Секреты русского языка

Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
2. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Секреты русского языка » социально-гуманитарной направленности.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
5.Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства
образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 № 28 СанПиН 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи“.
7.СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
9.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с
социальным заказом.
10.Устав МАОУ-СОШ№137.

Актуальность. ГИА - первая по-настоящему серьёзная проверка
эффективности той работы, которой ученик занимался 9 лет школьной
жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам
начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более
реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые
ответственные и трудные для школьника дни, обучение в 9 классе. За этот
год ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и
готовиться к экзамену, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно
успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену,
отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с
использованием компьютера и т.п.
Отличительная особенность и новизна программы. Предлагаемая
программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 9
классов к выпускному экзамену по русскому языку. Данный курс формирует
умение ориентироваться в многообразии правил русского языка, что в свою
очередь позволяет усвоить сами правила, учитывая их общие и
отличительные свойства, осмыслить сведения, полученные при изучении
разных разделов лингвистики, выразить правильный ответ. Программа
направлена на совершенствование культуры речи: умение владеть
основными нормами русского литературного языка, навыкам выбора и
организации языковых средств и закономерностей их употребления.
Основное внимание уделяется правильному использованию теоретического
материала в разных условиях общения.
Адресат программы: учащиеся 14-15 лет.
Количество учащихся в группе до 20 человек. Набор учащихся
свободный.
Объем программы: 32 ч.
Срок освоения программы: 1год
Форма обучения: очная, в особых случаях применяется
дистанционная.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 ч.
Уровень усвоения программы: базовый
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Виды занятий: тематические занятия, включённые в программу,
предполагают использование учителем различных формы занятий:
лекционные, интерактивные с использованием информационных технологий,
практические. Большое значение для формирования у школьников
самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со
справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по
различным темам курса. Необходимо использовать такие формы занятий, как
семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют
более активного самостоятельного изучения материала. Одной из важных
форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность

учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради
формирования мнения каждым участником или поиска истины. В целях
достижения положительного результата целесообразнее проводить занятия
комбинированного типа.
Активные формы работы педагога и обучающихся побуждают
старшеклассников определять, высказывать свои мысли, суждения,
отношение к непростым вопросам языкознания. В ходе обучения
предусматриваются собеседования, а также занятия малыми группами при
подготовке учебно-исследовательских работ.
Формы подведения итогов: диктант (объяснительный, выборочный,
графический, предупредительный); тест; проверочная работа с выборочным
ответом; комплексный анализ текста; подробное и выборочное изложение;
изложение с элементами сочинения-рассуждения; сочинение на моральноэтическую тему; публичное выступление по общественно-важным
проблемам; сочинение-рассказ на свободную .
Реализацию поставленных в программе целей и задач позволяет
проследить мониторинг, который состоит из диагностики эффективности
реализации образовательной программы, диагностики мотивации учащихся и
диагностики социальных качеств обучающихся.
1.2. Цель, задачи программы.
Цель программы: формирование и развитие у выпускников трех
видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано
слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении);
лингвистической (способность опознавать языковые единицы и
классифицировать
их),
коммуникативной
(способность
понимать
высказывание, связно и логично строить текст).
Задачи программы.
Обучающие:
1.Обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания,
представленным в КИМах ГИА и изучаемым в школьной программе.
2.Обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и
сфере их использования.
3. Повышать уровень грамотности учащихся.
Развивающие:
1.Совершенствовать навык анализа текстов различных стилей.
2.Развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретиколитературный словарь.
3. Совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять
функцию средств выразительности разных уровней;
4.Совершенствовать
умение
анализировать
тексты,
стройно
и
последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле
и жанре.

Воспитательные:
1. Создавать условия для созидательного сотрудничества с другими
обучающимися и педагогом.
2. Воспитывать нравственные качества личности: трудолюбия, усидчивости,
настойчивости, чувства эстетического вкуса.
3.Приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям, через
содержание текстов.
4.Развивать у детей патриотическое чувство по отношению к родному языку
как части русской национальной культуры.

