МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №137 620904, г. Екатеринбург, п. Шабровский, ул. Ленина, 45, тел. (факс): 8(343) 370-98-37, e-mail: soch137@eduekb.ru УТВЕРЖДЕНА приказом директора РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета МАОУ - СОШ № 137 МАОУ - СОШ № 137 Протокол № 1 от 30.08.2021г. от 31.08.2021 № 157 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности ХОР ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ - СОШ № 137 от 28.06.2016 № 109) Направление: общекультурное Возраст:5-9 классы Срок реализации: 1год (35 ч.) 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: • Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности; • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. • формирование эмоциональное отношение к искусству; • формирование духовно-нравственных оснований; • реализация творческого потенциала (индивидуального) музицирования; в процессе коллективного Метапредметные результаты: регулятивные УУД: • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации; • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока; •выстраивать самостоятельный творческий искусством. коммуникативные УУД: маршрут общения с • участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.); • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке; • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач; познавательные УУД: • использовать знаково-символические средства для решения задач; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Предметные результаты: знать: • элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебнотворческой деятельности; • нотную грамоту; • правильную певческую установку; • особенности музыкального языка, уметь применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; • исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе; • создавать коллективные музыкально-пластические композиции; исполнять вокально-хоровые произведения. 2.Содержание курса. Основные разделы программы по курсу: •пение учебно-тренировочного материала, основанного на принципах здоровьесберегающей технологии В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса»; • разучивание и исполнение хорового репертуара. Хоровое пение способствует воспитанию вокальных и исполнительских навыков, развитию слуха, чувства метроритма, даёт знания в области музыкальной грамоты В занятиях хора присутствуют разделы распевания и непосредственно работы над произведениями. Распевание является необходимой частью занятия и преследует различные цели: - приведение голосового аппарата в рабочее состояние, т.к. певческий режим существенно отличается от речевого; - с помощью упражнений при распевании нарабатывать вокальные навыки; По строению вокальные упражнения представляют попевки на выдержанном тоне, по трезвучию в восходящем и нисходящем движениях, по гамме, арпеджио, включающие скачки, скороговорки и др. Также это могут быть отрывки известных песен. Распевание необходимо для отработки всех элементов вокальной техники: дыхания, атаки звука, артикуляции, для развития голоса, диапазона и т.д. Основные методические принципы распевания: - выстроенность от простого к сложному; - развитие навыков, необходимых для текущей работы; - материал для упражнений желательно подбирать простой, легко запоминающийся и постоянный. Одно и то же упражнение можно варьировать, разнообразив его динамикой, темпом, штрихами, характером звуковедения, использованием различных слогосочетаний; - дети должны по возможности знать цели и задачи упражнений; - в упражнениях нужно стремиться к достижению результата, но действовать с умеренностью и давать каждому из навыков время на закрепление; - все упражнения должны быть логически взаимосвязаны; - любое упражнение необходимо окрасить в определённый эмоциональный тон. Необходимо учитывать возраст детей, их интересы, возможности. Кроме этого, необходимо отслеживать рост и изменчивость детского организма, а особенно голоса, поэтому нужно придерживаться ряда правил для его охраны: - не допускать перегрузок, связанных с длительностью репетиций; - проводить занятия в проветренных, не душных помещениях; - не допускать в работе резкого, форсированного пения; - внимательно относиться к подбору репертуара, особенно с точки зрения его тесситурных особенностей; - при болезнях голосового аппарата, при переутомлении освобождать детей от работы на занятиях. После распевания можно разучивать каноны, также и ритмические, так как они способствуют развитию чувства ритма и интонации. Необходимо также работать с детьми над произведениями а сарреllа, т.к. именно этот вид пения особенно развивает слух детей. Научить ребёнка слушать и слышать то, что он поёт, первоначальная задача каждого педагога. Пение а сарреllа – достаточно сложный вид пения, но именно он активно развивает слух детей, ритм, вырабатывает звонкость и полёт звука, чувство «локтя» и др. Кроме этого, очень важную роль играет пение канонов, которые при выученности делятся на 3-5 голосов. Этот вид пения также развивает умение слышать себя и слушать других участников пения. На выступления и концерты выносится 2-3х голосные каноны. Важную роль в работе с детьми играет подбор репертуара, поэтому, при его выборе педагог должен: - учитывать возрастные особенности детей (интересы и физиологические возможности); - включать в репертуар произведения различных эпох, композиторских школ и направлений (зарубежная и русская классика; современная зарубежная и отечественная музыка; обработки народных песен, современные эстрадные песни и др.). Важно, чтобы дети понимали содержание песен, которые они исполняют. - наряду с удобным для исполнения репертуаром осторожно, с учётом всей последовательности изучения вводить более сложные произведения, т.к. это служит стимулом для профессионального роста детей Большую роль в становлении певцов – артистов играет организация концертных выступлений. Так, в случае с хоровым коллективом общеобразовательной школы, это может быть участие: - в различных праздниках внутри школы; - в концертах для родителей; - в общешкольных мероприятиях; - в отчётных концертах - в районных и городских конкурсах. Концертный репертуар составляется только из произведений, разученных на занятиях. Занятия предполагают работу с детьми над простейшими хореографическими движениями, над пластичным и эмоциональным самовыражением. 3.Тематическое планирование. № Наименование разделов программы Кол-во часов 1 2 3 4 Интонация Звукообразование Артикуляция Дирижёрский жест Итого: 9 7 10 9 34 Календарно-тематическое планирование. № Наименование тем занятий. 1 2 3-4 5 6-7 8 Интонация. Вводное занятие Знакомство, разучивание репертуара. Дыхание. Работа над репертуаром. Концертная деятельность – выступление на «ДеньУчителя» Интонирование унисона.Работа над репертуаром. Выработка чистоты унисона в партиях. Работа над репертуаром. 2 четверть: Звукообразование. Мягкая атака качество звука. 9 10 11 12 13 14 1516 Работа над репертуаром. Звуковедение-кантиллена. Работа над репертуаром. Твёрдая атака. Работа над репертуаром. Использование цепного дыхания. Работа над репертуаром. Концертная деятельность – подготовка, выступление на праздниках. Сохранение дыхания на продолжительных фразах. Работа над репертуаром. Концертная деятельность – подготовка, выступление на праздниках 3 четверть: Ко лво ча со в 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34- Артикуляция. Работа над репертуаром. Выразительное пение с хорошей дикцией. Работа над репертуаром. Активное и чёткое пропевание согласных. Работа над репертуаром. Округлое единообразное звучание всех гласных. Работа над репертуаром. Артикуляционное – точное одновременное произнесение текста, начало и конца фраз. Работа над репертуаром. Ансамбль. Работа над репертуаром. Концертная деятельность – подготовка, выступление на праздниках Одновременное вступление голосов по партиям в 2-х-голосии. Работа над репертуаром. Одновременное использование контрастной нюансировки (p и f). Работа над репертуаром. Одновременное исполнение ритмического рисунка. Работа над репертуаром. 4 четверть: Дирижёрский жест. Работа над репертуаром. Основные жесты . Работа над репертуаром. Изменение динамики звучания. Работа над репертуаром. Агогика и агогические оттенки. Работа над репертуаром. Концертная деятельность – подготовка, выступление на праздниках Концертная деятельность – подготовка, выступление на праздниках. Итоговые занятия. Итоговый концерт для родителей. Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 34