Музейное дело

Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
2. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музейное дело и краеведение» туристско-краеведческой направленности.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
5.Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 № 28 СанПиН 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи“.
7.СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
9.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным заказом.
10.Устав МАОУ-СОШ№137.

Актуальность.

Данная

программа

является

сегодня

весьма

актуальной, так как в современной ситуации, происходящего процесса
дегуманизации, наступления массовой культуры и расшатывания моральнонравственных устоев общества важным становится формирование у
школьников нравственно-эстетического отношение к миру, воспитание
гражданско-патриотических чувств. В связи с этим, для изменения ситуации
все чаще педагоги стали обращаться к музеям –хранителям национальных и
культурных ценностей, к истокам исторического и духовного развития
нашего общества и государственности. Программа разработана на основе
системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.
Занятия музейным делом и краеведением как нельзя более полно отражают
все новые особенности присущие современному занятию: личностную
ориентацию,

организацию

деятельности,

развитие

компетентностей.

Программа является актуальной и потому, что вопросы интеграции и
сотрудничества школы и учреждений дополнительного образования попрежнему остаются одними из главных.

Программа «Музейное дело и

краеведение» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не
только обучение детей теоретическим основам краеведения и музейного
дела, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность.
Отличительная
краеведческой

особенность

программы

от

и

уже

новизна

программы

существующих,

данной

является

ее

функциональность. Тематика программы может, изменятся и дополнятся в
рамках

определенных

программных

разделов, с

учетом

возрастных

особенностей учащихся, а также актуальности и востребованности различной
краеведческой тематики. Руководитель программы может варьировать
последовательность

изучения

тем

краеведческой

и

музееведческой

составляющей курса, количеств времени, отведенное на практические и
теоретические занятия в рамках определенной темы. Для проведения занятий
по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области,
сотрудники

музеев,

педагоги

дополнительного

образования,

другие

необходимые специалисты. Предполагаем, что в процессе работы мы также

неизбежно придем к кооперации педагогов внутри школы: учителей и
педагогов дополнительного образования. В результате между педагогами
должен

установиться

материалами,

идеями,

тесный

контакт

предметами

по

обмену

музейного

методическими

значения,

справочной

информацией.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что ребенок
получает краеведческие знания с помощью музейных средств и закрепляет
их

на

практике,

в

музееведческой,

исследовательской,

проектной

деятельности. Специфика организации занятий по программе заключается в
параллелизме

и

взаимосвязанности

краеведческой

и

музееведческой

составляющей курса. Данный подход создает условия для комплексного
изучения

истории,

культуры

и

природы

родного

края

музейно-

краеведческими средствами. Программа дает возможность реализовать
альтернативнуюшколе модель образования, где полноправными участниками
программы

являются

музеи,

библиотеки,

архивы,

различные

образовательные и научные учреждения города, общественные организации.
Данная модель образования выводит ребенка за пределы школы, наряду с
классным преподаванием предлагает беседы среди живой природы и в
интерьере музейных залов, храме, библиотеке, архиве. Здесь экскурсия
приобретает значение метода преподавания, широко используются формы и
методы музейной педагогики
Адресат программы: учащиеся 11-15 лет.
Количество учащихся в группе от 10 до 15 человек, желающих
заниматься краеведением и музейным делом.
Объем программы:144 ч.
Срок освоения программы: 1 год
Форма

обучения:

очная,

в

особых

случаях

применяется

дистанционная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2.25 ч.
Уровень усвоения программы: базовый
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Виды занятий: теоретическое, практическое занятие, игровое
занятие, экскурсия, лекция, вечер встречи, беседа, презентация и т.д. По
некоторым темам учащимся предлагается совершить музейно-экскурсионное
путешествие, которое состоит из трех частей. Каждое путешествие
предполагает подготовку. Эту часть работы выполняет педагогна занятии.
После этого следует экскурсия в музей или по памятным местам города.
Заканчивается путешествие закреплением знаний, которое также проводится
педагогом на занятии. Создается ситуация сотрудничества педагога,
которому отводится главная роль в подготовке и закреплении музейных
впечатлений и экскурсовода, который проводит экскурсию. Иногда педагог
может

выступать

одновременно

и

в

роли

экскурсовода.Все

вышеперечисленное является важной составной частью программы, так как
степень

активности

ребенка

определяет

в

конечном

итоге

ее

результативность. Знания рассматриваются здесь не как самоцель, а как
средство самопознания и созидательной деятельности учащихся.
Формы подведения итогов : тестовые контрольные (тестирование),
устный опрос, письменный опрос, проект, собеседование, самостоятельная
практическая работа(в том числе создание и проведение экскурсии,
составление и разгадывание кроссвордов и др.), участие в конкурсных
мероприятиях.
1.2.

