МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №137 620904, г. Екатеринбург, п. Шабровский, ул. Ленина, 45, тел. (факс): 8(343) 370-98-37, e-mail: soch137@eduekb.ru РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА приказом директора на заседании педагогического совета МАОУ - СОШ № 137 МАОУ - СОШ № 137 Протокол № 1 от 30.08.2021г. от 31.08.2021 № 157 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности ВОЛОНТЕРСТВО ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ - СОШ № 137 от 28.06.2016 № 109) Направление: социальное Возраст:5-9 классы Срок реализации: 1 год (34 ч.) 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; - осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - неравнодушного отношения к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; -способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; -уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные результаты. - расширении круга приёмов составления разных типов плана; - расширении круга структурирования материала; - умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); - умении организовывать волонтёрскую деятельность; - способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников. Предметные результаты Обучающиеся будут знать: - историю волонтерского движения в России и в мире; - права и обязанности волонтеров; - основные направления деятельности волонтерских отрядов; - основные формы работы волонтеров. Обучающиеся будут уметь: - организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи; - проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек; - проводить профилактическую работу в школьном учреждении; - аргументировано отстаивать свою позицию; - адекватно общаться с учащимися и взрослыми; - издавать агитационную печатную и видео продукцию; -принимать общечеловеческие ценности. 2. Содержание программы. Содержание программы разделено на пять разделов. У каждого раздела своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг. Раздел 1. Волонтерское движение в России (3ч). Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Раздел 2. Познаю себя и других - психологическая подготовка волонтеров (4ч). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения, позволят более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям. Раздел 3. Адреса милосердия - социальная работа волонтеров (4ч). Обучающиеся определят круг людей, нуждающихся в заботе и внимании. Волонтеры окажут им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Раздел 4. Участие в благотворительных акциях, практических делах (19ч). Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение данной программы обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях. 5. Заключительное занятие (4ч). Представление и защита творческих работ учащихся. Подведение итогов. 3. Тематическое планирование. № 1 2 3 4 5 Наименование разделов, основных тем Волонтерское движение в России Познаю себя и других - психологическая подготовка волонтеров Адреса милосердия - социальная работа волонтеров Участие в благотворительных акциях, практических делах Заключительное занятие Итого Количество часов 3 4 4 19 4 34 Календарно-тематический план № урок а 1 2 3 4 5 6 Дата проведения Колво По По часов плану факту Волонтерское движение в России - 3ч. Вводное занятие. Тренинг «Цветик1 сентябрь семицветик». Просмотр видеофильмов. 1 сентябрь Определение направления работы и создание плана работы на год. Тренинг «Формула успеха». Анкетирование. Решение ситуационных 1 сентябрь заданий. Познаю себя и других - психологическая подготовка волонтеров – 4ч. Кто тренируется и обучается, у того всегда и все 1 сентябрь получается. Тренинг «Ты и команда». «Помоги ближнему!» - психологическая игра. 1 сентябрь Три «П» - понимать, прощать, принимать. 1 октябрь Содержание учебного материала 7 8 9 1011 1214 15 16 17 1819 20 2122 2324 2526 2728 2930 3133 34 Тренинг личностного роста. «Найти выход из 1 октябрь тупика» - (раскрой свои возможности). Адреса милосердия - социальная работа волонтеров – 4ч. Определение круга людей, нуждающихся в 1 октябрь заботе и внимании. Составление банка организаций, которые 1 октябрь нуждаются в волонтерской помощи. Адресная помощь. 2 ноябрь Участие в благотворительных акциях, практических делах – 19ч. Акция «Покормите птиц зимой». Изготовление 3 ноябрьскворечников и кормушек. декабрь Литературная гостиная «Мы команда Тимура». Акция «Говорят под Новый год»: - подготовка благотворительного спектакля для детей; - мастерская Деда Мороза. Акция «Новогодний подарок» Ремонт книг в сельской библиотеке. 1 1 декабрь декабрь 1 2 декабрь январь Оформление комнаты «Феникса» Составление коллективного проекта «Благоустройство площадки "Феникса"». Изготовление открыток труженикам тыла Великой Отечественной войны и поздравление их на квартирах с Днём защитника Отечества. Акция «Мой двор, моя улица». Распространение листовок с обращением к жителям села о сохранении чистоты. Акция «Вахта памяти». Уборка снега у памятника Воину-победителю и территории около него. Акция «Ветеран живёт рядом». 1 2 январь февраль 2 февраль 2 март 2 апрель 2 апрель Заключительные занятия – 4ч. 3 Подготовка творческого отчета «Копилка добрых дел» Подведение итогов. Круглый стол 1 «Откровенный разговор о самих себе». Итого 34 май май