СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я
–
лидер»
социально-гуманитарной
направленности.
Программа
ориентирована на социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе,
обеспечение их духовно-нравственного, гражданско-патриотического и
трудового воспитания.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно–
правовыми документами:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
5.Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства
образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 № 28 СанПиН 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи“.
7.СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
9.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с
социальным заказом.
10.Устав МАОУ-СОШ№137.
Актуальность программы. Данная образовательная программа
направлена на создание условий и возможностей для успешной
социализации и эффективной самореализации подрастающего поколения,
развитие и поддержку подростковых инициатив в области социальнозначимой деятельности, воспитание нравственной культуры подростков
основанной на ценностях и идеалах альтруизма, заботы и толерантности.
Главная цель этого процесса – формирование гражданина, личности,
способной не только полноценно жить в обществе, но и быть максимально
ему полезным.
Со стороны государства на сегодняшний день развитию и поддержке
лидерства уделяется особое внимание. С 2018 года в стране стартовал
Всероссийский конкурс «Лидеры России». Кроме того, созданная по указу
президента РФ от 29 октября 2015 г. общероссийская общественногосударственная детско-юношеская организация «Российское движение
школьников», стать членом которой может любой желающий в возрасте с 8
лет, предоставляет каждому ребенку условия для творческой
самореализации, развития индивидуальности, личностного самоопределения,
а также развития навыков работы в команде. Страна нуждается в новом
поколении активистов, людей обладающих уверенностью в успехе,
неординарным мышлением. Таким образом, подготовка лидеров,
стимулирование их организаторской деятельности приобрела на
сегодняшний день особую актуальность, большую социальную значимость.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы заключаются в комплексном
подходе к воспитанию личностных качеств учащихся. Развитие
организаторских навыков, воспитание гражданской ответственности, в
актуальной потребности современного общества в воспитании человека
«новой формации», человека компетентного, мобильного, с высокой
культурой делового общения. Общение со сверстниками и взрослыми
помогает приобретению уверенности в себе и своей значимости для других.
В совместных делах ребята могут получить позитивный опыт социального
взросления, социальной ответственности, активной жизненной позиции.
Особенности организации образовательного процесса:
- условия набора и формирования групп – набор в группы –
свободный. Группы могут быть разновозрастными с разноуровневой
подготовленностью учащихся.
- режим занятий – 3 раза в неделю по 2 занятия (перерыв 10 минут)
- возможность и условия зачисления в группы второго и
последующих годов обучения - учащиеся, успешно освоившие программу
предыдущего года обучения, зачисляются на второй год. Учащиеся,
имеющие удовлетворительные первоначальные навыки, могут быть
зачислены сразу на второй/третий годы обучения (на основании
вступительных испытаний).
- продолжительность образовательного процесса – программа
рассчитана на 3 года обучения – по 192 часов в год. Всего 576 часов.
адресат программы: учащихся в возрасте от 10 до 16 лет.
уровень программы: базовый
Форма реализации программы: очная (возможен очно – заочный
вариант обучения с применением дистанционных технологий при
необходимости. При реализации программы с применением дистанционных
технологий учащимся отсылаются методические указания, рекомендации к
практическим занятиям, видео записи по темам через сети Viber и WhatsApp,
а так же онлайн занятия через данные сети).
Возрастные особенности
Подростковый возраст – чрезвычайно важный, обладающий
самостоятельной ценностью этап жизненного пути. В то же время это
сложный, неоднозначный, нередко конфликтный период жизни. Чем будут
наполнены годы отрочества и юности? Станут ли они счастливыми и
творческими, или останутся в памяти как период неуверенности,
непонимания и даже отчуждения, во многом зависит от того окружения, от
той среды, которую создадут подростку его сверстники и взрослые, и,
несомненно, от его личного мироощущения.
Образовательная программа «Я - лидер» включает в себя определенный
круг знаний, умений и навыков и их подачу в определенной
последовательности
с
возрастающими
требованиями,
с
учетом
психофизиологических способностей обучающихся.
Подростковый возраст – период количественного и качественного
изменения психики и личности молодого человека. Он является этапом
формирования самосознания и собственного мировоззрения, принятия
значимых решений. Характерным новообразованием подростка является
«чувство взрослости», а также развитие самооценки, осознание себя
личностью, раскрытие своих возможностей. Завершается подготовка
подростка к самостоятельной жизни, формирование ценностей,
мировоззрения, выбор профессиональной деятельности, осознание самого
себя и переоценка своих качеств.
На формирование лидерских качеств оказывают большое влияние семья,
сверстники, школа, СМИ и другие многие факторы. Также в подростковом
возрасте возрастает потребность в общении со сверстниками, желание не
быть как все. Это накладывает, определяет отпечаток на развитие лидерских
качеств. Складываются собственные моральные установки и требования,
которые определяют характер взаимоотношений со старшими и
сверстниками.
