Секреты русского языка 10-11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №137
620904, г. Екатеринбург, п. Шабровский, ул. Ленина, 45, тел. (факс): 8(343) 370-98-37,
e-mail: soch137@eduekb.ru

РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического
совета МАОУ - СОШ № 137
Протокол № 1 от 30.08.2021г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МАОУ - СОШ № 137
от 31.08.2021 № 157

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП СОО
(УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ - СОШ № 137 от 31.08.2020 № 110)

Направление: общеинтеллектуальное
Возраст: 10-11 классы
Срок реализации:1 год (34 ч.)

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- развитие любознательности, интереса к изучению языка и
сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и
эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности;
-воспитание
чувства
справедливости,
ответственности,
дисциплинированности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
-активно включаться в общение личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
Метапредметные.
Регулятивные:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
-участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи.
Познавательные:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения.
Коммуникативные:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Предметные результаты
В результате изучения факультативного курса «Секреты русского языка» на
уровне среднего общего образования учащийся научится:
-использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой
ситуации;

-использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго) при создании тестов;
-создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных
жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения,
аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка
при создании текста;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой,
основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и
основную мысль;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные
нормы русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
2.Содержание, формы организации и виды деятельности.
Языковые нормы. Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.
Словари русского языка.
Орфоэпическая норма. Основные правила орфоэпии. Причины
нарушения орфоэпических. Предупреждение ошибок на орфоэпическом
уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова.
Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы,
антонимы,
паронимы;
общеупотребительная
лексика
и
лексика
ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые
слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая,
синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное
словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и
словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов
разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и
речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний.
Построение
словосочетаний.
Лексическая
сочетаемость
слов
в
словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и
сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое
и сложное предложения.
Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования
слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с
определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с
однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.
Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота.
Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в
косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их
предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные
нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при
освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии:
правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание
корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов
и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов
различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное,
дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при
освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в
простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными
членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях:
в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении;
знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.
Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная
целостность текста. Последовательность предложений в тексте.
Разноаспектный анализ текста. Средства связи предложений в тексте.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных
стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология,
морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля
текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные
средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические
фигуры.
Обобщающее повторение.
3.Тематическое планирование.
1.Тема:

№ п/п.

Тема занятия

кол-во
часов

1

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского 1
языка

2

Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии.

1

3

Орфоэпические нормы. Предупреждение ошибок на орфоэпическом
уровне.

1

4

Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка.
Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне.

1

5

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные
средства лексики и фразеологии. Тропы (метафора, эпитет).

1

6

Тропы (метонимия, синекдоха, сравнение, ирония и др.) Умение
находить их в тексте.

1

7

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

1

8

Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных
частей речи.

1

9

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

1

10-11 Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и
морфологии.

2

12-13 Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах
разных частей речи.

2

14-15 Правописание корней и приставок.

2

16-17 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
настоящего времени.

2

18

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН).

1

19

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

1

20

Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и
сочетаний слов.

1

21-22 Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков
орфографической грамотности.

2

23

Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их
построение. Лексическая сочетаемость слов.

1

24

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая
(предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как
главные члены предложения, способы их выражения.

1

25

Простые и сложные предложения. Односоставные предложения.
Неполные предложения.

1

26

Интонационная норма. Нормы согласования (согласование
сказуемого с подлежащим, согласование определений с
определяемым словом).

1

27

Нормы управления. Построение предложений с однородными
членами. Построение сложноподчиненных предложений.

1

28

Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного
оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.

1

29-30 Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами
предложения, при обособлении второстепенных членов
предложения).

1

31

Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных
предложениях.

2

32

Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных
предложениях.

1

33

Итоговая работа по тестам А1-А26.

1

34

Итоговая работа по тестам В1-В7.

1

35

Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26, В1-В7 (с
взаимопроверкой по окончании работы). Подведение итогов года.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема занятий

Кол-во
часов

Дата проведения
по
по

плану
1

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари
русского языка

1

2

Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии.

1

3

Орфоэпические нормы. Предупреждение ошибок на
орфоэпическом уровне.

1

4

Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского
языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне.

1

5

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные
средства лексики и фразеологии. Тропы (метафора, эпитет).

1

6

Тропы (метонимия, синекдоха, сравнение, ирония и др.) Умение
находить их в тексте.

1

7

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

1

8

Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных
частей речи.

1

9

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

1

10- Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
11 Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и
морфологии.

2

12- Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в
13 суффиксах разных частей речи.

2

14- Правописание корней и приставок.
15

2

16- Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
17 причастий настоящего времени.

2

факту

18

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –
НН-).

1

19

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

1

20

Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и
сочетаний слов.

1

21- Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков
22 орфографической грамотности.

2

23

Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их 1
построение. Лексическая сочетаемость слов.

24

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая
(предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое
как главные члены предложения, способы их выражения.

1

25

Простые и сложные предложения. Односоставные предложения.
Неполные предложения.

1

26

Интонационная норма. Нормы согласования (согласование
сказуемого с подлежащим, согласование определений с
определяемым словом).

1

27

Нормы управления. Построение предложений с однородными
членами. Построение сложноподчиненных предложений.

1

28

Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного
оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.

1

29- Знаки препинания в простом предложении (с однородными
30 членами предложения, при обособлении второстепенных членов
предложения).

2

31

1

Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных
предложениях.

32

Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных
предложениях.

1

33

Итоговая работа по тестам А1-А26.

1

34

Итоговая работа по тестам В1-В7.

1

35

Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26, В1-В7 (с
взаимопроверкой по окончании работы). Подведение итогов года.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».