Содержание
1. Основные характеристики программы
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/контроля
3. Список литературы
4. Программа воспитания
1.Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный театр» разработана в соответствии с требованиями в
образовании, отраженными в следующих документах:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
5.Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
7.СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
9.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным заказом.
10.Устав МАОУ-СОШ№137.
Актуальность
Рабочая программа ориентирована на всестороннее развитие личности
ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию
и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми,
основана на психологических особенностях развития школьников среднего
звена.
Отличительная особенность программы
В рабочей программе систематизированы средства и методы
театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов
детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Рабочая программа основана на следующем научном предположении:
театральная деятельность как процесс развития творческих способностей
ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре
является процесс репетиций, процесс творческого переживания и
воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы
над образом происходит развитие личности ребенка, развивается
символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль.
Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие
произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами
не менее важна, чем сам спектакль.
Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 5 – 6
классов.
Возрастные особенности:
категория учащихся соответствует
среднему школьному возрасту. Ведущие виды деятельности - игра и
учебная деятельность. Игровая деятельность, направленная на ориентацию
учащегося в системе социальных и межличностных отношений с помощью
актерских упражнений. Учебная деятельность - та деятельность, в процессе
которой происходит усвоение новых знаний, и управление которой
составляет основную задачу в процессе обучения.
В этом возрасте наиболее значимым является «потребность в
достижении успеха», прослеживается потребность в общении и творческом
взаимодействии со сверстниками. Актуальность занятий по программе в
данном возрасте обусловлено эстетическим воспитанием и творческим
развитием учащихся. Именно в этом возрасте творческое выражение
должно стать для ребенка той эстетической ценностью, которая будет
обогащать всю его дальнейшую жизнь. Занятия в театральном кружке
способствуют улучшению психического и эмоционального состояния
ребенка – выступление перед зрителями воздействует на чувства учащихся,
занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме, а также углубляет
имеющиеся представления об окружающей действительности.
Количество в группе до 15 человек. Комплектование объединения
проводится без предварительного отбора. Набор учащихся свободный,
состав группы - постоянный, разновозрастной. На период обучения
возможен прием учащихся в зависимости от возраста или имеющихся
специальных способностей. Образовательный процесс организуется в
традиционной форме.
Объем программы: 144 часа.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Форма обучения - очная, в особых случаях применяется
дистанционная.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 1,5 учебных часа.
Уровень освоения программы: стартовый уровень - используются
и реализуются общедоступные и универсальные формы организации
материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения
содержания программы.
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Виды
занятий:
беседа,
рассказ,
практическое
занятие,
комбинированное занятие, репетиция, спектакль, разыгрывание этюдов.
Формы подведения итогов: наблюдение, устный опрос, спектакль.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - развитие творческих способностей, творческого
самовыражения в рамках театральной деятельности.
Задачи программы.
Обучающие:
•
•
•
Учить действовать на сценической площадке естественно.
Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в
хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые,
используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на
противоположные.
Познакомить детей с различными видами театра (кукольный,
драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный
балаганный театр).
Развивающие:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Развивать и совершенствовать творческие способности детей
средствами театрального искусства.
Развивать
творческую
самостоятельность
в
создании
художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные
импровизации.
Развивать чуткость к сценическому искусству.
Расширять представления детей об окружающей действительности.
Активизировать ассоциативное и образное мышление.
Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в
разных обстоятельствах, ситуациях.
Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать
двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические
способности и координацию движений.
Развивать способность создавать образы живых существ и предметов
через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и
мимики.
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу
детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя
выразительные средства, характерные для данного произведения.
Поддерживать
стремление
детей
самостоятельно
искать
выразительные средства для создания образа персонажа, используя
движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
Воспитательные:
•
•
•
•
Воспитать эстетический вкус;
Воспитать навыки сценической культуры;
Воспитать ответственность, трудолюбие
Воспитывать чувство товарищества, взаимопонимание, патриотизма.
1.3. Содержание программы.
Учебно-тематический план.
№
1.
2.
3.
4.
Наименование
раздела, темы
Вводное занятие. Я
приглашаю вас в
театр.
Раздел 1.
Азбука театра.
Раздел 2.
Театральное
закулисье.
Раздел 3.
Культура и техника
речи. Художественное
чтение
Количество часов
формы контроля
Всего теория практика
Входящая
диагностика
1.5
1.5
9
1.5
7.5
4.5
1.5
3
21
1.5
19.5
5.
Раздел 4.
Основы актерской
грамоты
18
1.5
16.5
6.