Появляется
способность
противостоять
влиянию
окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они
сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти
требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться
поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и
малоинтересную
подготовительную
работу,
упорно
преодолевая
препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более
она им нравится.
1.2.Цели, задачи программы.
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития
личности как нравственного, ответственного и инициативного гражданина.
Задачи:
Обучающие:
•
Формирование знаний по основам теории лидерства, организаторской
деятельности, технологии социальных акций.
•
Формирование практических умений по организации деятельности
органов
самоуправления, методике игры, досуговой программы, коллективного
творческого дела, социальной акции.
Развивающие:
•
Развитие
познавательной
активности
и
способности
к
самообразованию, лидерского потенциала в процессе участия в
совместной
общественно-полезной деятельности.
•
Формирование опыта преобразовательной творческой деятельности и
эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере.
Воспитывающие:
•
Содействие
формированию
воспитанников.
активной
гражданской
позиции
•
Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм
в условиях уважения к правам и свободам человека.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план первого года обучения.
№
Название раздела, темы Количество часов
всего
теория
Практика
2
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности.
1.2 Детские
10
общественные
объединения
2
Основы
лидерства
1
1
2
8
2.1 «В поисках
своего я!»
20
2
18
2.2 Психология общения.
30
4
26
2.3 Ораторская
способность
22
2
20
Кейс лидера
30
6
24
1
Введение
1.1
3
Формы
аттестации/
контроля
Беседа рассказ
Первичная
диагностикатест
Тренинг, акция
Текущая
диагностика,
тренинг
Текущая
диагностика,
Тренинг
Практические
упражнения
репетиция,
Игра
Текущая
диагностика,
деловая игра
4
Досуговая
деятельность
Репетиция
Концертная
программа
Практические
упражнения, акция,
репетиция, игра
4.1 Организация и
проведение
праздников
4.2 Здоровый образ жизни
30
4
26
30
4
26
4.3 Участие в акциях и
мероприятиях
общественно-полезной
и гражданскопатриотической
направленности.
16
2
14
Акция,
дебаты,
практикум
5
Итоговое занятие
2
2
Дискуссия
Итого:
192
27
165
Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения.
1. Введение.
1.1 Вводное занятие.
Теория. Знакомство с деятельностью объединения, с его целями и
задачами, с порядком и планом работы на учебный год. Инструктаж по
технике безопасности.
Практика. Обсуждение и совместная выработка норм и правил
взаимодействия на занятиях. Групповые традиции и ритуалы. Игры на
знакомство.
Контроль. Первичная диагностика – тестирование.
1.2 Детские общественные объединения.
Теория: Понятие «общественное объединение», «общественная
организация». История и деятельность детских организаций. Знакомство
с общероссийской общественно-государственной детско-юношеской
организацией «Российское движение школьников» («РДШ»).
Практика: Посещение музея.
Контроль: Тренинг, акция
2. Основы лидерства.
2.1 «В поисках своего я!»
Теория. Своеобразие личности в ее уникальности и
неповторимости.
Самопрезентация участников. Постановка целей и
задач. Согласование ожиданий. Актуализация целей программы.
Диагностика самооценки. Исследование представления о себе.
Представление о собственной индивидуальности. Значимые черты
личности. Символическое представление о себе. Самопринятие - основа
самоуважения. Формирование адекватной самооценки. Недостатки как
потенциал самосовершенствования. Права: биологические, личностные,
общественные. Жизненные цели. Восприятие окружающими, ожидания и
реальность.
Практика. Создание названия, эмблемы, структуры группы. Игры
на сплочение. Диагностика групповых отношений. Игры и упражнения
на командообразование и доверие. Практикум «Чемодан лидера». Тест по
выявлению лидерских качеств. Работа с результатами теста. Упражнения
на развитие лидерских качеств. Составление портрета лидера.
Контроль. Тренинг «Я – лидер».
2.2 Психология общения.
Теория. Исследование процессов общения и взаимодействия.
Сущность барьеров общения. Слушать и слышать других. Невербальное
общение (мимика, позы, жесты, проксемика). Успешность и
эффективность общения. Этика и культура общения. Ситуации
повседневного общения, правила Смита. Содержательное общение.
Умение аргументировать свою точку зрения. Способы аргументации.
Искусство полемики.
Практика. Дискуссии и дебаты (организация и правила
проведения). Дискуссионный клуб «Плюс и минус». Экология общения.
Узнаем лучше друг друга. Упражнения для развития в группе
положительного восприятия себя и других участников Сплочение и
сотрудничество. Упражнение на внутригрупповую поддержку и
командное взаимодействие. Восприятие и понимание. Жизнь в гармонии
с окружающими. Праздник друг для друга. Мы вместе (станем одной
командой).
Контроль. Тест «Личность и общество».
