Уроки нравственности 5 - 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №137
620904, г. Екатеринбург, п. Шабровский, ул. Ленина, 45, тел. (факс): 8(343) 370-98-37,
e-mail: soch137@eduekb.ru

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора

на заседании педагогического
совета МАОУ - СОШ № 137

МАОУ - СОШ № 137

Протокол № 1 от 30.08.2021г.

от 31.08.2021 № 157

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ - СОШ № 137 от 28.06.2016 № 109)

Направление: духовно-нравственное
Возраст:5-9 классы
Срок реализации: 5 лет (170 ч.)

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение
к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7)формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в

чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11)развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Регулятивные:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Учащийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать
конечный
результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
Учащийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Учащийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых
результатов
и
оценки
своей
деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия
планируемого
результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Учащийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы
действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности. Учащийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других учащихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи
или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности;
•демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений
утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической
реактивности).
Познавательные УУД:
1. Смысловое чтение. Учащийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
• резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его
в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и
нехудожественный – учебный, научно- популярный, информационный, текст
non-fiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
2. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной
ориентации.
Учащийся
сможет:
•
определять
свое
отношение
к
природной
среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие
другого
фактора;

• распространять экологические знания и участвовать в практических делах
по
защите
окружающей
среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей
и
других
поисковых
систем.
Учащийся
сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации
результатов
поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение. Учащийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию
собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали
или
препятствовали
продуктивной
коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
• корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом
эквивалентных
замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
•предлагать
альтернативное
решение
в
конфликтной
ситуации;
•выделять
общую
точку
зрения
в
дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной
перед
группой
задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью. Учащийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в
монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера
в
рамках
диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием
необходимых
речевых
средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения
смысловых
блоков
своего
выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные
под
руководством
учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Учащийся
сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решенияинформационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
2.Содержание, формы организации и виды деятельности.

Программа по духовно – нравственному направлению рассчитана на
проведение занятий во внеурочной деятельности в 5-9 классах- 1 час в
неделю (34 в год) . Всего 170 часов. Формы организации занятий: беседа,
деловая игра, ролевая игра, круглый стол, час общения, тренинг, аукцион,
анализ и обыгрывание ситуаций, дискуссия, диспут, творческая мастерская,
устный журнал, экскурсия.
Вид деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное
общение, художественное творчество, проектная.
5 класс
Родники нравственности (34 ч.)
Что такое нравственность? Добро и зло (жизненные ситуации, примеры
литературных
произведений).
Какие
поступки
можно
назвать
нравственными, безнравственными.
«Золотые» правила нравственности. Что такое вежливость. Этикет. Проблема
разговорной речи. Нормы поведения в разных жизненных ситуациях с
переживанием этического опыта их разрешения.
Ценности жизни. Нравственные ценности человека. Этика – что это такое?
Оценивание своих поступков через призму общепринятых этических норм.
Нравственные основы мироздания. Первоначальные представления об
этической картинемира, роли нравственности в истории и культуре нашей
страны с позиции нравственных общечеловеческих установок.
Культурное наследие нравственности. Представления о мире через призму
нравственных ценностей.
6 класс
Правила морали(34 ч.)
Представления о моральной стороне общества. Стороны поведенческой
стороны человека.
Стороны поведенческой стороны человека. Вежливость как часть жизни.
Какие дела можно назвать добрыми. Какие добрые дела может организовать
учащийся? Правила культурного человека. Кодекс чести. Как правильно
жить и дружить? Можно ли обойтись без конфликтов?
Основы морали. Кто закладывает основы морали в человеке? Моральноэтические нормы. Кто создаѐт нормы? Природа морали. Свобода и моральная
ответственность личности. Где заканчивается свобода человека? Роль
личности человека в обществе.
Этика отношений в коллективе. Мой класс – мои друзья. Личный вклад в
общеедело. Как не вступать в конфликты с одноклассниками? О дружбе
мальчиков и девочек. Я и другие. Друзья, враги и просто знакомые. Все ли
люди должны нравиться? Можно ли избежать конфликтов? Как вести себя
друг с другом. О заботливом отношении к людям. Спор и ссора равны ли?
Как спорить и не ссориться?

