Сельский школьник 1-4 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №137
620904, г. Екатеринбург, п. Шабровский, ул. Ленина, 45, тел. (факс): 8(343) 370-98-37,
e-mail: soch137@eduekb.ru

РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического
совета МАОУ - СОШ № 137
Протокол № 1 от 30.08.2021г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МАОУ - СОШ № 137
от 31.08.2021 № 158

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕЛЬСКИЙ ШКОЛЬНИК
Направление : социальное
Возраст: 1-4 класс
Срок реализации: 4 года (135 ч.)
ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП НОО
(УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ - СОШ № 137 от 31.08.2016 № 125)

Екатеринбург, 2021

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД
•
развитие любознательности и формирование интереса к изучению
природы методами искусства и естественных наук;
•
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру
природы различными средствами;
•
воспитание ответственного отношения к природе, осознания
необходимости сохранения окружающей среды;
•
формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
•
внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе;
чувство необходимости учения);
•
самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок;
представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность,
как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший
ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах
своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием,
старанием);
•
мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных
мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу
действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять
социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным
обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению
— приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением
и будущей профессиональной деятельностью).
Регулятивные УУД:
•
умение различать объективную трудность задачи и субъективную
сложность;
•
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной
деятельности;
•
умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
•
адекватность и дифференцированность самооценки;
•
умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя
самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее
успеха/неуспеха.
Познавательные УУД:
•
построение логической цепи рассуждений;
•
доказательство;
2

•
выдвижение гипотез и их обоснование;
•
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
•
смысловое чтение, извлечение информации;
•
определение основной и второстепенной информации;
•
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
•
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
•
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем.
Коммуникативные УУД:
•
рефлексия своих действий как достаточно полное отображение
предметного содержания и условий осуществляемых действий,
•
способность строить понятные для партнера высказывания,
учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
•
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения.
Метапредметные результаты:
•
овладение
элементами
самостоятельной
организации
учебной
деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную
учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы,
проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
•
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности,
доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с
помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения),
составление его плана, фиксирование результатов, использование простых
измерительных приборов, формулировка выводов по результатам
исследования;
•
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя
умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной
задачей, а также понимание информации, представленной в различной
знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
•
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также
участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
•
в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений
об особенностях взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком,
как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
•
в познавательной сфере:
наличие углубленных представлений о
взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об
изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых
естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения
систематических курсов естественных наук; формирование элементарных
3

исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для
решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного
соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и
социоприродной среде;
•
в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями комнатными
и на пришкольном участке;
•
в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие
научные данные образами из литературы и искусства;
• в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о
зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния
от факторов окружающей среды.
В результате реализации программы обучающиеся должны
знат ь/пониматъ:
- виды почв;
- правила ухода за садовыми и клумбовыми растениями;
- виды ландшафтных композиций;
- правила ухода за цветочными участками;
- произрастание растений в разных климатических зонах;
уметь:
- выполнять посадку растений;
- правильно пользоваться клумбовым инвентарём;
- создавать собственные проекты оформления участков;
- подбирать дизайнерское оформление
- подготавливать участок для посадки;
реализовывать проекты.
2.Содержание курса внеурочной деятельности.
1 класс
Раздел 1. Растениеводство (10 часов)
Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека. Человек и
природа- влияние человека на природу( составление экологических значков).
Земля - кормилица. Сорта культурных растений.
Красная книга нашего края. Вырастим своих «Зеленых друзей» - посадка
комнатных растений. Уход за цветами - наша забота. Гербарий из цветов.
Коллаж из листьев - выполнение панно из высушенных листьев. Зеленая аптека
- знакомство с лекарственными растениями.
Раздел 2. Лес наше богатство (2 часа)
Лес - легкие планеты (экскурсия в лес для знакомства с видами деревьев).
Экскурсия в лесхоз для знакомства с природоохранной работой.
Раздел 3. Комнатное цветоводство (10 часов)
Комнатное цветоводство - наследие природы. Растения уголка природы.
Комнатное цветоводство в нашем районе. Особенности содержания растений в
комнатах. Условия, необходимые для выращивания комнатных растений.
Подбор и размещение цветов в ящиках. Уход за комнатными растениями.
Растения для классов и для коридоров. Календарь комнатных растений
(знакомство с особенностями растений, период цветения и «отдыха растений).
4