Раздел 5
Предлагаемые
обстоятельства.
Театральные игры
12
1.5
10.5
7.
Раздел 6
Ритмопластика.
Сценическое
движение
Раздел 7
Актёрский практикум.
Работа над
постановками,
выступлениями
18
1.5
16.5
Раздел 8
Итоговая аттестация
Раздел 9
Мероприятия в рамках
программы
воспитания
Итого:
1.5
1.5
16.5
16.5
8.
9.
10
42
42
-
144
10.5
133.5
Творческое
задание (текущий
контроль)
Творческое
задание (текущий
контроль)
Творческое
задание,
выступление
Контрольный
критерий №1
Творческое
задание (текущий
контроль)
Контрольный
критерий №2
Выполнение
творческих
заданий.
Контрольный
критерий №3
(промежуточный
контроль)
Творческое
задание (текущий
контроль)
Творческое
задание (текущий
контроль)
Контрольный
критерий №4
Итоговый тест
(итоговый
контроль)
Творческий отчет,
выступление.
Содержание программы
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1.5 ч)
Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий,
правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой.
Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в
транспорте. Знакомство с правилами противопожарной безопасности.
Практическая часть. «Разрешите представиться» - умение представить
себя публике. Входящая диагностика.
АЗБУКА ТЕАТРА (9 ч)
Тема 1. Азбука театра
Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как
вид искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального
искусства. Знакомство с мифологией. Практическая часть. Тест «Какой я
зритель». Посвящение в «театральные зрители», выдача удостоверений, где
можно отмечать посещения наклейками или записывать названия
спектаклей. Игры «Мы идем в театр», «Одно и то же по-разному».
1.
Тема 2. Правила поведения в театре. Театральный этикет.. (1ч)
Теоретическая часть : Правила поведения в театре. Театральный этикет
Практическая часть : Викторина, инсценирование небольших
произведений об осени
2. 2. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ (4.5ч)
Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в
диалоге и интерактивно.
Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актер,
режиссер,
сценарист,
художник,
декоратор,
гример,
оператор,
звукорежиссёр, бутафор.
Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут
раскрыть тему. Сценический этюд «Профессии театра.. .».Подготовка и
выступление на праздничной линейке
3. 3. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
(21 ч)
Тема1. Культура и техника речи.(2 ч)
Теоретическая часть. Основы практической работы над голосом.
Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с
дикцией на скороговорках и чистоговорках. Практическая часть.
Мизансцены.
Тема 2. Художественное чтение (3 ч)
Теоретическая часть: Выразительное чтение, громкость и отчетливость
речи. Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:
1. педагогический показ;
2. просмотр упражнения;
3. контроль и корректировка.
Практическая часть: Инсценировка сказок и веселых стихов К.И.
Чуковского
4. 4. ОСНОВЫ АКТЕРСКОЙ ГРАМОТЫ ( 18 ч)
Тема 1. Основы актерской грамоты (1ч)
Теоретическая часть. Посвящение детей в особенности актёрской
профессии. Практическая часть.
Упражнения на развитие зрительного внимания: «Повтори позу»,
«Зеркало», «Кто во что одет» и т.д.
Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений:
«Послушаем тишину», «Летает не летает», «Хлопки», «Воробей-ворона» и
др.
Тема 2. Актерская грамота (2ч)
Теоретическая часть Мышечная свобода. Особенности сценического
внимания. Наблюдение, воображение, фантазия, придумка в актерской
профессии.
Практическая часть. Развитие фантазии на основе реальных образов
природы.. Разгадывание загадок о природе. Этюд «Птичий переполох»,
озвучивание русской народной сказки «Зимовье зверей». Упражнения на
звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских волн, вой ветра,
шум дождя, капель, перестукивание камней, журчание ручья, гром и т.д.
Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы»,
«Радио», «Слышать одного» и др
5. 5. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ
( 12 ч)
Тема 1.Предлагаемые обстоятельства (2 ч)
Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие
«Я» в предлагаемых обстоятельствах.
Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые
обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях,
сюжетных играх. Этюды-превращения: Игра в теневой театр - создание с
помощью рук образов зверей, птиц, сказочных существ. Выполнение
упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать
одного» и др. Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора»,
«Радость», «Удивление».
Тема 2.Театральные игры (2 ч)
Теоретическая часть. Понятие «игра». Возникновение игры. Понятие
«театральная игра.» Общеразвивающие игры и специальные театральные
игры. Значение игры в театральном искусстве. Воображение и вера в
вымысел. Язык жестов, движений и чувств.
