Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
2. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы»
физкультурно-спортивной
направленности.
Программа
разработана в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
5.Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 № 28 СанПиН 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи“.
7.СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
9.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным заказом.
10.Устав МАОУ-СОШ№137.
Актуальность определяется современными требованиями, связанными
с развитием интеллекта ребёнка школьного возраста, обучением детей
основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию
всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а
также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших
качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность
в принятии решения.
Отличительная особенность и новизна программы.
Благодаря комбинированному подходу, удается в наибольшей степени
раскрыть возможности учеников, пробудить живой интерес не только к
шахматам, но и к любой исследовательской работе. Игра в шахматы даёт
возможность человеку реализовать врождённую потребность в состязаниях
на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности
способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для
нынешнего времени -времени решительных преобразований во всех сферах
человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется
максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии
человека.
Педагогическая
целесообразность
данной
образовательной
программы обусловлена наличием у детей стремления к всевозможным
играм и состязаниям, связанным с некими переживаниями, новыми
ситуациями,
преодолением
трудностей,
достижением
успеха.
Удовлетворению перечисленных потребностей в полной мере может содействовать игра в шахматы. «Шахматные баталии» используются также для
решения педагогических задач. Во-первых, соревнования связаны с
преодолением своих страхов (неуверенности в собственных силах, как
умственных, так и физических и т.п.), что позволяет корректировать волевую
сферу детей. Во-вторых, игра предусматривает работу в команде и активное
коммуникативное взаимодействие участников, что дает возможность
формировать
у
детей
навыки
делового
общения.
В-третьих,
игра
предполагает острые эмоциональные переживания участников и позволяет
педагогически воздействовать на сферу саморегуляции детей.
Адресат программы: учащиеся 7-15 лет.
Количество учащихся в группе от 10 до 15 человек. Группа 1 года
формируется на условиях свободного набора. При наборе проводится
тестирование для определения уровня подготовленности ребенка. Группа 2
года формируются по итогам 1 года и набирается по результатам тестирования.
Объем программы:128 ч.
Срок освоения программы: 2 года
Форма
обучения:
очная,
в
особых
случаях
применяется
дистанционная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 ч.
Уровень усвоения программы: базовый
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Виды занятий: беседа, конкурса решения задач, практической игры.
Формы
подведения
общеразвивающей
итогов
программы:
реализации
наблюдение,
дополнительной
контрольные
задания,
тестирование, соревнование.
1.2.
Цель
Цель, задачи программы.
программы:
создание
условий
для
личностного
и
интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры
посредством обучения игре в шахматы
Задачи программы.
Обучающие:
1.Формировать
устойчивый
2.Способствовать
интерес
учащихся
к
в
шахматы.
детьми
основных
шахматных
понятий:
освоению
игре
шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие,
начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на
шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья,
дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на
партию.
3.Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры,
учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с этими
правилами.
4.Обеспечить
успешное
овладение
учащимися
основополагающими
принципами ведения шахматной партии.
5.Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе
игровой практики за шахматной доской.
Развивающие:
1.Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи
и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной
задачи.
2.Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность,
воображение.
3.Способствовать
активизации
мыслительной
деятельности
учащихся.
4.Создатьусловия для формирования и развития ключевых компетенций
учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
Воспитательные:
1. Воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю, организованность,
уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
2.Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям
физкультурой и спортом.
1.3.Содержание программы.
Учебно-тематический план 1 год.
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория
Прак
тика
Формы,
аттестации
контроля
№ п/п
1
2
1
1
-
наблюдение
5
2
3
контрольные
задания
13
3
10
контрольные
задания
Вводное занятие
Шахматная доска
3
Шахматные фигуры
12
5
7
4
Основные шахматные
определения.
контрольные
задания
Правила ведения шахматной
партии.
3
1
2
5
контрольные
задания
14
6
8
соревнование
11
4
7
тестирование
6
Начало партии.
7
Окончание партии.
8
Контрольные и итоговые
занятия.
Итого
5
-
5
64
22
42
тестирование
Учебно-тематический план 2 год.