Ассортимент комнатных растений для окон (виды светолюбивых растений).
Раздел 4. Ландшафтный дизайн (2 часа)
Создаём уголок природы (размещение комнатных цветов в классе. Праздник
цветов).
Раздел 5. Азбука экологической безопасности (6 часов)
Введение в экологию. Первые шаги по тропинке открытий. Учимся наблюдать
за объектами живой природы. Десять заповедей друзей леса. Экскурсия в
природу для наблюдения за объектами живой природы.
Раздел 6. Проектная деятельность (3 часа)
Что такое проект. Проект по теме: «Маленький садик в моем классе».
2 класс
Раздел 1. Растениеводство (10 часов)
Человек и природа - определение места человека в природе среди других
организмов, населяющих нашу планету. Жизненные формы растений. Условия,
необходимые для выращивания растений. Световые условия, тепловой и
воздушный режим. Почвенные условия. Травы-приправы и способы заготовки
пряных растений. Как растут витамины - посещение школьного опытного
участка.
Тема 2. Лес (2 часа)
Деревья нашего края - экскурсия в лес. Экскурсия в питомник для знакомства с
тем, как выращивают саженцы деревьев хвойных пород.
Тема 3. Комнатное цветоводство (10 часов)
Календарь комнатных растений - цветение комнатных растений. Болезни
комнатных растений и их защита. Основные способы размножения растенийзнакомство с разными способами размножения комнатных растений.
Выращивание комнатных растений без почвы. Использование цветочных
растений. Загадки цветоводов - как выводят новые виды комнатных растений.
«Цветочная фантазия» - фотоконкурс.
Раздел 4. Ландшафтный дизайн (2 часа)
Флористика - экскурсия в цветочный магазин для наблюдения за тем, как
составляют букеты. Фитодизайн - оформление классного кабинета комнатными
цветами.
Раздел 5. Азбука экологической безопасности (6 часов)
Готовимся наблюдать и изучать - знакомство с оборудованием, необходимым в
природе. Какие качества необходимы юному исследователю. Учимся
наблюдать - цель наблюдения; планирование наблюдения; четыре основных
вопроса наблюдения: зачем? Что? Где? Как? Наблюдать. Как мы воспринимаем
окружающий мир. Рисуем впечатления - знакомство с различными техниками
рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса:
монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
Раздел 6. Проектная деятельность (4 часа)
Оставление и реализация проекта по оформлению комнатными растениями
школьного коридора.

5

3 класс
Раздел 1. Растениеводство (12 часов)
Подготовка почвы для посадки семян. Подготовка семян. Уход за посевами
(полив, рыхление). Пикирование ростков. Пересадка. Опыт. Уход за рассадой.
Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений». Высадка рассады в
грунт на территории школьного двора. Уход за высаженными растениями.
Раздел 2. Лес наше богатство (2 часа)
Акция «Возродим леса Урала » - работа на школенном опытном участке по
уходу за саженцами хвойных деревьев.
Раздел 3. Комнатное цветоводство (5 часов)
Выращивание комнатных растений из семян - изучение технологии высадки
комнатных растений с помощью семян. Опыт «Вырастай-ка» - высадка семян
комнатных растений и уход за ними.
Раздел 4. Ландшафтный дизайн (3 часа)
Цветники и газоны - знакомство с видами оформления. Акция «Моя первая
клумба» - высадка рассады цветов на клумбу; уход за высаженными цветами.
Раздел 5. Азбука экологической безопасности (6 часов)
Деревья твоего двора - знакомства с деревьями и кустарниками, растущими на
школьном дворе и опытном участке. Маленький огород на подоконнике выращивание лука, укропа, петрушки. Растительный и животный мир области.
Исчезающие растения области - знакомство с Красной книгой Свердловской
области.
Раздел 6. Проектная деятельность (6 часов)
Проект «Моя первая клумба» - знакомство с разнообразием ландшафтного
дизайна; выращивание цветов на школьной клумбе.
4 класс
Раздел 1. Растениеводство (12 часов)
Подготовка почвы для посадки семян. Подготовка семян. Посев семян цветов.
Уход за посевами (полив, рыхление). Пикирование ростков. Пересадка. Уход за
рассадой. Секреты агронома - знакомства с разными видами «подкормки»
рассады цветочных культур. Высадка рассады в грунт на территории
школьного двора. Уход за высаженными растениями.
Раздел 2. Лес- наше богатство (2 часа)
Акция «Возродим леса Урала »- высадка саженцев хвойных деревьев на
территории посёлка.
Раздел 3. Комнатное цветоводство (5 часов)
Создаём зимний сад - подбор и совмещение разных видов комнатных растений
в классе.
Раздел 4. Ландшафтный дизайн (3 часа)
Цветники и газоны - оформление. Конкурс «Лучшая клумба» - работа в
группах по оформлению клумб на территории школьного двора.
Раздел 5. Азбука экологической безопасности (6 часов)
Среда обитания - сезонные изменения в природе; условия жизни растений;
практическое занятие «Осень на пришкольном участке». Акция «Сохраним
первоцвет» - знакомство с первоцветами нашей области; составление и
6

распространение листовок - призывов к жителям. Декоративные растения и
цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений;
учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия
«кустарник», «дерево», «травянистое растение».
Раздел 6. Проектная деятельность (6 часов)
Работа над проектом «Зелёный наряд планеты» - создание экологических
знаков, листовок - призывов по охране природы Урала.