2.3 Ораторская способность.
Теория. Развитие ораторских способностей. Разнообразие форм
самовыражения. Мои эмоциональные состояния. Эмоции и чувства.
Контроль эмоций. Саморегуляция. Средства внешней экспрессии.
Взаимосвязь внешней экспрессии и эмоционального состояния.
Практика. Работа над ролью-заданием, импровизация, творческое
задание «Мой первый сценарий». Игры на внимательность.
Контроль: Практические упражнения, репетиция. Инсценировка.
3. «Кейс лидера».
«Путь к успеху». Формирование лидерских качеств.
Теория. Качества лидера. Лидер, каким он может быть. Лидер
положительный и отрицательный. Типология лидеров: организатор,
мозговой центр, командир, диктатор. Формальный и неформальный
лидер. Лидер и команда. Распределение ролей в группе. Место лидера.
Управлять
и
подчиняться,
ответственность.
Эффективное
взаимодействие лидера и команды. Трудности и конфликты
взаимодействия лидера и команды.
Практика. Диагностика лидерских качеств. Деловая игра «Лидер»
Контроль: Текущая диагностика, деловая игра.
4. Досуговая деятельность.
4.1. Организация и проведение праздников.
Теория. Основы организации досуга. Знакомство с различными
видами игр. Обучение технологии проведения различных видов игр.
Игры в кругу, розыгрыши, игры-викторины. Школа аниматоров, игры с
залом. Подготовка и проведение праздников. Организация конкурсной
программы, роль ведущего.
Практика.
Разучивание
игр
(массовых,
подвижных,
интеллектуальных, спокойных, настольных), составление игротеки.
Игровой практикум. Тренинг. Игровая конкурсная программа.
Самостоятельное проведение праздников (праздник в начальной школе;
День рождения; День Матери!; Новый год; 8 марта и 23 февраля;
праздник нашей группы). Анализ игровых программ.
Контроль: Репетиция. Концертная программа.
4.2. Здоровый образ жизни.
Теория. Понятие «здоровый образ жизни». Роль лидера в
пропаганде здорового образа жизни. Составляющие ЗОЖ. Понятие
«здоровый человек». Психическое, социальное, физическое здоровье.
Формула здоровья. Вредные привычки
Практика. Игры и упражнения на взаимодействие. Тест
«Рейтинг» моих вредных привычек». Подвижные игры.
Контроль: Игра
4.3 Участие в акциях и мероприятиях общественно-полезной
и гражданско-патриотической направленности.
Теория. Участие в районных,
и региональных акциях и
мероприятиях общественно-полезной и гражданско-патриотической
направленности.
Контроль: Письмо солдату.
Раздел 5. Итоговое занятие.
Практика . Подведение итогов.
Учебно – тематический план 2 года обучения
№
Название раздела, темы Количество часов
всего
1
теория
Практика
Формы
аттестации/
контроля
Введение
1.1
2
Водное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности.
Постановка целей и
задач. Планирование
деятельности.
1.2 Детские общественные 12
объединения. История
появления.
2
Основы лидерства
2
-
Беседа рассказ
2
10
Текущая
диагностика,
тест
2.1 Психология общения
24
2
22
2.2 Ораторская
способность
22
4
18
3
Кейс лидера
22
2
20
4
Досуговая
деятельность
32
4
32
Репетиция
Концертная
программа
32
2
30
Разработка
агитационны
х материалов
24
4
20
Разработка
материалов,
проведение
социальных
акций .Тренинг,
акция
4.1 Организаци
яи
проведение
праздников.
4.2 Здоровый
образ
жизни.
5
Волонтерское
движение
Текущая
диагностика,
ролевая игра
Текущая
диагностика,
зачет
Самопрезентац
ия
6
Я и команда
6.1 Оформительский
практикум
20
7
2
Итоговое занятие
2
-
18
Текущая
диагностика,
практика
2
тестирование
Итого:
192
24
168
Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения.
1 .Введение.
1.1 Вводное занятие.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Постановка целей
изадач. Планирование совместной деятельности.
Контроль: Опрос.
1.2. Детские общественные объединения. История появления
Теория. Детские общественные организации, из истории
создания. Детские общественные организации и объединения России.
Практика. Тест «Роль детских организаций».
Контроль: Тренинг. Акция.
2. Основы лидерства.
2.1 Психология общения.
Теория. Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции
общения. Вербальное и невербальное общение. Овладение способами
эффективного общения. Общение в группе. Понятие «Коммуникация».
Коммуникативные умения и навыки. Деловая коммуникация. Культура
речи. Принципы эффективного взаимодействия.
Практика. Беседа, практическая работа в группах. Игрыпоединки. Игры на взаимодействие и сплочение команды. Тренинг
«Развитие коммуникативных навыков». Тренинг «Как говорить. Как
слушать». Проведение дебатов, диспутов, пресс-конференций.