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория
Прак
тика
Формы,
аттестации
контроля
№ п/п
1
2
3
4
1
-
наблюдение
4
2
2
контрольные
задания
14
4
10
контрольные
задания
12
2
10
контрольные
задания
29
9
20
контрольные
задания
4
-
4
тестирование
64
18
46
Вводное занятие
Шахматная нотация
Дебют
Эндшпиль
5
Тактика
6
Контрольные и итоговые
занятия.
Итого
1
Содержание учебного (тематического) плана 1год.
1.Вводное занятие.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Что такое шахматы?
История их появления. Какие виды игр ещё есть.
Практика. Учащиеся называют игры.
2.Шахматная доска.
Теория. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля.
Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Диагонали,
горизонтали, вертикали. Количество полей на шахматной доске. Центр,
форма центра, клетки центра.
Практика. Учащиеся самостоятельно показывают белые и черные поля,
показывают все виды линий на шахматной доске и в классе. Учащиеся
самостоятельно показывают центральные пешки на шахматной доске.
3. Шахматные фигуры.
Теория. Белые и черные фигуры. Начальная расстановка фигур. Место
ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Количество полей,
контролируемых ладьей в центре и на краю доски. Место слона в начальном
положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь –тяжелая
фигура. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь –легкая
фигура. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая,
ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
Превращение пешки. Место короля в начальном положении. Ход короля,
взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Практика. Учащиеся самостоятельно расставляют начальное
положение фигур, определяют название каждой фигуры, показывают как
ходят фигуры. Игры «Лабиринт», «Ипподром», «Что можно съесть?» .
4.Основные шахматные определения.
Теория. Шах, полезный, бесполезный, вредный. Способы защиты от
шаха. Мат – завершение партии. Пат –спасение для одних, огорчение для
других. Вечный шах – способ спасения проигранной партии. Рокировка –
эвакуация короля. Запреты на рокировку.
Практика. Учащиеся показывают, как можно объявить шах каждой
фигурой, все способы защиты от шаха. Учащиеся учатся самостоятельно
ставить мат королю любой фигурой, решают задачи на мат в 1 ход. Учащиеся
решают позиции с темой пата и вечного шаха. Учащиеся отрабатывают, как
правильно делать рокировку, показывают запреты для рокировки.
5.Правила ведения шахматной партии.
Теория. Правила поведения за доской. Расположение шахматной
доски. Виды шахматных часов. Как пользоваться шахматными часами.
Правило «Тронул фигуру –ходи!».
Практика. Учащиеся учатся правильно расставлять фигуры,
предлагать ничью, пользоваться шахматными часами.
6. Начало партии.
Теория. Дебют. Основные принципы начала партии: принцип
быстрого развития, захват пространства. Топтание на месте. Борьба за центр.
Ошибки в начале партии. Короткие партии.
Практика. Учащиеся разыгрывают партии с учетом полученных
знаний.
7.Окончание партии.
Теория. Король с пешкой против короля. Проведение пешки в ферзи.
Правило оппозиции. Мат королю двумя ладьями.
Практика. Учащиеся на практике отрабатывают проведение пешки в
ферзи, мат двумя ладьями.
8. Контрольные и итоговые занятия.
Практика. Учащиеся проходят тестирование по пройденному
материалу, проводятся конкурсы решения задач, соревнования в группе.
Содержание учебного (тематического) плана 2 год.
1.Вводное занятие.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Повторение
первоначальных знаний.
Практика. Учащиеся показывают на шахматной доске ходы фигурами,
рокировку,
превращение
пешки,
начальное
положение
фигур.
2 .Шахматная нотация.
Теория. Обозначение вертикалей и диагоналей, адреса клеток,
обозначение фигур, правила записывания ходов, ценность фигур.
Практика. Учащиеся на демонстрационной доске показывают
вертикали и диагонали по их буквенным обозначениям. Игра «Кто быстрее
покажет нужную клетку». Игра с записью партии.
3.Тактические приёмы.
Теория. Что такое шахматная тактика?
Тактические приёмы: связка, двойной удар, завлечение, отвлечение,
«рентген», открытое нападение, открытый шах, уничтожение защиты,
перекрытие, блокировка, освобождение поля. Шахматная комбинация в
коротких партиях.
Практика. Решение задач с различными тактическими мотивами.
Разбор партий с тактическими комбинациями.
4.Эндшпиль.
