В мире чисел и задач 3 - 4 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №137
620904, г. Екатеринбург, п. Шабровский, ул. Ленина, 45, тел. (факс): 8(343) 370-98-37,
e-mail: soch137@eduekb.ru

РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического
совета МАОУ - СОШ № 137
Протокол № 1 от 30.08.2021г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МАОУ - СОШ № 137
от 31.08.2021 № 158

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В МИРЕ ЧИСЕЛ И ЗАДАЧ
Направление : общеинтеллектуальное
Возраст: 3-4 класс
Срок реализации: 2 года (68 ч.)
ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП НОО
(УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ - СОШ № 137 от 31.08.2016 № 125)

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные :
- развит познавательный интерес к учебному предмету «Математика» через
решение занимательных упражнений и нестандартных задач;
- сформированы умения выполнять определенные учителем виды работ
(деятельности), понимая личную ответственность за результат;
- развита внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение
преодолевать трудности.
Метапредметные:
- развиты мыслительные операции младших школьников (анализ, синтез,
сравнение, обобщение);
- развиты коммуникативные умения в процессе решения разнообразных
заданий;
- сформированы умения адекватно проводить самооценку результатов своей
учебной деятельности, анализировать их на том или ином этапе.
Предметные:
- сформированы у обучающихся знания о некоторых фактах из истории
математики (биографии математиков, возникновение некоторых систем
счисления);
- сформированы у обучающихся умения находить разные способы решения
одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
- развито пространственное воображение и геометрические представления;
- сформированы первоначальные навыки работы на компьютере (создание
математических текстов, презентаций, работа
меню, нахождение
информации на заданную тему).
2.Содержание, формы и виды деятельности.
Содержание программы представлено пятью разделами: 1 раздел –
«Математическое справочное бюро», 2 раздел – «Математические игры»,
3 раздел –
«В мире задач», 4 раздел – «Геометрическая мозаика», 5
раздел – «Работа с информацией».
Первый год обучения. 3 класс (34 часа в год)
Раздел 1.
Математическое справочное бюро (4 часа)
Истории и причины возникновения математики. Как люди учились считать.
Как появились цифры. Проект «Цифры у разных народов»
Раздел 2. Математические игры (12 часов)
Древние китайские головоломки. Игры «Задумай число», «Отгадай
задуманное число». Игра-соревнование «Весёлый счет». Игра «Построй
пирамиду». Решение и составление математических ребусов. Заполнение

числовых кроссвордов (судоку). Числовые головоломки. Проект «Весёлые
математики». Математический КВН.
Раздел 3. В мире задач (8 часов)
Волшебные переливания. Задачи на переливания. В царстве смекалки.
Решение нестандартных задач. Старинные задачи. Задачи в стихах. Задачишутки. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Составление сборника текстовых задач.
Раздел 4. Геометрическая мозаика (5 часов)
Точка. Отрезок. Луч. Площадь фигуры. Единицы площади (квадратный
сантиметр, квадратный дециметр). Измерение площади с помощью палетки.
Угол. Измерение углов. Викторина «Геометрическая мозаика»
Раздел 5. Работа с информацией (5 часов)
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители
информации. Компьютер. Создание математического текста.
Второй год обучения. 4 класс (34 часа в год)
Раздел 1.
Математическое справочное бюро (4 часа)
Древние ученые Архимед, Евклид и Пифагор, их вклад в развитие
математики как науки. Римские цифры. Как читать римские цифры. Проект
«Римские цифры».
Раздел 2. Математические игры (6 часов)
Математические фокусы. Числовые головоломки. Игры «Как сосчитать?».
Фокусы без обмана. Числовые мозаики. Составление и решение числовых
мозаик. Ребусы. Выпуск математической газеты «Математика в играх».
Раздел 3. В мире задач (12 часов)
Задачи на движение. Задачи со спичками. «Спичечный конструктор. Мир
занимательных задач (задачи со многими возможными решениями). Задачи с
недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи, решаемые
перебором различных вариантов. Решение задач, имеющих несколько
решений. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Блиц-турнир по решению задач. Составление сборника по решению задач.
Раздел 4. Геометрическая мозаика (6 часов)
Объёмные геометрические фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар.
Моделирование фигур из проволоки. Площадь фигуры. Единицы площади

(ар, гектар). Симметрия фигур относительно прямой. Построение
симметричных фигур на клетчатой бумаге. Викторина «Геометрическая
мозаика».
Раздел 5. Работа с информацией (6 часов)
Компьютер – это система. Системные программы и операционная система.
Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
Создание презентации.
Занятия организуются с учётом интересов учащихся и проводятся с
использованием игровых методов и приёмов работы, практических занятий
по применению полученных знаний на практике. На занятиях активно
используется занимательный материал: головоломки, ребусы, кроссворды,
фокусы, загадки, мозаики. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую
деятельность, учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
выпускают математические газеты, готовят проекты, создают презентации и
др.
Основные виды практической деятельности обучающихся:
знакомство
и работа
с
энциклопедиями, справочной и
научнопопулярной литературой («История и причины возникновения математики» 3класс, «Как люди учились считать» - 3 класс «Как появились цифры» - 3
класс, «Древние учёные. Архимед. Евклид. Их вклад в развитие математики,
как науки»- 4 класс, «Пифагор. Его вклад в развитие математики, как науки»
- 4 класс, «Римские цифры. Как читать римские цифры» - 4 класс);
участие в международной игре «Кенгуру» и олимпиадах разного уровня
(«Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру» - 3 и 4
классы);
проектные работы (Проект «Цифры у разных народов» - 3 класс, проект
«Весёлые математики» - 3 класс, проект «Римские цифры» - 4класс);
творческие работы («Составление сборника текстовых задач» - 3 класс,
Выпуск математической газеты «Математика в играх» - 4 класс, Составление
сборника по решению задач – 4 класс);
составление и инсценирование задач («Старинные задачи» - 3 класс, «Задачи
в стихах» - 3 класс, «Задачи – шутки»- 3 класс, «Задачи со спичками.
Спичечный конструктор» - 4 класс, «Решение задач, имеющих несколько
решений» - 4 класс);
работа с конструктором («Точка. Отрезок. Луч» - 3 класс, «Угол.
Измерение углов» - 3 класс, «Объёмные геометрические фигуры (цилиндр,

