Основные правила орфоэпии. Причины нарушения орфоэпических. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы). Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе. Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы. Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов). Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Обобщающее повторение. 3.Тематическое планирование. 1.Тема: № п/п. Тема занятия кол-во часов 1 Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского 1 языка 2 Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. 1 3 Орфоэпические нормы. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. 1 4 Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне. 1 5 Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (метафора, эпитет). 1 6 Тропы (метонимия, синекдоха, сравнение, ирония и др.) Умение находить их в тексте. 1 7 Стилистические фигуры, их роль в тексте. 1 8 Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. 1 9 Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. 1 10-11 Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии. 2 12-13 Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. 2 14-15 Правописание корней и приставок. 2 16-17 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. 2 18 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН). 1 19 Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. 1 20 Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. 1 21-22 Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности. 2 23 Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. 1 24 Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. 1 25 Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. 1 26 Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). 1 27 Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. 1 28 Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. 1 29-30 Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения). 1 31 Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях. 2 32 Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях. 1 33 Итоговая работа по тестам А1-А26. 1 34 Итоговая работа по тестам В1-В7. 1 35 Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26, В1-В7 (с взаимопроверкой по окончании работы). Подведение итогов года. Календарно-тематическое планирование № п/п Тема занятий Кол-во часов Дата проведения по по плану 1 Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка 1 2 Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. 1 3 Орфоэпические нормы. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. 1 4 Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне. 1 5 Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (метафора, эпитет). 1 6 Тропы (метонимия, синекдоха, сравнение, ирония и др.) Умение находить их в тексте. 1 7 Стилистические фигуры, их роль в тексте. 1 8 Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. 1 9 Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. 1 10- Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. 11 Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии. 2 12- Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в 13 суффиксах разных частей речи. 2 14- Правописание корней и приставок. 15 2 16- Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов 17 причастий настоящего времени. 2 факту 18 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и – НН-). 1 19 Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. 1 20 Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. 1 21- Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков 22 орфографической грамотности. 2 23 Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их 1 построение. Лексическая сочетаемость слов. 24 Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. 1 25 Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. 1 26 Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). 1 27 Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. 1 28 Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. 1 29- Знаки препинания в простом предложении (с однородными 30 членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения). 2 31 1 Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях. 32 Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях. 1 33 Итоговая работа по тестам А1-А26. 1 34 Итоговая работа по тестам В1-В7. 1 35 Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26, В1-В7 (с взаимопроверкой по окончании работы). Подведение итогов года. 1