7 класс
Мораль: критерии поведения (34 ч.)
Моральные ценности человека и общества. Моральная сторона поступков
человека. Роль человека как личности в жизни общества. Школа этикета. Что
является пороками людей? Мир моих интересов. Мир общих дел. Правила
работы в группе. Нарушаю ли я правила этикета? Позитивные и негативные
стороны поведенческих реакций человека в обществе.
Из чего складывается моральный облик человека. Права и свободы.
Равенство. Важные профессиональные качества. Настоящий профессионал
своего дела – о ком идѐт речь?
Правовая сторона морали. От правовых знаний к гражданской позиции.
Гражданин России. Закон и общечеловеческие ценности. Добродетель и
порок. Поступок и проступок. Награда и наказание. Модели нравственного
поведения.
Социальное самоопределение. Моральное сознание. Моральная оценка
личности.
8 класс
Душевное здоровье (34 ч.)
Многоликость человеческой души. Что такое душевное здоровье? Совесть
как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей.
Современные идеалы. Вежливость. Простые или сложные правила
вежливости.
Вред и польза привычек человека. Привычки помогают или вредят натуре
человека? Моральные привычки. Моральная оценка личности. Нравственная
культура человека. Воспитание привычек нравственного поведения.
Нравственная сторона труда и творчества. Нравственное воспитание в труде.
Самоопределение в труде и творчестве. Личностный рост человека. Где
возможен личностный рост?
Эстетика – родник души. Творцы душевного мастерства. Творческое
самоопределение.
9 класс
Я – гражданин России (34 ч.)
Моральные устои человеческого существования. Что такое пороки?
Прекрасное и безобразное в нашей жизни. Нравственные приоритеты семьи.
Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью. Дом, семья, члены
семьи. Человек: вечная борьба добра и зла. Мы и закон. Человек защищѐн
законом. Чтобы стать гражданином страны, надо стать гражданином
гимназии. Правовые качества человека с нравственно- этической стороны.
Личностные качества как залог полноценного развития человека.
Взаимодействие людей – основа отношений. Общение как основа
межличностного взаимодействия. Личность и коллектив – итог

взаимодействия. Героизм – что это? Этика героизма. Этика ненасилия.
Нравственная сторона сподвижничества. Проявление героизма.
3.Календарно-тематическое планирование.
5 класс
№п Наименование раздела,
/п
темы
1.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4

1

-

1

1

1

-

1

1

6

4

2

1
1
1
1

1
1
1

1
-

наблюдение
наблюдение

2
6
2

1
3
1

1
3
1

наблюдение
наблюдение
наблюдение

2

1

1

наблюдение

2

1

1

наблюдение,
тест

6

4

2

2
1
1
2

2
1
1

1
1

Всего Теория

Мой портрет. Десять моих 2
«Я»
Что такое хорошо и что
1
такое плохо?
Добро и зло
2

«Золотые» правила
нравственности
3.1 Как себя вести
3.2 Азбука поведения
3.3 Школа вежливых наук
3.4 Этикет и мы. Проблемы
разговорной речи.
3.5 Уроки дружбы.
4.
Ценности жизни
4.1. Дом, в котором я живу.
Пьедестал.
4.2. Вверх по лестнице жизни.
Мои нравственные
ценности.
4.3 Этика

5.1
5.2
5.3
5.4

1
4

Формы
аттестации,
Практика
контроля
2

Вводное занятие
1
Нравственность – что
6
это?
Что такое нравственность. 1

3.

5.

Количество часов

Нравственные основы
мироздания.
На что мы способны.
Дневник моей жизни.
Кто я? Какой я?
Я через 5 лет.

наблюдение,
опрос
наблюдение,
опрос
тест
ролевая
игра,
наблюдение

наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
сочинение

6.
6.1
6.2
6.3
6.4

7.

Культурное наследие
нравственности
Вера в себя
Письма о добром и
прекрасном.
Цель жизни
Представление о мире
через призму
нравственных ценностей.
Итоговое занятие.
Аукцион мнений.
Итого

8

2

6

2
2

1
-

1
2

наблюдение
наблюдение

2
2

1
-

1
2

наблюдение
наблюдение

1

наблюдение

1
34

18

16

6 класс
№п Наименование раздела,
/п
темы
1.
2.
2.1
2.2

2.3
2.4
2.5

Количество часов
Всего Теория

Формы
аттестации,
Практика
контроля

Вводное занятие
Стороны поведенческой
стороны человека
Вежливость как часть
жизни.
Нам жизнь дана на добрые
дела

1
7

5

2

1

1

-

наблюдение

2

1

1

Правила культурного
человека
Азбука вежливости

1

1

-

наблюдение,
участие в
добровольче
ской акции
наблюдение

2

1

1

1

1

-

7
2

6
2

1
-

2
3

2
2

1

9

5

4

2
2

2
-

2

Учимся правильно жить и
дружить
3.
Основы морали
3.1 Морально-этические
нормы
3.2 Природа морали
3.3 Свобода и моральная
ответственность личности
4.
Этика отношений в
коллективе
4.1. Если радость на всех одна
4.2. Мой класс- мои друзья

наблюдение,
тест
наблюдение

наблюдение,
опрос
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение,
праздник

4.3
4.4
4.5
5.
5.1
5.2
5.3

Самолюб- никому не люб.
О дружбе мальчиков и
девочек
Подарок коллективу
Я и другие
Как вести себя друг с
другом
О заботливом отношении
к людям
О ссоре

5.4 Немного о добре
5.5. Что такое милосердие.
6.
Итоговое занятие
Итого

2
2

2
1

1

наблюдение
наблюдение

1
9
2

6
1

1
3
1

наблюдение
наблюдение
наблюдение

2

наблюдение
наблюдение,
проблемные
ситуации
наблюдение
наблюдение
наблюдение

2
2

2

-

2
1
1
34

2
1

-

22

12

7 класс
№п Наименование раздела,
/п
темы
1.
2.