Цель, задачи программы.

Цель программы: вовлечение учащихся в общественно-полезную
научно-исследовательскую и проектную деятельность по изучению, охране и
популяризации историко-культурного и природного наследия родного края
средствами краеведения и музейного дела. Формирование социально
активной, ответственной, творческой личности.
Задачи программы.
Обучающие:
1.Познакомить учащихся с основами краеведения и музейного дела.
2. Составить целостное представление о многогранности музейного мира и
профессии музеолога.

Развивающие:
1.Развитие эмоциональной сферы, воображения, фантазии и речи ребенка.
2.Развитие творческих способностей учащихся.
3.Развитие коммуникативной культуры учащихся.
Воспитательные:
1.Воспитывать гражданскую идентичность, патриотизм, любовь к Родине,
чувство гордости за свою страну, свою Малую родину.
2.Воспитывать
чувство
ответственности
в
процессе
научноисследовательской, проектной, творческой деятельности.

1.3.Содержание программы
Учебно-тематический план
№
п.п
1

1.1
1.2

Название разделов и тем

Количество часов
всего

Музейное дело.
Введение. Цели и задачи курса
«Музейное
дело и
Основные направления
деятельности и классификация
музеев.

1.3

Школьный музей.

1.4

Поисковая работа в школьном
музее.

1.5

Исследовательская работа.

1.6

Организация инновационной
деятельности.

1.7

теория

78.75

20.25

Формы
аттестации/
практика контроля
58.5

2.25

2.25

-

9

2.25

6.75

опрос
6.75

9

2.25

2.25

4.5

6.75

9

2.25

6.75

4.5

2.25

2.25

15.75

2.25

13.5

Фондовая работа.
Экспозиционная работа.
1.8

собеседование

11.25

2.25

9

собеседование
результаты
поисковой работы
исследовательская
работа
участие в
реализации проекта
Практическая
работа по
формированию,
оформлению и
хранению музейной
коллекции
Практическая
работа по созданию
выставки

Экскурсоведение.
1.9
2

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

Краеведение
Природа Урала.
Народы Урала
История Урала. История
п.Шабровский
Города Урала
Промышленность Урала.
Шабровский Тальковый
Комбинат.
История школьного музея.
Итого

Практическая
работа по созданию
и проведению
экскурсии.

11.25

2.25

9

65.25

36

29.25

22.5
9

13.5
4.5

9
4.5

13.5
9

9
2.25

4.5
6.75

опрос

6.75

4.5

2.25

опрос

2.25

2.25

собеседование

тестирование
тестирование
тестирование

4.5

144 56.25

87.75

Содержание учебного (тематического) плана.
1.
Музейное дело.
1.1Введение. Цели и задачи курса «Музейное дело и краеведение».
Теория: Определение целей и задач курса «Музейное дело и
краеведение».
Практика : Проведение анкетирования, с целью выявления интереса
учащихся к изучению краеведческих тем и занятиям по основным
направлениям музейной деятельности.
1.2.Основные направления деятельности и классификация музеев.
Теория: Понятие «музей». История музейного дела. Основные
направления деятельности музея. Классификация музеев: краеведческие,
литературные, художественные, общественные и ведомственные музеи и др.
Структура музея. Музейные профессии. Характеристика коллекций
различных музеев.
Практика: Посещение музеев. Очное и заочное знакомство с
различными музеями. Подготовка докладов, рефератов. Дискуссии.
Викторины. Тестирование. Беседа с представителями музейных профессий.
Выполнение практического задания: найди отличительные черты музеев
различной классификации.
1.3 Школьный музей. Организация школьного музея.
Теория: Особенности собрания и деятельности школьных музеев.
Определение «школьный музей». Роль и место музея в образовательном
учреждении. Правовая база школьного музея: приказ о создании музея, устав,