1.3.Содержание программы.
Учебно-тематический план
№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Название раздела и
темы
Литературный язык.
Языковые нормы. Типы
нормы
Основные правила
орфоэпии.
Предупреждение
ошибок на
орфоэпическом уровне.
Многообразие лексики
русского языка.
Фразеология.
Речевые ошибки на
лексическом у ровне
Выразительные
средства
лексики и фразеологии.
Тропы (эпитет,
метафора)
Тропы. Умение
находить их
в тексте.
Стилистические
фигуры, их
роль в тексте.
Правила образования
форм

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации

1

1

-

Комплексный
анализ текста

2

1

1

Комплексный
анализ текстов

1

-

1

Редактировани
е текста

1

-

1

практикум

1

-

1

работа с
текстами

1

-

1

работа с
текстами

1

1

-

практикум

8

9

10.
11

12

13

14

15

16

17

слов разных частей
речи
Грамматические и
речевые
ошибки на
морфологическом
уровне
Использование
алгоритмов
при написании –Н- и –
НН- в
суффиксах разных
частей
речи
Правописание корней и
приставок.
Правописание личных
окончаний глаголов и
суффиксов причастий
настоящего времени.
Правописание
суффиксов
различных частей речи
(кроме –Н- и –НН-).
Предупреждение
ошибок при
написании НЕ и НИ.
Слитное, дефисное и
раздельное написание
омонимичных слов и
сочетаний
слов

3

2

1

исследовательс
кая работа

2

1

1

практикум

2

1

1

практикум

2

1

1

исследовательс
кая работа

1

-

1

тренинг

1

1

-

работа с
тестами

1

1

-

исследовательс
кая работа

1

1

-

самостоятельна
я работа

-

1

тренинг

-

1

практикум

Проверка навыков
орфографической
грамотности.
Синтаксические нормы. 1
Словосочетание, виды
словосочетаний, их
построение
Предложение. Порядок 1
слов в предложении.
Грамматическая основа

предложения.
18. Простые и сложные
предложения.
Односоставные
предложения.
Неполные
предложения.
19 Нормы согласования
(согласование
сказуемого с
подлежащим,
согласование
определений с
определяемым
словом)
20 Нормы управления.
Построение
предложений с
однородными членами.
21 Нормы примыкания.
Правильное
использование
деепричастного
оборота
22 Синтаксическая
синонимия.
23 Знаки препинания в
простом
предложении.
24 Знаки препинания в
сложноподчиненных и
бессоюзных
предложениях
25. Итоговая работа
Всего

2

-

2

практикум

1

-

1

тренинг

1

1

-

практикум

1

-

1

практикум

1

1

-

1

-

1

самостоятельна
я работа
работа с
тестами

1

-

1

практикум

1

-

1

Диктант с
заданием

32

14

18

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1: Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.
Теория: Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.
Тема 2: Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на
орфоэпическом уровне.
Теория: Основные
орфоэпическом уровне.

правила

орфоэпии.

Предупреждение

ошибок

на

Практика: Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на
орфоэпическом уровне.
Тема 3: Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые
ошибки на лексическом уровне.
Практика: Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые
ошибки на лексическом уровне
Тема 4: Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы
(эпитет, метафора)
Практика: Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы
(эпитет, метафора)
Тема 5: Тропы. Умение находить их в тексте.
Практика: Тропы. Умение находить их в тексте.
Тема 6: Стилистические фигуры, их роль в тексте.
Практика: Стилистические фигуры, их роль в тексте.
Тема 7: Правила образования форм слов разных частей речи.
Практика: Правила образования форм слов разных частей речи.
Тема 8: Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
Теория: Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
Практика: Разбор грамматических ошибок
Тема 9: Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах
разных частей речи.
Теория: Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в
суффиксах разных частей речи.

Практика: Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в
суффиксах разных частей речи.
Тема 10: Правописание корней и приставок.
Теория: Правописание корней и приставок.
Практика: Правописание корней и приставок.
Тема 11: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
настоящего времени.
Теория: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени.
Практика: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени.
Тема 12: Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-).
Теория: Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –
НН-).
Тема 13: Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.
Практика: Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.
Тема 14: Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и
сочетаний слов.
Практика: Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и
сочетаний слов
Тема 15: Проверке навыков орфографической грамотности.
Практика: Самостоятельная работа по проверке навыков
грамотности.

орфографической

Тема 16: Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их
построение.
Практика: Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их
построение.
Тема 17: Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая
основа предложения.