Теория. Виды эндшпиля: пешечный, ладейный. Основные принципы
игры в эндшпиле. Особенности для различных видов эндшпиля. Типичные
приёмы в эндшпиле.
Практика. Учащиеся решают эндшпильные позиции. Разыгрывание
эндшпильных позиций между учащимися.
5.Дебют.
Теория. Основные принципы дебюта. Центр, его значение, борьба за
центр.
Принцип
быстрого
развития.
Значение
пространства.
Пространственное преимущество.
Практика. Учащиеся играют практические партии с учётом
полученных знаний. Разбор типичных ошибок при разыгрывании дебюта.
6.Контрольные и итоговые занятия.
Практика. Учащиеся проходят тестирование по пройденному
материалу, проводятся конкурсы решения задач, соревнования в группах.
1.2Планируемые результаты
Предметные результаты:
1.Сформированы практические навыки игры в шахматы.
2.Сформирована
единая
система
понятий,
связанных
с
созданием,
получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации по
теории шахматной игры.
Метапредметные результаты:
1.Сформировано умение
находить
ошибки
при
выполнении
учебных
заданий, отбирать способы их исправления.
2.Развито умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на
принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
3.Развито умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и
взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Личностные результаты:
1.Сформировано ответственное отношение к обучению, готовность и
способность к саморазвитию, к творческому труду, работе на результат.
2.Развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
3.Воспитана самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1.Учебный кабинет-1
2.Стулья-15 шт.
3.Стелаж для хранения шахматных принадлежностей-2 шт.
4.Стол педагога.
5.Столы для учащихся – 8шт.
6.Доски шахматные – 12 шт.
7.Комплекты шахмат – 12 шт.
8.Часы шахматные (механические) – 1 шт.
9.Расходны материал-бумага, маркеры, ручки.
10.Демонстрационная доска- 1 шт.
Информационно-методическое обеспечение:
Дидактические материалы:
1. Презентация «Шахматные фигуры»- знакомство шахматными фигурами:
король, ферзь, ладья, слон.
2. Презентация «Шахматная фигура «Пешка» - знакомство фигурой
«пешка»: как ходит пешка, как бьет пешка, превращение пешки.
3. Презентация «Шахматная фигура «Король» - знакомство с шахматной
фигурой «Король». Начальное положение. Как ходит и бьет король.
Ценность короля.
4. Презентация «Детский мат» - понятие «детский мат». Разбор шахматной
ситуации.
5. Презентация «Шах» - шах: угроза королю, какой бывает шах.
6. Презентация «Мат» - понятие «мат». Угроза королю. Разбор шахматной
ситуации.
7. Презентация «Правила игры» - знакомство учащихся с правилами игры,
создание положительной мотивацию к занятиям шахматами.
8. Презентация «Рокировка» - игровая практика, для чего делается рокировка,
пять правил рокировки.
9. Презентация «Пат» - понятие «пат», разбор шахматной ситуации.
10. Презентация «Как начать шахматную партию» - правила начала партии,
дебют.
11. Презентация «Знакомство с шахматной доской».
12. Презентация «Термины и понятия»
Наглядные материалы: демонстрационные таблицы.
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет педагог
МАОУ-СОШ№ 137,
имеющий высшее педагогическое образование,
обладающий достаточными знаниями и опытом практической работы с
учащимися.
2.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Основным показателем усвоения шахматных знаний, умений и навыков,
является практическая игра. Таким образом, педагог постоянно делает
выводы о подготовленности ребёнка, наблюдая за его игрой с другими
юными шахматистами или с педагогом, которая происходит практически на
каждом занятии. Помимо этого в течение учебного года предполагается
участие детей в соревнованиях, проходящих в школах, шахматных клубах
Екатеринбурга, что также является серьёзной проверкой уровня их
подготовки. Периодически на занятиях решаются контрольные задания,
позволяющие осуществить диагностику уровня усвоения знаний, умений и
навыков.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года.
Показатели
и
критерии
диагностики
образовательной
программы
«Шахматы».
О1, О2, О3, О4, О5 –показатели результативности освоения образовательной
программы
в
соответствии
с
задачами
в
области
обучения.
Р1,Р2, Р3, Р4, Р5 –показатели результативности освоения образовательной
программы
в
соответствии
с
задачами
в
области
развития.