Практическая часть Обыгрывание бытовых ситуаций из детских
литературных произведений. Сочинение и представление этюдов по
сказкам. Разучивание и показ сценок из школьной жизни, частушек, стихов.
Инсценировка. Подготовка музыкальных номеров. Сюжетно- ролевая игра телепередача« В гостях у сказки»
6. 6. РИТМОПЛАСТИКА ( 18 ч)
Тема 1. Ритмопластика (2 ч)
Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов
рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата.
Универсальная разминка. Жесты. Пластика.
Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение
пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание
образа в движении под музыку). Привить уважение к своему телу,
научиться им владеть и держать в тонусе. Техника безопасности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных
способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на
освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве.
Упражнения с приседаниями, игра с мячом, бег, ритмические игры.
Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания.
Пластическая импровизация на музыку разного характера. Игры и
выполнение упражнений на развитие пластической выразительности
(ритмичности, музыкальности, координации движений). Тренинги:
«Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте».
Тема 2.Основы таинственного превращения (2 ч)
Теоретическая часть.
Тело человека: его физические качества, двигательные возможности,
проблемы и ограничения. Правильно поставленный корпус - основа всякого
движения.
Понятия:
- точки зала (сцены);
- круг, колонна, линия (шеренга);
- темпы: быстро, медленно, умеренно.
Практическая часть. Выполнение основных позиций рук, ног, постановки
корпуса. Упражнения на развитие пластичности и выразительности рук:
«Волна», «Деревья», «Подводные растения», «Плавники». Работа над
жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на жестикуляцию
(плач, прощание, встреча). Упражнения на развитие умения двигаться в
соответствии с заданным музыкой темпо-ритмом: «Ускоряй-замедляй»,
«Шагаем под музыку, как великаны, как гномы, как лиса, как заяц, как
медведь». Упражнения, которое учит самостоятельно подбирать образные
движения, менять их с изменением характера музыки: «Мотылёк»,
«Лебедь», «Парус», «Снежинки», «Огонь» и т.п. Слушание музыки и
выполнение движений (бег - кони, прыжки - воробей, заяц, наклоны - ветер
дует и т.д.) в темпе музыкального произведения. Перестроение в указанные
фигуры, в том числе и геометрические
7. РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ (ИНСЦЕНИРОВКОЙ,
МИНИАТЮРАМИ, МИНИСПЕКТАКЛЯМИ) (42 ч)
Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного
произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора.
Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение
жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям.
Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов.
Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте.
Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка
логического соединения текста и движения. Этюдные репетиции на
площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок
роли. Темпоритм. Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание
элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор
музыки для музыкального оформления постановки. Сводная репетиция. Г
енеральная репетиция.
8. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ) (1.5ч)
Практическая часть. Итоговый тест. Обсуждение. Подведение итогов.
9. МЕРОПРИЯТИЯ
В
РАМКАХ
ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
( 16.5 ч )
Творческий отчёт. Выступления на школьных мероприятиях. Обсуждение.
Рефлексия. Подведение итогов. Анализ работы.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное
явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные
группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное,
слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление,
фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в
четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать
нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие
естественных
психомоторных
способностей
детей,
свободы
и
выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела
с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в
действие одновременно или последовательно; развивать координацию
движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,
творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи;
тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться
интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный
запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными
понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства
(особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы
актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными
видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в
себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к
рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки
действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в
отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать
умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные
эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно,
восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
пополнять словарный запас, образный строй речи.
1.4 Планируемые результаты.
Предметные:
По итогам освоения программы обучающие будут знать:
- особенности театра как вида искусства;
- виды театров;
- правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
- театральные профессии;
- теоретические
основы актерского мастерства, пластики
сценической речи;
- упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
- упражнения для снятия мышечных зажимов;
- базовые упражнения для проведения актерского тренинга;
- правила проведения рефлексии.
и
Уметь:
- ориентироваться в сценическом пространстве;
- выполнять простые действия на сцене;
- взаимодействовать на сценической площадке с партшром;
- произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
- создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ;
передавать образы с помощью вербальных и невербальных
выразительных средств.
Личностные:
- умение слаженно работать в коллективе, оценивать собственные
- возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
- приобретение навыков нравственного поведения, осознанного
- и ответственного отношения к собственным поступкам;
- создание предпосылок для объективного анализа своей работы и
работы товарищей;
- стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог
- с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Метапредметные:
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и
в группе;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет
оформлен в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудован в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для
педагога и обучающего, шкафы и стеллажи для хранения учебной
литературы и наглядных пособий, театральные реквизиты, костюмы,
грим.