Количество часов
Всего Теория

Формы
аттестации,
Практика
контроля

Вводное занятие
Моральные ценности
человека и общества
Школа этикета

1
8

1
6

2

2

1

1

Пороки людские
Мир моих друзей. Мир
моих интересов. Мир
общих дел.
3.
Моральный облик
человека
3.1 Права и свободы.
Равенство.
3.2 Важные
профессиональные
качества.
3.3 Поэтом можешь ты не
быть, но гражданином
быть обязан.
4.
Правовая сторона
морали.
4.1. Азбука правоведа.

3
3

3
2

1

8

6

2

2

2

-

наблюдение

3

1

2

наблюдение,
деловая игра

3

3

-

наблюдение

8

7

1

2

2

-

2.1
2.2
2.3

наблюдение,
тест
наблюдение
наблюдение,
КТД

наблюдение

4.2. От правовых знаний к
гражданской позиции

3

3

-

4.3

3

2

1

наблюдение,
круглый
стол
наблюдение

8

5

3

наблюдение

2
3

2
1

2

наблюдение
наблюдение

3

2

1

1
34

25

1
9

наблюдение,
дискуссия
наблюдение

Модели нравственного
поведения
5.
Социальное
самоопределение
5.1 Моральное сознание
5.2 Методика – игра
«Недописанный тезис»
5.3 Моральная оценка
личности
6.
Итоговое занятие
Итого
8 класс
№п Наименование раздела,
/п
темы
1.

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2

3.3
3.4
4.

Количество часов

1

Формы
аттестации,
Практика
контроля
-

2

2

-

наблюдение

2
2

2
1

1

наблюдение
наблюдение

2

1

1

наблюдение

10

7

3

наблюдение

2
3

2
2

1

3

2

1

2

1

1

8

2

6

наблюдение
наблюдение,
оценка
литературных
героев
наблюдение,
дискуссия
наблюдение,
диспут
наблюдение

Всего Теория

Вводное занятие
«Что такое душевное
здоровье?»
Многоликость
человеческой души
Совесть – мерило
жизненных ценностей
Есть ли у юных идеалы?
Проще простого о
вежливости
Скажи мне, кто твой друг,
и я скажу, кто есть ты.
Вред и польза привычек
человека
Моральные привычки
Моральная оценка
личности

1

Нравственная культура
человека
Воспитание привычек
нравственного поведения.
Нравственная сторона
труда и творчества

8

4.1. Нравственное воспитание
в труде
4.2. Самоопределение в труде
и творчестве
4.3 Личностный рост
5.
Эстетика – родник души
5.1 Родники души
5.2 Творцы душевного
мастерства
5.3 Песня сердца и души.
6.
Итоговое занятие
Итого

3

-

3

наблюдение

3

1

2

наблюдение

2
6
2
2

1
3
2
1

1
3
1

2
1
34

1
14

2
20

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение,
экскурсия
наблюдение
наблюдение

9 класс
№п Наименование раздела,
/п
темы
1.
2.

2.1
2.2
2.3

2.4

3.
3.1
3.2
3.3
3.4

3.5

Количество часов
Всего Теория

Практик
а

Формы
аттестации,
контроля

Вводное занятие
Моральные устои
человеческого
существования.
Прекрасное и безобразное
в нашей жизни
Нравственные приоритеты
семьи
Что значит быть хорошим
сыном или хорошей
дочерью?
Дом, в котором я живу.

1
9

4

5

наблюдение

2

1

-

наблюдение

2

-

1

2

2

1

наблюдение,
сочинение
наблюдение

3

1

3

Человек: вечная борьба
добра и зла.
Мы и закон
Человек защищен законом
Гражданин страны.
Правовые качества
человека с нравственноэтической стороны.
Личностные качества как
залог развития

9

7

2

наблюдение,
проект «Моя
семья»
наблюдение

2
2
1
2

2
2
1
1

1

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

2

1

1

наблюдение

полноценного человека
4.
Взаимодействие людейоснова отношений
4.1. Общение как основа
межличностного
взаимодействия
4.2. Решение проблем

4.3
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
6.

7

3

4

3

1

2

2

1

1

Личность и коллектив.
Итог взаимодействия
Героизм – это что?
Этика героизма.
Этика ненасилия
Нравственная сторона
сподвижничества.
Проявление героизма.

2

1

1

наблюдение,
ролевые
игры
наблюдение,
решение
кейсов
наблюдение

6
1
2
1

5
1
2
1

2
1
-

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

2

1

1

Итоговое занятие
Итого

2
34

1
19

1
15

презентация,
выступление
тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».