3.Тематическое планирование
1 класс
№ Наименование раздела
п/
п

Количество часов

Формы
аттестации,
(контроля)

1.

Растениеводство.

Всего
10

2.

Лес - наше богатство.

2

1

1

3.

Комнатное цветоводство.

10

5

5

4.
5.

Ландшафтный дизайн
2
Азбука
экологической 6
безопасности
Проектная деятельность
3

3

2
3

-

3

Всего

13

20

6.

33

Теория Практика
4
6

наблюдение,
опрос
наблюдение,
рисунок
наблюдение,
опрос
наблюдение
наблюдение,
опрос
групповой
проект

2 класс

№п/п Наименование раздела

Количество часов

Формы
аттестации,
(контроля)

1.

Растениеводство.

Всего
10

Теория Практика
4
6

2.

Лес- наше богатство.

2

1

1

3.

Комнатное
цветоводство.

10

5

5

наблюдение,
опрос
наблюдение,
конкурс загадок
тест
7

4.
5.

Ландшафтный дизайн 2
Азбука экологической 6
безопасности

3

2
3

6.

Проектная
деятельность
Всего

4

-

4

34

13

21

наблюдение
наблюдение,
опрос,
творческая
работа
защита проекта

3класс
№п/п Наименование раздела

Количество часов

1.
2.
3.

всего
12
2
5

теория
3
1

практика
9
2
4

3
6

1
3

2
3

тест
опрос, рисунок
наблюдение,
рисунок
наблюдение
тест

6

-

6

защита проекта

34

8

26

4.
5.
6.

Растениеводство.
Лес- наше богатство.
Комнатное
цветоводство.
Ландшафтный дизайн
Азбука экологической
безопасности
Проектная
деятельность
Всего

Формы
аттестации,
(контроля)

4 класс
№п/
п

Наименование раздела

Количество часов

Всего
12
2
5

Теория
1
1

3

1

1.
2.
3.

Растениеводство.
Лес- наше богатство.
Комнатное
цветоводство.

4.

Ландшафтный дизайн

5.

Азбука экологической 6
безопасности
Проектная
6
деятельность
Всего
34

6.

Формы
аттестации,
(контроля)

3

Практика
11
наблюдение
2
тест
4
наблюдение,
тест, дневник
цветовода.
2
наблюдение,
опрос
3
тест

-

6

6

28

защита проекта

8

1 класс - 1 час в неделю, 33 часа в год
№
п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

3.6

Наименование раздела
Растениеводство
Человек и природа
Земля - кормилица
Сорта культурных растений
Красная книга нашего края
Вырастим своих «Зеленых
друзей».
Уход за цветами - наша забота
Г ербарий из цветов
Коллаж из листьев
Зеленая аптека
Школьное лесничество
Лес - легкие планеты
Экскурсия в лес.
Комнатное цветоводство
Комнатное цветоводство наследие природы
Растения уголка природы
Комнатное цветоводство в нашем
районе
Особенности содержания
растений в комнатах
Условия, необходимые для
выращивания комнатных
растений
Подбор и размещение цветов в
ящиках

3.7
3.8
3.9
3.1
0
4
4.1
4.2
5

Уход за комнатными растениями
Растения для классов и для
коридоров
Календарь комнатных растений
Ассортимент комнатных растений
для окон
Ландшафтный дизайн
Создаем уголок природы
Праздник цветов
Азбука экологической

Всего
10
2
1
1
1

Кол-во часов
Теория
Практика
4
6
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
2
1
1
10

1
1
1
1

5

1

1

1

1

1

1

2
1
1
5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2
1
1
6

3

2
1
1
3

9

5.1
5.2
5.3
5.4
5.5

5.6

6

безопасности
Введение в экологию
Первые шаги по тропинке
открытий
Учимся наблюдать за объектами
живой природы
Десять заповедей друзей леса
Экскурсия на природу для
наблюдения за объектами живой
природы
Экскурсия на природу для
наблюдения за объектами живой
природы
Проектная деятельность

2 класс - 1 час в неделю, 34 часа в год
№
Наименование раздела
п/п
1 Растениеводство
1.1 Человек и природа
1.2 Жизненные формы растений
1.3 Условия, необходимые для
выращивания растений
1.4 Световые условия, тепловой и
воздушный режим
1.5 Почвенные условия
Травы-приправы и способы
1.6
заготовки пряных растений
1.7 Как растут витамины
2 Лес – наше богатство
2.1 Деревья нашего края
2.2 Экскурсия в лес.
3 Комнатное цветоводство
3.1 Календарь комнатных растений
3.2 Болезни комнатных растений и их
защита
3.3 Основные способы размножения
растений
3.4 Выращивание комнатных
растений без почвы
3.5 Использование цветочных
растений
3.6 Загадки цветоводов