Контроль: Тест «Умею ли я общаться».
2.2 Ораторская способность.
Теория. Основы публичного выступления, ораторское искусство,
культура речи, основы актерского мастерства,
импровизация. Советы лидеру – как говорить, как слушать. Построение
публичного выступления. Типы выступлений: информационное,
агитационное, развлекательное.
Практика. Подготовка к выступлению.
Контроль: Публичное выступление на заданную тему.
3. К е й с л и д е р а .
Теория. Понятие «лидер», «команда», взаимоотношения лидера и
его команды. Правила работы с командой. Статус человека в группе,
пути изменения статуса. Психологический климат коллектива, его
влияние на деятельность и на самочувствие его членов. Лидер как
носитель ценностей коллектива, роль лидера в развитии коллектива.
Практика. Определение командных ролей на примерах. Ролевая
игра «Кто управляет государством?».
Контроль: Тренинг «Я в коллективе».
4. Досуговая деятельность.
4.1 Организации и проведение праздников.
Теория. Методика организации и проведения конкурсных
программ. Алгоритм составления конкурсных программ. Формы массовых
мероприятий. Этапы организации. Подготовка. Проведение. Анализ.
Практика. Подготовка и защита проекта «Сценарий праздника,
конкурса, КВН».
Контроль: Участие в конкурсной программе.
4.2 Здоровый образ жизни
Теория. Разъяснительная работа по пропаганде здорового образа
жизни (ЗОЖ) и профилактике социально - негативных явлений в
подростковой и молодёжной среде. Контроль чувств: умение принимать
волевые решения и отказ от того, что уводит в сторону.
Практика. Пропаганда ЗОЖ. Подбор положительных примеров и
образцов активной жизнедеятельности; проведение спортивных
соревнований, Дней здоровья «Мы за здоровый и спортивный образ
жизни». Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций,
презентаций о здоровом питании. «Международный день отказа от
курения». Подготовка к акции: разработка памяток о вреде курения.
Конкурс «Лучший сценарий социальной рекламы о вреде
злоупотреблений ПАВ и популяции здорового образа жизни».
Всемирный день борьбы со СПИДом. Подготовка к проведению
мероприятия «По дорогам жизни». Разработка сценариев. Репетиции.
Выступления. Разработка и проведение игр по профилактике
алкогольной и никотиновой зависимости. Разработка и проведение
мероприятий по профилактике компьютерной и игровой зависимости.
Контроль: Участие в конкурсе рисунков «Уральский край без
наркотиков»
5. Волонтерское движение.
5.1 Основы волонтерского движения.
Теория. Принципы волонтерского движения, опыт деятельности
волонтерских организаций. Общественно значимые акции. Что такое
общественно значимые акции. Виды общественно значимых акций:
трудовые, спортивные, общественно-политические, познавательные.
Методика
организации
и
проведения:
изучение
ситуации,
предварительная работа, планирование, подготовка акций, проведение,
подведение итогов.
Практика. Тренинги по программе «Сверстник сверстнику».
Контроль: Участие в акциях, трудовых десантах.
5.2 Трудовая деятельность
Теория.
Обучение
техническому
мастерству
волонтёров.
Занятие «Узелки на память». Постановка актуальных для деятельности
вопросов. Некоторые практические советы волонтёрам. Как говорить? Как
слушать? Несколько важных правил работы с маленькими помощниками.
Роль волонтёра в решении социальных проблем местного сообщества.
Практика.
Организация
трудовой
занятости,
профориентационной работы: организация добровольческого труда по
экологической очистке территорий, расчистка дорожек от снега, уход за
домашними цветами, проведение генеральной уборки. Социальная
акция. Разработка и проведениесоциальных акций.
Котроль: Акция «Чистое село».
6. Я и команда
6.1 Оформительский практикум
Стенгазета: специфика жанра
Теория. Правила оформления стенгазеты, художественное
решение: выбор цветового решения, подбор шрифтов. Объявление:
формирование умения писать объявления. Листовка: научить оформлять
листовки.
Практика. Практикум оформление листовок.
Контроль: «Выпуск тематической стенгазеты».
Выставки: виды и основы оформления
Теория. Методика организации выставок , выбор темы,
композиционные правила построения, учет законов цветоведения ,
организация выставок из природного материала, организация
тематических выставок.
Практика. Практикум «Оформление выставки».
Контроль: Оформление выставки.
Декорации. Костюмерная мастерская
Теория. Декорации: формирование умения подбирать декорации к
определенному мероприятию. Костюмерная мастерская.
Практика. Практикум по изготовлению и подбору костюмов к
мероприятию.
Контроль: Изготовление костюма
7. Заключительное занятие.
Теория. Подведение итогов. Тестирование.