положение, паспорт музея. Концепция школьного музея. Название и профиль
школьных музеев, их специфические особенности.
Практика: Формирование актива школьного музея. Распределение
обязанностей, определение тематики, целей и составление планов работы
профильных групп. Встречи с активами других школьных музеев. Круглые
столы, деловые игры по различным направлениям деятельности школьных
музеев. Сбор идей и предложений для формирования концепции музея.
Проведение специальных конкурсов, конференций и т.д. среди обучающихся,
педагогов, жителей района. Разработка и написание концепции музея.
Посещение школьных музеев различного профиля. Практическая работа по
определению профиля школьного музея.
1.4 Поисковая работа в школьном музее.
Теория: Комплектование музейного собрания. Полевая документация:
полевой дневник, полевая опись, тетрадь для записи воспоминаний и
рассказов. Систематизация и хранение памятников истории и культуры в
полевых условиях.
Практика: Поиск и собрание изобразительных, вещественных,
письменных источников и воспоминаний. Оформление фондовой
документации школьного музея.
1.5. Исследовательская работа.
Теория: Формы исследовательской работы: переписка, встречи,
обследования, экскурсии, походы, экспедиции и др. Исследовательские
методы работы: наблюдение, анкетирование, опрос, беседы и др. выбор
темы научно-исследовательской работы. Определение гипотезы целей и
задач исследования.
Практика: Практические занятия: Работа с литературой. Изучение
основополагающих работ. Журнальных и газетных публикаций по избранной
теме. Работа с респондентами. Работа в библиотеках, архивах, справочноинформационном секторе и фондах музеев. Поиск и изучение письменных,
вещественных, изобразительных источников. Создание картотеки и
библиографического списка. Обработка и систематизация материалов.
Обобщение и анализ собранного материала. Работа над текстом
исследования. Оформление работы.
1.6. Организация инновационной деятельности
Теория: Проект, проектирование. Определение понятия проект.
Классификация проектов. Технология проектов. Основные факторы
необходимые для успешной проектной деятельности. Алгоритм разработки
проекта. Оценка результатов проекта.
Практика: Осуществление проектирования. Оформление проекта.
Реализация проекта.

1.7.Фондовая работа.
Теория: Фонды музея. Основные направления фондовой работы музея.
Структура фондов. Основной, научно-вспомогательный, обменный фонд.
Книга поступлений. Картотека. Учетная документация13музея. Определение
музейного
собрания.
Музейный
предмет,
его
аттрактивность,
экспрессивность, репрезантивность. Подлинные музейные материалы и
копии, новоделы. Макеты, муляжи, модели и т.д. Отличительные
особенности подлинных материалов. Шифровка и систематизация музейных
предметов. Коллекционная опись. Атрибуция и научное описание музейных
предметов. Условие хранения фондовых материалов.
Практика: Знакомство с фондами различных музеев. Работа с учетной
документацией. Практическая работа по определению подлинности,
шифрованию, атрибуции и описанию музейных предметов, оформлению
коллекционной описи. Хранение музейных предметов.
1.8.Экспозиционная работа.
Теория: Музейная экспозиция. Формы представления экспозиций:
стационарная и временная. Виды структурной организации экспозиций:
тематическая,
систематическая,
монографическая,
ансамблевая.
Архитектурно-художественное решение экспозиции. Приемы и способы
размещения выставочного материала. Особенности экспонирования.
Практика: Создание экспозиции. Создание концепции экспозиции
школьного музея. Определение тематики принципов архитектурнохудожественного решения экспозиции. Посещение различных музеев.
Консультации музейных работников. Изучение и отбор экспозиционных
материалов. Практическая работа по составлению ТЭП, а экспозиции.
Создание архитектурно-художественного проекта экспозиции. Раскладка,
создание этикетажа.
1.9.Экскурсоведение
Теория: Экскурсия ее сущность Виды и функции экскурсии. Признаки
экскурсии. Показ и рассказ их особенности. Экскурсовод, требования к нему.
Классификация экскурсий по содержанию, составу участников, месту
проведения, способу передвижения, форме проведения. Методика
проведения экскурсий. Движение в экскурсии. Использование «портфеля
экскурсовода». Особенности проведения экскурсий для различных групп
населения. Тематика экскурсий. Формы массовой работы: экскурсия, лекция,
беседа, музейный урок, конференция, встреча, праздник, презентация,
консультация и др.
Практика: Подготовка экскурсии. Определение цели и темы экскурсии.
Изучение источников: литературных, архивных, статистических и др. Отбор
и изучение экскурсионных объектов. Составление и обход маршрутов.