Теория: Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая основа
предложения.
Тема 18: Простые и сложные предложения. Односоставные предложения.
Неполные предложения.
Практика: Простые и сложные предложения. Односоставные предложения.
Неполные предложения.
Тема 19: Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим,
согласование определений с определяемым словом)
Практика: Нормы согласования (согласование
согласование определений с определяемым словом)

сказуемого

с

подлежащим,

Тема 20: Нормы управления. Построение предложений с однородными
членами.
Теория: Нормы управления. Построение предложений с однородными членами.
Тема 21: Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного
оборота.
Практика: Нормы примыкания. Правильное использование
оборота.

деепричастного

Тема 22: Синтаксическая синонимия.
Теория: Синтаксическая синонимия.
Тема 23: Знаки препинания в простом предложении.
Практика: Знаки препинания в простом предложении.
Тема 24: Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных
предложениях.
Практика:
предложениях

Знаки

препинания

в

сложноподчиненных

и

бессоюзных

Тема 25: Итоговая работа.

1.2Планируемые результаты
Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии

интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
его значение в процессе получения школьного образования.
-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение
к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию.
-достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
-владение всеми видами речевой деятельности:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения;
-способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа,
справочной литературой;
-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую
тему;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами.
Предметные:
К концу обучения по программе учащиеся будут знать и уметь:
-содержание методики написания творческой работы по впечатлениям;
-отличать стилистические ресурсы фонетики, словообразования и
морфологии;
-различать составные части творческой работы;
-выполнять практический анализ текста;
-делать подбор и анализ литературы по выбранной теме;
-письменно излагать прочитанный или услышанный текст;
-анализировать текст и редактировать его;

-грамотно, без ошибок излагать, обобщать, анализировать;
- различать стилистические функции обособленных членов предложения;
-выступления обучающихся с докладами по материалам научнопрактических исследований.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: группы учащихся работают
в школьном кабинете, оборудованном партами , стульями, доской.
Информационно-методическое обеспечение:
- дидактические материалы: видео- и аудиоматериалы.
- наглядные материалы: демонстрационные таблицы.
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет учитель
русского языка и литературы МАОУ-СОШ№ 137, имеющий высшее
педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом
практической работы с учащимися.
2.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды и формы контроля: диктант (объяснительный, выборочный,
графический, предупредительный); тест ; проверочная работа с выборочным
ответом; комплексный анализ текста; подробное и выборочное изложение;
изложение с элементами сочинения-рассуждения; сочинение на моральноэтическую тему; публичное выступление по общественно-важным
проблемам; сочинение-рассказ на свободную тему.
Реализацию поставленных в программе целей и задач позволяет
проследить мониторинг, который состоит из диагностики эффективности
реализации образовательной программы, диагностики мотивации учащихся и
диагностики социальных качеств обучающихся.
Контролирующая функция при реализации образовательной
программы осуществляется в системе поэтапно:
• входной - выявление первоначального уровня знаний
обучающихся;
• текущий - корректирование и управление образовательным
процессом в ходе работы;
• итоговый - успешность и эффективность реализации целей и
задач образовательной программы;
• тематический - проводится в конце изученной темы.

Средства и способы контроля
• наблюдение за процессом и результатом деятельности;
• тестирование (тесты достижений, тесты деятельности, тестыопросы знаний.
Способы фиксирования контроля
• индивидуальные карты обучающихся;
• творческие дневники обучающихся;
• журнал учета работы творческого объединения.
Формой подведения итогов реализации данного курса является
подготовка обучающимися учебно-исследовательских работ и их защита на
конференциях различного уровня.
3.Список литературы.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. –
М.: Айрис-пресс, 2009.
2. Г.Т.Егораева. Выполнение задания части 3 (С): учебно- методическое
пособие. – М.: Экзамен, 2007.
3. Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению
части 3 (С). – М.: Экзамен, 2010.
4. Г.Я. Солганик .Синтаксическая стилистика. М., 1997.
5. Т.Н.Сокольницкая. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть с): Сдаём
без проблем! – М.: Эксмо, 2007.
6. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я.
Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.:
Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
Литература для ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова. Практикум по русскому языку для
подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование»,
«Морфология». - М.: АСТ: Астрель, 2010.
2. Г.Я. Солганик Синтаксическая стилистика. М., 1997.
3. Т.Н.Сокольницкая. Русский язык: сочинение-рассуждение – М.: Эксмо,
2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».