Учебно - тематический план 3 года обучения
№
Название раздела, темы Количество часов
всего
теория
2
2
-
Беседа рассказ
10
2
8
Деловая игра
18
2
16
2.2 Ораторская способность 12
2
10
2
4
1
Введение
1.1
Вводное занятие,
инструктаж по технике
безопасности.
Постановка целей и
задач. Планирование
деятельности.
1.2 Детские
общественные
объединения
2
Основы лидерства
2.1 Психология общения
3
Практика
Формы
аттестации/
контроля
Текущая
диагностика,
Тест
Тренинг, акция
Кейс лидера
3.1 Формула
успеха
6
Разработка
агитационных
материалов
Текущая
диагностика,
тренинг
3.2 Организаторск
ая техника
лидера
3.3 Основные
приемы
формирования
команды
3.4 Конфликтная
компетентнос
ть
4
Досуговая
деятельность.
4.1 Организация и
проведение
праздников
4.2 Здоровый образ жизни
6
2
4
Тест
6
2
4
Практикум
8
2
6
Тренинг
24
2
22
Текущая
диагностика,
зачет
5
Волонтерское
движение
18
2
16
Текущая
диагностика,
Практика
6
Я и команда
12
2
10
Практикум
24
4
20
Практикум
14
4
10
Разработка
материалов,
проведение
социальных
акций
Тестирование
32
2
160
6.1
Оформительск
ий практикум
6.2 Игровое
моделирование
действительности
6.3 Информационнокоммуникационные
технологии в
деятельности
современного лидера
7
Итоговое занятие.
Итого
30
2
192
2
-
28
Репетиция
Концертная
программа
Содержание учебного плана 3 года обучения.
1. Введение.
1. 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория. Знакомство с деятельностью объединения, с его целями и
задачами, с порядком и планом работы на учебный год. Инструктаж по
технике безопасности.
Практика. Игры на знакомство («Я самый-самый», «Я – лидер»,
«Снежный ком»).
Контроль: Тестирование.
2. Основы лидерства.
2.1 Психология общения
Теория. Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции
общения. Вербальное и невербальное общение. Овладение способами
эффективного общения. Общение в группе. Коммуникативные умения и
навыки. Основы конфликтологии. Пути разрешения конфликтных
ситуаций.
Практика. Беседа, практическая работа в группах. Игры-поединки.
Игры на взаимодействие и сплочение команды.
Контроль:Тренинг «Развитие коммуникативных навыков».
2.2 Детских общественные объединения.
Теория. Изучение программ деятельности общественных
организаций, анализцелей и задач.
Практика. Проект «Программа деятельности ДОО». Разработка
собственнойпрограммы деятельности.
Контроль: Деловая игра.
2.3 Ораторская способность.
Теория: Основы публичного выступления, ораторское искусство,
культура речи, основы актерского мастерства. Ораторское мастерство.
Принципы, правила публичного выступления; структура выступления.
Знакомство с видами публичного выступления. Основные принципы,
правила публичного выступления. Правила подготовки к выступлению.
Требования к внешнему виду выступающего. Приёмы установления
контакта со слушателем. Техника речи. Органы речи, речевой аппарат.
Практика: Упражнения для тренировки основных
органов речи, для разогрева речевого аппарата.
Упражнения «Учимся говорить», «Иван Иванович»,
«Репортер». Рефлексия.
Контроль: Анализ деятельности.
3. Кейс лидера.
3.1Формула успеха
Теория. Понятие «лидер», основные качества лидера. Формальный и
неформальный лидер. Целостность личности и комплексность свойств
лидера.Структура личности лидера. Типы лидеров: лидер-созидатель,
лидерразрушитель, лидер-инициатор, лидер-умелец, деловой лидер,
лидеры-генераторы эмоционального настроя.
Практика. Практикум «Чемодан лидера». Упражнения на развитие
лидерских качеств.
Контроль: Тест по выявлению лидерскихкачеств. Работа с
результатами теста.
3.2. Организаторская техника лидера
Теория. Организаторская техника как форма организации
поведения лидера,средство его успешной деятельности, совокупность
способов достижения цели. Готовность стать лидером. Правила
руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы
организаторской деятельности.
Практика. Деловая игра «Выборы». Комплекс ролевых
упражнений. Игры на взаимодействие и сплочение.
Контроль: Тест на выявление организаторских способностей.
3.3 Основные приемы формирования команды
Теория. Основные приемы формирования команды. Уровни
развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды
коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их
взаимодействие.
Практика. Игры на сплочение. Игры и упражнения на
командообразование идоверие. Лидерство в детской организации.
Контроль: Практикум «Как вести за собой».
3.4 Конфликтная компетентность
Теория. Понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их
разрешения. Конфликт как столкновение темпераментов, мнений,
интересов, позиций, ценностей и т.п. Конфликтный человек. Различные
стратегии поведения человека в конфликтных ситуациях. Конфликты со
сверстниками, родителями, с учителями, их причины и возможности
преодоления.