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

3

3

Всего
10
2
2

Кол-во часов
Теория
Практика
5
5
1
1
1
1

1

1

1

1

1
2

1
1

1
2
1
1
10
1

5
1

2

2

3
1

1

1
1
2
1
1
5

2

1

1

1

1

1
10

3.7 «Цветочная фантазия» фотоконкурс
4 Ландшафтный дизайн
4.1 Флористика
4.2 Фитодизайн
5 Азбука экологической
безопасности
5.1 Г отовимся наблюдать и изучать
5.2 Какие качества необходимы
юному исследователю
5.3 Учимся наблюдать
5.4 Как мы воспринимаем
окружающий мир
5.5 Рисуем впечатления
6 Проектная деятельность

1

1

2
1
1

2
1
1
3

6

3

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

4

4

3 класс - 1 час в неделю, 34 часа в год
№
Наименование раздела
п/п
1 Растениеводство
Подготовка почвы для посадки
1.1
семян
1.2 Подготовка семян
1.3 Посев семян цветов
1.4 Уход за посевами (полив,
рыхление)
1.5 Пикирование ростков. Пересадка.
Опыт
1.6 Уход за рассадой. Опыт «Влияние
света, тепла, влаги на развитие
растений»
1.7 Высадка рассады в грунт на
территории школьного двора
1.8

Уход за высаженными растениями
2 Школьное лесничество

2.1

Акция «Возродим леса Урала»
3 Комнатное цветоводство
3.1 Выращивание комнатных
растений из семян
3.2 Опыт «Вырастай-ка»

Всего
12
2

Кол-во часов
Теория
Практика
3
9
1

1

1
1

1
1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

2

1

1

2

2

2

2

5

1

1

1

4

4

4
11

4
4.1
4.2
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6

Ландшафтный дизайн
Цветники и газоны
Акция «Моя первая клумба»
Азбука экологической
безопасности
Деревья твоего двора
Маленький огород на
подоконнике
Растительный и животный мир
Свердловской области
Исчезающие растения
Свердловской области
Проектная деятельность

№
Наименование раздела
п/п
1 Растениеводство
Подготовка почвы для посадки
1.1
семян
1.2 Подготовка семян
1.3 Посев семян цветов
1.4 Уход за посевами (полив,
рыхление)
1.5 Пикирование ростков. Пересадка.
Опыт
1.6 Уход за рассадой. Опыт «Влияние
света, тепла, влаги на развитие
растений»
1.7 Высадка рассады в грунт на
территории школьного двора
1.8

Уход за высаженными растениями
2 Школьное лесничество

2.1

Акция «Возродим леса Урала»
3 Комнатное цветоводство
3.1 Выращивание комнатных
растений из семян
3.2 Опыт «Вырастай-ка»

3
1
2
3
1
3

1
1
3

1
1

1

1

6

2

2
3
1

1

Всего
12

2

2

6
Кол-во часов
Теория
Практика
3
9
1

1

1
1

1
1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

2

1

1

2

2

2

2

5

1

1

1

4

4

4

12

4
4.1
4.2
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6

Ландшафтный дизайн
Цветники и газоны
Акция «Моя первая клумба»
Азбука экологической
безопасности
Деревья твоего двора
Маленький огород на
подоконнике
Растительный и животный мир
Свердловской области
Исчезающие растения
Свердловской области
Проектная деятельность

3
1
2
3
1
3

1
1
3

2
2
3
1

1

1

1

1

1

6

2

6

4 класс - 1 час в неделю, 34 часа в год
№
Наименование раздела
п/п
1 Растениеводство
Подготовка почвы для посадки
1.1
семян
1.2 Подготовка семян
1.3 Посев семян цветов
1.4 Уход за посевами (полив,
рыхление)
1.5 Пикирование ростков. Пересадка.
Уход
1.6 Секреты агронома
1.7 Высадка рассады в грунт на
территории школьного двора
1.8
2
2.1
3
3.1
4
4.1
4.2
5
5.1

Уход за высаженными растениями
Школьное лесничество
Акция «Наш поселок - зеленая
территория»
Комнатное цветоводство
Создаем «Зимний сад»
Ландшафтный дизайн
Цветники и газоны
Конкурс «Лучшая клумба»
Раздел 5 Азбука экологического
воспитания
Среда обитания

Всего
12
2

Кол-во часов
Теория
Практика
1
11
1

1

1
1

1
1

1

1

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

5
5
3
1
2
3

1
1
1
1

5
4
2

3

2
3

2

1

1
13

5.2 Акция «Сохраним первоцвет»
5.3
Изготовление «Посадочных лент»
семян культурных растений
5.4 Декоративные растения
6 Проектная деятельность

2
1

1

1
6

1

1
1

6

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».