конус) – 4 класс, «Объёмные геометрические фигуры (пирамида, шар) – 4
класс, «Моделирование фигур из проволоки – 4 класс).
составление ребусов, числовых мозаик, презентаций по вопросам курса
(«Решение и составление математических ребусов» - 3 класс, «Числовые
мозаики. Составление и решение числовых мозаик. Ребусы». – 4 класс,
«Создание презентации. Итоговое занятие курса «Математическая шкатулка»
- 4 класс);
блиц-турниры и викторины («Математический КВН» - 3 класс, «Викторина
«Геометрическая мозаика» - 3 класс и 4 класс, «Блиц-турнир по решению
задач» - 4 класс)
Виды игр, используемые на занятиях:
игры на развитие внимания («Числовые головоломки» - 3 класс и 4 класс,
«Математические фокусы» - 4 класс);
игры-тренинги («Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число» - 3
класс; «Игры «Как сосчитать?» - 4 класс);
игры-соревнования («Игра – соревнование «Весёлый счёт» - 3 класс)
интерактивные игры («Игра «Построй пирамиду» - 3 класс).
3. Тематическое планирование
№п/п
1
2
3
4
5

Название раздела программы
3 класс (34 часа в год)
Математическое справочное бюро
Математические игры
В мире задач
Геометрическая мозаика
Работа с информацией

1
2
3
4
5

4 класс (34 часа в год)
Математическое справочное бюро
Математические игры
В мире задач
Геометрическая мозаика
Работа с информацией

ИТОГО:

Количество часов
4
12
8
5
5
34 часа
4
6
12
6
6
34 часа
68 часов

Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
п/п

Тема занятия

Математическое справочное бюро (4ч)
1
История и причины возникновения
математики
2
Как люди учились считать
3
Как появились цифры
4
Проект «Цифры у разных народов»
Математические игры (12ч)
5-6 Древние китайские головоломки
7
Игры «Задумай число», «Отгадай
задуманное число»
8
Игра – соревнование «Весёлый счёт»
9
Игра «Построй пирамиду»
10-11 Решение и составление математических
ребусов
12
Заполнение числовых кроссвордов (судоку)
13-14 Числовые головоломки.
15
Проект «Весёлые математики»
16
Математический КВН
В мире задач (8 ч)
17
Волшебные переливания. Задачи на
переливание
18
В царстве смекалки. Решение нестандартных
задач
19
Старинные задачи
20
Задачи в стихах
21
Задачи - шутки
22-23 Решение олимпиадных задач
международного конкурса «Кенгуру».
24
Составление сборника текстовых задач
Геометрическая мозаика (5ч)
25
Точка. Отрезок. Луч
26
Площадь фигуры. Единицы площади
(квадратный сантиметр, квадратный
дециметр)

Кол-во
Дата
часов проведения
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

27
28
29
30
31
32
33
34

Измерение площади с помощью палетки
Угол. Измерение углов
Викторина «Геометрическая мозаика»
Работа с информацией (5ч)
Человек и информация
Источники и приемники информации
Носители информации
Компьютер
Создание математического текста

1
1
1
1
1
1
1
1
34часа

ИТОГО:

Календарно-тематическое планирование 4 класс
№
п/п

Тема занятия

Математическое справочное бюро (4ч)
1
Древние учёные. Архимед. Евклид. Их вклад
в развитие математики как науки
2
Пифагор. Его вклад в развитие математики,
как науки
3
Римские цифры. Как читать римские цифры
4
Проект «Римские цифры»
Математические игры (6ч)
5
Математические фокусы
6
Числовые головоломки
7
Игры «Как сосчитать?» Фокусы без обмана
8-9 Числовые мозаики. Составление и решение
числовых мозаик. Ребусы
10
Выпуск математической газеты «Математика
в играх»
В мире задач (12 ч)
11-12 Задачи на движение
13
Задачи со спичкам. «Спичечный
конструктор»
14
Мир занимательных задач (задачи со
многими возможными решениями)
15
Задачи с недостающими данными, с

Кол-во
Дата
часов проведения
1
1
1
1
1
1
1
2
1

2
1
1
1

избыточным составом условия
16
Задачи, решаемые перебором различных
вариантов
17
Решение задач, имеющих несколько
решений
18-20 Решение олимпиадных задач
международного конкурса «Кенгуру»
21
Блиц - турнир по решению задач
22
Составление сборника по решению задач
Геометрическая мозаика (6ч)
23
Объёмные геометрические фигуры
(цилиндр, конус)
24
Объёмные геометрические фигуры
(пирамида, шар)
25
Моделирование фигур из проволоки
26
Площадь фигуры. Единицы площади (ар,
гектар)
27
Симметрия фигур относительно прямой.
Построение симметричных фигур на
клетчатой бумаге.
28
Викторина «Геометрическая мозаика»
Работа с информацией (6ч)
29
Компьютер – это система
30
Системные программы и операционная
система
31
Файловая система
32
Компьютерные сети
33
Информационные системы
34
Создание презентации
ИТОГО:

1
1
3
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
34
часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».