Практика. Проигрывание конфликтных ситуаций. Упражнения по
конфликтной компетентности подростка.
Контроль: Тренинг «Разрешение конфликтов»
3.5 Портфолио лидера.
Теория. Понятие термина «портфолио». Содержание, структура
документа. Разновидности. Папка достижений. Требования к портфолио,
предъявляемого на конкурс.
Практика. Игры на взаимодействие, сплочение. Проект
«Подготовка своегопортфолио».
Контроль: Защита проекта «Мое портфолио»
4. Досуговая деятельность.
4.1 Организация и проведение праздников.
Теория. Коллективно-творческое дело. Виды КТД. Стратегия, тактика
и технология КТД. Методика организации и проведения КТД:
предварительная работа, коллективное планирование, коллективная
подготовка дела, проведение дела, коллективное подведение итогов,
важнейшее
последствие.
Формы
коллективной
рефлексивной
деятельности.
Практика. Практикум «В копилку лидера». Работа над рольюзаданием, проведение коллективно-творческого дела, разработка своего
КТД по стадиям.Контроль: Игра-тренинг «Мой первый сценарий».
4.2 Здоровый образ жизни (ЗОЖ)
Теория.Понятие «здоровый образ жизни». Роль лидера в
пропагандездорового образа жизни. Составляющие ЗОЖ. Понятие
«здоровый человек». Психическое, социальное, физическое здоровье.
Формула здоровья. Вредные привычки.
Практика. Игры и упражнения на взаимодействие. Подвижные
игры».
Контроль: Тест «Рейтинг» моихвредных привычек».
5. Волонтерское движение.
Теория. Принципы волонтерского движения, опыт деятельности
волонтерских организаций. Общественно значимые акции. Что такое
общественно значимые акции. Виды общественно значимых акций:
трудовые, спортивные, общественно-политические, познавательные.
Методика организации и проведения: изучение ситуации, предварительная
работа, планирование, подготовка акций, проведение, подведение итогов.
Практика. Тренинги по программе «Сверстник сверстнику».
Контроль: Участие в акциях, трудовых десантах.
6. Я и команда.
6.1 Оформительский практикум.
Теория. Методика организации выставок , выбор темы,
композиционные правила построения, учет законов цветоведения ,
организация выставок из природного материала, организация
тематических выставок.
Практика. Практикум «Оформление выставки».
Контроль: Оформление выставки к 8 марта.
6.2 Игровое моделирование действительности
Теория. Виды, типы игр и их значение. Методика проведения
различных видов игр. Этапы организации игры. Игровые методики.
Отработка социальных навыков в игре. Классификация игр: командные
игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные
игры, зимние игры. Интеллектуальные игры. Сюжетно-ролевые игры,
роль игр в развитии деловых и лидерских качеств у молодежи. Деловая
игра как форма жизнедеятельности в детской общественной
организации.
Практика. Практикум «Игры, в которые мы играем».
Контроль: Практикум.
6.3 Информационно-коммуникационные технологи
в деятельности современного лидера
Теория. Безопасность в сети интернет. Использование средств
информационно-коммуникационных технологий
в
деятельности
современного
лидера.
Использование
ИКТтехнологии
в
организационно-массовой
деятельности.
Умение
использовать
социальные сети. «Всемирная паутина» как один из источников
информации..д.
Практика. Освоение навыков эффективной работы в сети Интернет.
Контроль: безопасности пользования сети интернет
7. Итоговое занятие. Тестирование
Теория. Подведение итогов работы.
Практика. Итоговая аттестация. Тестирование.
1.4.Планируемые результаты
По окончанию 1 года обучения будут знать:
основные качества лидера; структуру органов самоуправления;
основы организаторской деятельности;
методику работы над коллективно-творческим делом;основы общения;
уметь:
владеть навыками словесного действия;
развивать навыки управления эмоциями самооценки,взаимодействия;
уметь преодолевать и разрешать конфликтные ситуации;организовывать
КТД;
По окончанию 2 года обучения будут знать:
структуру органов самоуправления;
методику работы над коллективно-творческим делом;основные этапы
создания проекта;
строить речевое высказывание (составлять и произносить монолог,
поддерживать диалог, дискутировать на заданную тему);
уметь:
работать с различными видами информации;
использовать технологии по подготовке социальных акции и проведения
социальных дел;
обмениваться информацией, дискутировать, защищать свою точку
зрения;
вести здоровый образ жизни, сохранять и укреплять здоровье;
организовывать и проводить коллективные творческие дела,
создавать возможности для проявления активной жизненной позиции;
развивать систему совместной деятельности детей и взрослых
По окончанию 3 года обучения будут знать:
командные роли и основы формирования команды;основы
оформительского мастерства;
основы публичного выступления; основные этапы создания проекта;
методики организации и проведения массовых мероприятий
уметь:
владеть навыками публичного выступления;работать в команде;
владеть основными навыками оформления стенных газет, выставок;
владеть
навыками ИКТ;
владеть методикой социального проектирования;
расширять навыки работы с информацией;
развивать рефлексивные умения, навыки самоанализа и самооценки
своей
деятельности.