В1, В2, В3, В4, В5 –показатели результативности освоения образовательной
программы в соответствии с задачами в области воспитания. По каждому
показателю определено содержательное (словесное) описание градаций,
соответствующее количественному выражению: 3-высокий уровень, 2средний уровень,1 –низкий, незначительный уровень.
Показатель
3
О1-постановка
Учащийся
дебюта в зависи- выбрал, выучил
мости от характера и использует на
учащегося
практике
несколько
(открытые,
дебютов, а так
закрытые,
же
имеет
полуоткрытые
представление о
системы);
других
дебютных
схемах и их
разыгрывании.
О2-техникарас-чета Учащийся
быстро и точно
рассчитывает
сложные
варианты,
не
имеет проблем в
тактических
обострениях.
Критерии
2
Учащийся
имеет
дебютный
репертуар, но
неуверенно
чувствует себя
в малознакомых
схемах.
1
Учащийся
путается в своих
схемах и может
забывать ходы.
Учащийся
хорошо видит
простую тактику,
но
неуверенно
чувствует себя
в
сложных
позициях
и
может
Не видит тактику,
допускает
ошибки и грубые
просчеты
О3
-знание
и Учащийся
применение
понимает
навыков в эндшпиле эндшпиль любой
сложности,
может оценить
последствия
размена фигур.
Знает
стратегические
приемы
О4-понимание
миттельшпиля,
знание
типичных
позиций
Знание
типичных
позиций,
понимание
миттельшпиля и
умение выбрать
правильный
план игры
О5-понимание
стратегии шахмат.
Учащийся знает
ряд
стратегических
приемов, умеет
находить
правильные
планы игры в
зависимости от
позиционных
особенностей.
Р1-знания в области Учащийся знает
шахмат в России
истории,
чемпионов мира,
допустить
ошибку
при
длинном
расчете
Учащийся
понимает
эндшпиль,
однако
не
всегда
может
четко
действовать.
Забывает
типовые
приемы
и
позиции.
Учащийся
неуверенно
действует
в
мало-знакомых
позициях,
не
всегда
правильно
определяет
план игры, но
имеет определѐнное
понимание
и
уверен
в
знакомых
позициях
Учащийся
обладает
неполными
знаниями
о
стратегии,
может
не
понимать
сложных
позиций,
требующих
глубокого
понимания
Учащийся
имеет
только
общее
Учащийся плохо
понимает
эндшпиль,
не
знает
типовых
приемов, плохо
разбирается
в
стратегии,
допускает
просчеты
Учащийся плохо
владеет типовыми
прие-мами,
не
имеет
стратегического
понимания
(слабости, сильные
поля,
открытые линии)
Учащийся плохо
разбирается
в
стратегических
идеях и планах.
Путается
фамилиях
шахматистов,
в
не
Р2
–знание
о
сильнейших
шахматистах мира.
Р3-знания в области
истории шахмат.
Р4
–шахматисты
Екатеринбурга
Р5
–развитие
способности
грамотно обсуждать
современные
шахматные турниры
и
партии
современных
игроков
В1
-воспитание
самостоятельно-сти
представление о
выдающихся
шахматистов и российских
их творчество
шахматистах и
их творчестве.
Учащийся знает Учащийся знает
всех чемпионов лишь
мира и знаком с творчество
их творчеством. чемпионов
Знает
всех мира, но не
современных
следит
за
топовых игроков творчеством
и следит за их современных
творчеством.
шахматистов.
Учащийся знает
Учащийся
интересуется и о
некоторых
знает историю турнирах
и
шахмат.
Знает Олимпиадах.
все Олимпиады,
межзональные
турниры
и
важнейшие
круговые
турниры.
Учащийся знает Кругозор
ученика
всех
достаточно
выдающихся
широкой, но не
шахматистов
слишком часто
Екатеринбурга,
за
интересуется их следит
современными
творчеством.
турнирными
партиями.
Учащийся
Учащийся
охотно следит за периодически
современными
следит за сотурнирами
и временными
партиями,
с турнирами
и
удовольствием
партиями.
обсуждает
партии, дебютные
новинки,
ошибки
в
эндшпиле и т.д.
Учащийся
Учащийся
самостоятельно может
изучает
творчество
партии
и
Плохо запоминает
и не проявляет
интереса
к
творчеству сильнейших
шахматистов
мира.