Информационно-методическое обеспечение:
- дидактические материалы: методические разработки:
пособия «Веселые упражнения», методическая литература.
- наглядные материалы:
артикуляционная гимнастика
(изображение).
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляют
учитель русского языка и литературы. Реализовывать программу может
учитель, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое
образование, обладающий достаточными знаниями и опытом
практической работы с учащимися .
2.3. Формы аттестации/контроля
Процедура оценки уровня и качества освоения учащимися
программы, а также соответствие их планируемым результатам проводится
посредством беседы, наблюдения, устного опроса, практических заданий.
Программой предусмотрены такие формы аттестации, как входящая
диагностика, текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая
аттестация.
Виды контроля:
- входной контроль: проводится в начале учебного года в форме
собеседования, прослушивания.
- текущий контроль: проводится в форме опроса по окончании
темы «Работа над театрализованным музыкальным представлением»
- итоговый контроль: проводится в форме отчетного спектакля.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме
отчетного спектакля в соответствии с разработанными критериями оценки
результатов реализации программы.
Критерии оценки реализации программы:
1. Оценка результатов представляет оценку достижения
планируемых
результатов,
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы. Основным
объектом оценки результатов служит сформированность у учащихся
познавательных действий, которые направлены на стремление к
желанию выступать на различных конкурсах, театрализованных
мероприятиях, театральных фестивалях.
2. Оценка предметных результатов представляет способность
учащихся владеть начальными навыками театрального мастерства,
звуковедению, звукообразованию мелодии, ритму, характеру, владеть
навыками артикуляции и дикции.
3. Оценка личностных результатов представляет собой оценку
достижения учащимися планируемых результатов в их личностном
развитии, а именно, воспитание, развитие эстетического вкуса,
воспитание ответственности, трудолюбия, патриотизма, воспитание у
учащегося навыков сценической культуры.
Результаты освоения программы определяются по трем
уровням: высокий, средний, низкий.
3.Список литературы
Литература для педагога:
1.Аванесов Г. Русское литературное произношение / Г.Аванесов. – М.:
Просвещение, 2004.
2.Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю.С. Василенко. – М.:
Речь, 2002.
3. Васильев Ю. Голосоречевой тренинг. Учебное пособие /Ю. Васильев. СПб.: СПбГУП, 2006.
4. Вербовая Н. Искусство речи / Н. Вербовая, О.Головина, В. Урнова. -М.:
Речь, 2007.
5. Кнебель С. Слово в творчестве актера / С. Кнебель.- М.: Искусство, 2011.
6. Козлянинова И. Речевой голос и его воспитание / И. Козлянинова,Э.
Чарели. - М.: Просвещение, 2005.
7. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. -М.:
Искусство, 2009.
8. Петрова А. Сценическая речь / А. Петрова. - М.: Просвещение, 2001.
9. Смоленский Я. В союзе звуков, чувств и дум / Я. Смоленский. - М.: Речь,
2006.
10. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика
воспитания / В.С. Селиванов. - М.: Академия, 2000.
11. Сценическая речь. Учебник для студентов театральных учебных
заведений / Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промтовой. М.:Просвещение, 2002.
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1.Васильев Ю.А. Тренинг голосовой энергии в ритмах общения / Ю.А.
Васильев. - М.: Речь, 2002.
2. Дурылин С.Н. Пушкин на сцене / С.Н. Дурылин. - М.: Речь, 2001.
3. Информация об искусстве мира. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru
4. Сайт о П.И. Чайковском. – Режим доступа: http://www.tchaikov.ru30
5. Театрал. – Режим доступа: https://teatral-online.ru
4.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал — это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Цель воспитания - личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими
социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Воспитание на занятиях кружка осуществляется преимущественно
через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться
в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные
для своего личностного развития социально значимые отношения,
получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование детско-взрослых общностей, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- поощрение педагогами детских инициатив.
№ п/п
Наименование мероприятия
Сроки
1.
Выступление на школьной линейке ко Дню учителя
Новогодняя сказка
октябрь
2.
3.
декабрь
Патриотические миниатюры ко Дню Защитника
Отечества
5.
Театрализованное представление «Веселый
светофор»
Выступление на Вечере встречи выпускников
6.
Фестиваль патриотической песни
4.