Составление методической разработки экскурсии. Создание портфеля
экскурсовода. Организация и проведение экскурсии. Написание сценария
массового мероприятия. Организация и проведение массового мероприятия.
2. Краеведение.
2.1Природа Урала.
Теория: Географическое положение, климат Урала, Свердловской
области. Водные ресурсы и природные зоны. Палеонтология Урала.
Разнообразие животного и растительного мира в древности. Растительный и
животный мир Урала. Заповедники Урала. Ресурсы. Месторождения.
Практика: Работа с картами. Практическая работа по изучению климата,
природной зоны, водоемов своего района. Тестирование. Работа с гербарием.
Организация встречи с геологами, экологами. Сбор коллекции полезных
ископаемых своего района.
2.2.Народы Урала
Теория: Традиции и быт. Основные виды хозяйственной деятельности.
История костюма и национальные особенности орнамента. Духовная
культура и искусство народов Урала. Религии и обряды. Шаманизм.
Христианство. Ислам. Литература Урала. Изобразительное и театральное
искусство.
Практика: Создание творческих работ с использованием элементов
орнамента
коренных
народов
Урала.
Просмотр
кинофильмов,
характеризующих быт и духовную культуру народов Урала. Чтение вслух и
пересказ произведений П.П.Бажова. Написание сочинений по прочитанному.
Посещение художественной галереи и выставок, театра. Приобретение опыта
в эстетической оценке изобразительного искусства и восприятия театральных
постановок.
2.3. История Урала
Теория: История освоения территории Урала. Археология Урала.
Древние стоянки. Расселение первобытного человека по территории Урала.
Орудия труда и занятия людей в древнейшее время. Хозяйственная
деятельность. Развитие производства на Урале. Семья Демидовых. История
геологического освоения Урала. Строительство предприятий и города
Екатеринбурга (Свердловска), трудовые подвиги, жизнь и быт уральцев в
годы войны.
Практика: Посещение музеев, выставок. Практическая работа по
повторению и обобщению знаний по истории древнего мира в сравнительном
освещении. Подготовка докладов, рефератов. Экскурсии по памятным,
историческим местам Свердловской области.
2.4. Города и поселки Урала.

Теория: Современное территориальное деление. Информация о городах
Урала. Памятники и памятные места . Мемориальные комплексы.
Практика: Экскурсия по памятным местам
Екатеринбурга,
Свердловской области. Практическая работа по определению вида
памятников. Исторический диктант
2.5. Промышленность Урала. Шабровский Тальковый Комбинат.
Теория: Горнодобывающие предприятия Урала. История геологических
открытий и строительства
металлургических предприятий. История
строительства и развития ШТК.
Практика:
Организация
профориентационных
экскурсий
на
предприятия Екатеринбурга. Исторический диктант. Тестирование.
2.6. История школьного музея.
Теория: История школы и история создания экспозиции школьного музея.
Практика: Практическая работа в экспозиции школьного музея.
4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- знание основных сведений об истории, этнографии и природе родного края;
-знание музейной терминологии и основных направлений музейной
деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение организовать поисковую, исследовательскую деятельность;
- освоение информационных умений;
- умение составить устное или письменное сообщение;
Личностные результаты:
- воспитано чувство патриотизма, любви к родному краю;
- воспитать бережное отношение к памятникам историко-культурного
наследия, как к документальным свидетельствам прошлого;
- сформированы коммуникативные навыки у учащихся.
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:
Школьный краеведческий музей «Судьба».
1.Специализированная литература для школьного музея.
2. Помещение для занятий.

4.Стол учительский – 1шт.
5.Стол для заседаний – 1 шт.
6.Стулья – 16 шт.
7.Демонстрационные витрины – 10 шт.
8.Компьютер с выходом в интернет – 2 шт.
9. Географические, исторические карты – 6 шт.
Информационно-методическое обеспечение:
-дидактические материалы: видео- и аудиоматериалы.
-наглядные
материалы:
фотографии,
письма,
иллюстрации,
исследовательские работы учащихся, музейные экспонаты.
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет педагог
до (совместитель)

МАОУ-СОШ№ 137, учитель биологии и географии,

имеющий высшее педагогическое образование, обладающий достаточными
знаниями и опытом практической работы с учащимися.
2.2Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.

Педагог дополнительного образования свободен в выборе форм
контроля/аттестации, он в праве остановиться на той форме, которая бы
будет
интересной
и
увлекательной
для
обучающихся.
Ниже представлены формы, которые могут быть использованы педагогом
при проведении контроля/аттестации по результатам освоения программы:
1.Тестовыеконтрольные (тестирование).
2.Устныйопрос.
3. Письменный опрос.
4. Анкетирование.
5. Проект.
6. Тематические кроссворды.
7. Собеседование.
8. Выставка.
9. Исследовательская работа.
10. Самостоятельная практическая работа.
11.Викторина.
12. Участие в конкурсных мероприятиях.
С целью выявления соответствия уровня полученных учащимися
знаний, умений и навыков прогнозируемым результатам дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы проходит текущий
контроль по итогам каждого раздела, по окончании изучения программы –
итоговая аттестация. При поступлении ребенка в объединение фиксируется
его начальный уровень (знаний, навыков, развития и т.п.)в форме
собеседования, наблюдения или анкетирования. Ведь не зная начального
уровня, невозможно оценить достигнутый результат. Оценить успешность