По итогам реализации программы у учащихся будут сформированы
Информационно-технологические компетенции:
• умение при помощи реальных объектов и информационных технологий
• самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять
информацию позаданной теме;
• умение представлять материал с помощью средств презентации,
проектов;
• умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым
темам с пониманием и по существу.
Учебно-познавательные компетенции:
• умения и навыки организации учебной деятельности: организация
рабочего
• места, режима работы, владения основными приёмами обработки
материалов;
• умения и навыки мыслительной деятельности: осмыслить и
осуществить
практическую работу;
• умения и навыки оценки и осмысления результатов своей
деятельности:
навыки анализа проделанной работы (понравилась ли работа, какие
чувства она вызывает и т.п.).
Коммуникативные компетенции:
• умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с
чужим
мнением и аргументировано отстаивать своё; организовывать
совместнуюработу на основе взаимопомощи и уважения;
• умение обмениваться информацией;
• умение выступать на публике.
Социально-личностные компетенции:
проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями,
• способность вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное
мнение;
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах
уважения
и
доброжелательности,
взаимопомощи
и
сопереживания проявление
дисциплинированности,
трудолюбия
и
упорства в достижениицелей
Здоровьесберегающие компетенции:
• умение грамотно сформулировать заповеди здорового образа жизни;
• умение организовать и качественно провести тренинг для учащихся
своей группы.
2.2.Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Продуктивность работы во многом зависит от качества
материально- технического оснащения процесса. Реализация
программы по теоретической подготовке проводится в помещении
образовательной организации с применением технических средств
обучения и материалов:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
интернет источники;
материалы по теории педагогики и психологии;
сборники игр, тренингов и упражнений;
аудио видеоматериалы для работы с детьми;
литература для родителей воспитанников.
колонки
ПК
бумага писчая формата А4;
ватман;
цветная бумага;
цветной картон;
фломастеры;
цветные карандаши;
скотч;
ручки шариковые;
карандаши простые.
Формы контроля и оценочные материалы
Для определения результативности освоения Программы два раза в год
проводится аттестация: промежуточная – по итогам I полугодия, итоговая –
по окончании II полугодия. Уровень усвоения программы определяется с
учётом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся,
уровнемподготовленности к занятиям.
Формы проведения аттестации:
•
•
•
•
Опрос
Наблюдение
Тестирование
Практическая работа
•
•
Тренинговое задание
Творческая работа
•
•
•
Мастер-класс
Игра
Практикум
Методические материалы
- плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде
здоровогообраза жизни;
- видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных
явлений;
- мультимедийные презентации в соответствии с темами программы;
- раздаточный
материал
(буклеты,
наклейки,
календари,
тиражированные с использованием собственных и привлеченных
ресурсов, а также предоставленные социальными партнёрами);
- информационный материал и фотографии, используемые для
оформления стендов, сайта, мультимедийных презентаций.
При
реализации
программы
используются
педагогические
технологии:
• Технология личностно-ориентированного развивающего обучения
• Технология индивидуализации обучения
• Групповые технологии
• Технология коллективной творческой деятельности
• Здоровьесберегающие технологии
• Технологию развития «критического мышления»
• Применение
исследовательских,
проектных,
проблемнопоисковыхметодов в обучении;
• Технология «дебаты».
Принципы построения образовательной программы
• Принцип
доступности – учитывает возрастные особенности и
индивидуальный подход к каждому ребенку.
• Принцип систематичности и последовательности – используется в
повторении изученного не только в начале занятия для проверки уровня
усвоения, и не только в конце занятия с целью закрепления полученной
информации.
• Принцип наглядности – использование всевозможных видеоматериалов.
• Принцип
духовно-нравственной
направленности
–
развитие
обучающихся через практическую деятельность системы знаний и
представлений об окружающей действительности. В первую очередь о
связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и
гармоничной природой.
Список литературы
1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система
человека.[Текст] - М.: Логос, 2004. - 304 с.
2. Авидон И. Гончукова О. Тренинги формирования команды.
Материалы для подготовки и проведения [Текст] Авидон И. Спб., Речь,
2008,280 c.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] учебник для
высших учебных заведений/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. 365 с.
4. Андреева, И.Н. Биологические и социальные предпосылки
развития эмоционального интеллекта // Когнитивная психология [Текст]
сб.статей; Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. - Минск: БГПУ,
2006. С. 7-11.