февраль
февраль - март
февраль
май
Приложение №1
Диагностическая карта оценки результатов обучения
«Уровни освоения программы по критериям»
№
ФИО
1
2
3
4
5
критерий критерий критерий критерий критерий
Уровни освоения программы по критериям определяются в пределе
от 0 до 3 баллов:
3 балла – высокий уровень (характерна творчески преобразующая
деятельность детей, самостоятельная работа, творческие изменения,
высокий уровень мотивации).
2 балла – средний уровень (активная познавательная деятельность,
проявляют творческую инициативу при выполнении заданий, выражена
мотивация на рост, самостоятельность при выполнении заданий).
1 балл – низкий уровень (репродуктивный, мотивированный на обучение
(занимаются с интересом; нуждаются в помощи педагога).
Контрольный критерий №1
Запоминание и изображение заданной позы
Запоминание и изображение заданной позы. Учащийся должен уметь
придумать и зафиксировать позу, запомнить и повторить предложенную
позу и жест. Задача в точности воспроизведения и представлении.
Контрольно-измерительный материал: этюдный показ (индивидуальный и
групповой)
1 балл
Учащийся не может
придумать и
зафиксировать
позу, не точно
копирует и
2 балла
Учащийся копирует и
воспроизводит
заданную позу, но не
может воспроизвести ее
через определенный
3 балла
Учащийся придумывает
и фиксирует позу, четко
копирует
и
воспроизводит
заданную позу. Может
повторяет
заданную позу или
движение
промежуток времени.
повторить ее через
определенный
промежуток
времени
Контрольный критерий №2
Создание образа, используя характер и настроение
музыкальных произведений
Создание образа, используя характер и настроение музыкальных
произведений. Учащийся должен прослушать музыкальную заставку и под
характер музыки изобразить заданный персонаж. Контрольноизмерительный материал: музыкально-игровые этюдные задания.
1 балл
Учащийся не
сопоставляет характер
музыкального
произведения
и
изображение заданного
персонажа.
2 балла
Учащийся
представляет персонаж,
но не в характере и
настроении
заданного
музыкального
произведения.
3 балла
Учащийся четко
улавливает характер
музыкального произведения и изображает
заданный персонаж в
соответствии с
музыкой.
Контрольный критерий №3
Готовность действовать согласованно,
включаясь одновременно или последовательно
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или
последовательно. Учащийся должен, в зависимости от задания, включиться
в игровое пространство вместе с другими, или выполнить действие один.
Контрольно-измерительный материал: этюды на согласованность действий
(индивидуальные и групповые).
1 балл
Учащийся вступил
в игровое
пространство
вместе со всеми,
но закончил не по
команде
2 балла
Учащийся вступил в
игровое пространство
вместе со всеми,
выполнил требования
игры, но не справился
с самостоятельным
выходом
3 балла
Учащийся вступил в
игровое пространство
вместе со всеми,
выполнил требования
игры, справился с
самостоятельным
выходом.
Контрольный критерий №4
Действие в предлагаемых обстоятельствах
Умение представить себя и партнера в воображаемых обстоятельствах,
выполнять одни и те же действия в различных воображаемых ситуациях.
Контрольно-измерительный материал: этюды на действия в предлагаемых
обстоятельствах (индивидуальные и групповые)
1 балл
Учащийся не может
представить себя и
других в
вымышленной
картинке и
предложенных
обстоятельствах.
2 балла
Учащийся может
представить себя и
других в вымышленной
картинке и
предложенных
обстоятельствах, но
не может показать
действия.
3 балла
Учащийся представляет
себя и других в
вымышленной картинке
и предложенных
обстоятельствах,
придумывает
самостоятельно
действия
и разыгрывает их в
согласованности с
партнером
Контрольный критерий №5
Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству
Формирование у учащихся в процессе обучения положительного отношения
к сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению
актерским мастерством и развитию познавательного интереса. Контрольноизмерительный материал: музыкально-театральные миниатюры.
1 балл
Низкий
уровень
мотивации.
Низкий уровень
познавательной
деятельности.
2 балла
Проявляет активность на
занятиях. Есть мотивация к
сценическому искусству, но
не высокая.
3 балла
Высокий
уровень
познавательной
деятельности.
С
интересом
изучает,
играет различные роли.
Высокая
мотивация.
Проявляет активность
на занятии.
Проявляет творческую
мыслительную
активность.
№ п/п
Наименование мероприятия
Сроки
1.
Выступление на школьной линейке ко Дню учителя
Новогодняя сказка
октябрь
2.
3.
декабрь
Патриотические миниатюры ко Дню Защитника
Отечества
5.
Театрализованное представление «Веселый
светофор»
Выступление на Вечере встречи выпускников
6.
Фестиваль патриотической песни
4.
февраль
февраль - март
февраль
май