Учащийся
не
интересуется
историей шахмат.
Учащийся
не
интересуется
творчеством
Екатеринбургских
шахматистов
Учащийся
не
интересуется
современными
шахматными
новостями.
Не
может
самостоятельно
самостоятельно
работать
над
своими
партиями,
но
делает
это
поверхностно.
В2
–воспитание Учащийся умеет Не
всегда
самостоятельно-сти самостоятельно уверен
в
в принятии решений принимать
принятии
решение как в решений
в
задачах, так и в трудных
шахматной
ситуациях
партии.
работать
над
своими партиями
Учащийся
В3-воспитание
целеустремленно- целеустремсти
лен в своих
спортивных
целях и целях
общего
шахматного
развития.
Учащийся
сравнительно
редко проявляет
свою
целеустремлѐнность
как в течении
обучающего
процесса, так
и
непосредственно
во
время
партии.
Учащийся
не
проявляет свою
целеустремленность
В4
–Воспитание Учащийся умеет
волевых качеств.
чѐтко
и
последовательно
добиваться
нужного
результата.
Волевые
качества
проявляются в
настойчивости в
достижении
поставленной
цели,
умении
заставлять себя
что-то сделать в
случае
необходимости,
в
Неустойчивый
уровень
волевых
качеств.
Учащийся
не
проявляет
упорства
в
достижении
поставленных
целей.
Результат под
влиянием извне.
Низкий уровень,
проявляющийся в
вялости,
лени,
неумении
добиваться
поставленной
цели.
в
работе
собственными
партиями
над разбирает свои
партии, находит
ошибки работает
над ними.
Учащийся
не
может
принять
решение,
сомневается в своих
силах
и
правильности
решения.
трудолюбии,
усердии,
самоконтроле
В5
–Воспитание Учащийся
усидчивости
усидчив
и
внимателен как
на турнире так и
во
время
турнирных
и
тренировочных
партий.
Учащийся
достаточно
усидчив
во
время
турнирных
и
тренировочных
партий, но не во
время лекций.
Учащийся
не
проявляет
усидчивости во
время занятий и
во время партий.
3.Список литературы.
Список литературы для педагога:
1.А.К. Костенюк, Н.П. Костенюк «как научить шахматам» Москва 2008г.
2.Весела, И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. —М.: Просвещение,
1983г.
3.Гришин, В. Г. Шахматная азбука/ В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. —М.: Детская
литература,1980г.
4.Зак,В. Г. Я играю в шахматы/ В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. —Л.: Детская
литература,
1985г.
5.Карпов, А. Е. Учитесь шахматам/ А. Е. Карпов. —М.: Эгмонт Россия Лтд,
2004г.
6.Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник / А. Е. Карпов, А. Б.
Шингирей. —М.: Русский шахматный дом, 2005 г.
7.Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких/ И. Г. Сухин. —М.: Астрель;
АСТ,2000г.
8.Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полный [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней
начальной школы / И. Г. Сухин –Обнинск Духовное возрождение, 1998г.
9.Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя /
И.
Г.
Сухин.
—Обнинск:
Духовное
возрождение,
1999г.
10.Хенкин, В.Л. Шахматы для начинающих/ Виктор Хенкин. —М.: Астрель:
АСТ,2008г.
11.Шахматы, —школе/ сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. —М.:
Педагогика, 1991г.
12.В. Касаткина «Шахматная тетрадь».
Список литературы для учащихся, родителей
(законных представителей)
1.Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей / В. В. Костров,
Д. А. Давлетов. —СПб.: Литера, 2005г.
2.Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи / С.В. Мазаник. —СПб. Питер,2009
г.
3. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей / Н. М. Петрушина –
Ростов н/Д Феникс, 2006г.
4.Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. —Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г.
Каспарова,1992 г.
5.Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. —М.:
Педагогика, 1991;6.Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной
стране / И. Г. Сухин. —Ростов н/Д: Феникс, 2004 г.
Интернет-ресурсы
- Шахматный портал, http://webchess.ru/
- Профессионально о шахматах, http://www.chesspro.ru/
- Развивашка, Шахматы детям, http://wunderkind-blog.ru
- Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
http://suhin.narod.ru/chessland6.htm
- Шахматный портал, http://www.whychess.ru
- Шахматный портал, www.chessburg.ru