5. Арутюнов, В. В. Основы современных коммуникаций: человек
- группа - общество: учебное пособие для студентов ун-тов и вузов
культуры и
искусств и других учебных заведений [Текст]В. В. Арутюнов - М.:
МГУКИ, 2006. - 53 с.: ил. - Библиогр.: с. 47- 49.
6. Бендас Т. В. Психология лидерства [Текст] учебное пособие
для высших учебных заведений/. Т. В. Бендас - М.: Аспект Пресс, 2009. 360 с.
7. Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри [Текст]: Учебное
пособие. - М.: Попурри, 2005. - 303 с.
8. Богданов, Е. Н. Психология личности в конфликте: учеб.
пособие [Текст] Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. - 2-е изд. СПб : Питер,
Библиогр. 2004.- 222 с.
9. Вежевич, Т. Школа лидера - школа патриота [Текст]
Т.Вежевич Народное образование. - 2009. - №3. - с. 194-197.
10. Горбатов, Д. С. Общепсихологический практикум:
учеб.пособие для бакалавров [Текст] Д. С. Горбатов. - 2-е изд., перераб.
и доп. – М.:Юрайт, 2013. – 308 с.
11. Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие образования» на 2013-2020 г.
12. Гоулман
Д.
Эмоциональное
лидерство:
Искусство
управления людьми на основе эмоционального интеллекта. [Текст]
Даниэл Гоулман - М.: Альпина, 2005.- 301 с.
13. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: эмоции как фактор
корпоративного успеха / Даниэл Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки //
Действенное лидерство. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. С.
32– 56
14. Грязнова Г.А., Михальцова Л.П. Формирование лидерских
качеств студентов как компонента подготовки конкурентоспособного
выпускника вуза Сборник научных трудов SWorld. Выпуск4. Том 25.
Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 013 ЦИТ: 413-0891.- С. 59- 67.
15. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера [Текст] / М.
Емельянова // Воспитание школьников. - 2006. - №5. - с. 23-25.
16. Кипнис М Тренинг лидерства. [Текст] М.Кипнис- 2-е изд.,
стер. -М.: Ось-89, 2006. - 144 с.
17. Кристофер Э., Смит Л., Тренинги лидерства[Текст]
Учебноепособие/ Э. Кристофер, Л. Смит - Питер, 2002 год. - 320 с.
18. Литература по психологии, менеджменты, журналистике
[Электронный ресурс] http://www.koob.ru/
19. Майерс Д. Социальная психология. [Текст] учебное
пособие/ Д.Майерс - Спб.: Питер,2007. - 510 с;
20. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология
развития [Текст] учебник для студентов высших учебных заведений / В.
С. Мухина. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
21. Панова, О.В. Роль социального проектирования в воспитании
школьников [Текст] /О.В. Панова // Воспитание школьников. - 2011. №8. - с.31-34.
22. Педагогика в ситуациях, задачах и упражнениях. Ч.1.
Теоретические основы анализа педагогических ситуаций и решения
педагогических задач: учеб.- метод. пособие / Фед. гос. бюдж. образоват.
учреждение высш. проф. образования «Кемеровский гос.ун-т». Межвуз.
каф.общ. и вуз. педагогики; [сост.: Н.Э. Касаткина и др.]. – Кемерово,
2011. – 108 с.
23. Психология успеха и лидерства [Электронный ресурс]
http://psyfactor.org/lybr2.htm
24. Сиднин И.Н., Современные технологии обучения и
воспитания в совершенствовании социально-педагогических функций
учреждения дополнительного образования детей. [Текст] И.Н. Сиднин,
Кемерово, Полиграф, 2008г.
25. Современные образовательные технологии в учебном
процессе вуза[Текст] методическое пособие / авт.–сост. Н. Э. Касаткина,
Т. К. Градусова, Т. А. Жукова, Е. А. Кагакина, О. М. Колупаева, Г. Г
Солодова; отв. Ред. Н. Э. Касаткина. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011.
– 184с.
26. Тренинги, лекции и тесты на лидерство [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org/
27. Уманский, Л.И. Личность. Организаторская деятельность.
Лидер и его команда: практика работы тренеров и консультантов в
организациях / Под ред. Н. В. Клюевой. - СПб.: Речь, 2008. – 206 с.
28. Электронный учебник по психологии и педагогике
[Электронный ресурс] http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych-index.html
Интернет-ресурсы:
Сайты онлайн тестирования лидерских качеств:
http://psyfactor.org/tests/intro.php?dir=lider
http://oltest.ru/tests/menedzhment_i_marketing/liderstvo
http://www.manalfa.com/testy/na-liderskie-kachestva
http://paytest.ru/t13/
http://www.profirk.ru/education/courses/8/?COURSE_ID=8&LESSON_ID
=53&LESSON_PATH=44.53
http://helpmetest.ru/liderstvo/spisok_1.html
http://pro-business.kz/test/lider.html