обучающихся можно, если знать его уровень в начале года, в середине года и
в конце года.
В середине года проводится текущий контроль. Это позволит педагогу
увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с
обучающимися.Для осуществления текущего контроля при изучении
разделов, тем, программы систематически используется следующие способы
проверки: опрос, организация общешкольных мероприятий, выставки,
реферативные работы, проекты, экскурсии, сообщения и рассказы в устной и
письменной форме, тестирование, викторины, рисунки, практическая и
самостоятельная работы и др.Контроль и закрепление знаний учащихся
осуществляется индивидуально, в работе групп и фронтально в игровой
форме с помощью проведения викторин, конкурсов, выставок, составления и
разгадывания кроссвордов, ребусов и на обобщающих занятиях по каждой
теме.
Эффективно проведение контрольных работ. Контрольная работа
помогает и ребенку и педагогу скорректировать свои действия, понять, на
что следует обратить особое внимание. Контрольные работы постепенно
усложняются, широко применяется тестирование. По результатам обработки
тестов можно легко судить об усвоении учащимися пройденного материала,
а также выявить пробелы в знаниях, чтобы в последствии их устранить. На
практических занятиях учащиеся показывают ранее полученные знания,
здесь педагог имеет возможность скорректировать действия ребенка, если он
недостаточно усвоил теоретический материал. Кроме того, при работе в
группе происходит взаимообучение ребят, при этом вопросам техники
безопасности уделяется особое внимание. Практическая работа прививает и
закрепляет навыки, заложенные теоретическими занятиями. Такие виды
работ, как фотографирование, работа по составлению опросных листов,
подготовка рефератов, проектирование, разработка экскурсий, составление и
разгадывание кроссвордов, создание викторин, выставок и др.
подготавливает
учащегося
к
самостоятельной
деятельности.
Самостоятельная работа это умение самостоятельно подготовить и провести
отдельные блоки различных мероприятий: экскурсии, лекции, открытие
выставки, вечера встречи и др.
В конце учебного года проводится итоговая аттестация/контроль,
когда проверяется уровень усвоения всей программы в целом. Подведение
итогов (итоговый контроль) осуществляется после окончания курса обучения
и реализации дополнительной образовательной программы в форме
организации выставок, презентации проектов, участия в конкурсах
исследовательских работ, форумах и др. массовых мероприятиях, с
результатами проектной, исследовательской, экспозиционной, выставочной и
экскурсионной работы. Результативность участия позволяет оценить
приобретенные на занятиях знания, умения и навыки учащихся.

3.Список литературы.
Список литературы для педагога:

1.Арапова Л.И. Музейные термины. М., 1986.-134 с.18. Пупиньш М.Ф.
Животные в мире человека. М., 1999.-38 с.
2.Ванслова Е.Г. Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа.
Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие. -М., 1995.-176
с.12.
3.Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. "Основы экскурсоведения" –
М.: Просвещение, 1985 –254 с.22.
4.Коровина В.Я. "От упражнений к системе совершенствования речи
учащихся" –М.: Мнемозина, 1996 –155 с. 23.
5. 3.Курило Л.В. Краеведение и туризм: Учебное пособие. М., 1999.-72 с.16.
6. 9.Методика историко-краеведческой работы в школе –М.: Просвещение,
1982 –223 с.24.
7.Методическое пособие. Учет и хранение фондов школьных музеев. –
Красноярск, 1975 –15 с.25.
8.Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. "Занятияи сценарии с элементами
музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мир
культуры" –М.: Владос, 2000 –158 с. 26.
9.Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М..1988.-1599
с.21.
10.Салахетдинова В.А. Одаренные дети (концептуальные основы работы с
одаренными детьми в системе дополнительного образования). М., 1998.-53
с.20 .
11.Учебное пособие "Музееведение" –М.:Высшая школа, 1985 –427 с.
12.Юхневич М.Ю. Музееведение. Ребенок в музее. М., 1993.-160 с.14.
Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения: Учеб пособие для слушателей. М.,
1985.-256с.
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):

1.Научно-исследовательская
деятельность
учащихся.
Московские
конференцииисследовательских работ школьников. -М., 2002.
2. Туристско-краеведческое движение «Отечество». Сборник статей и
конкурсных
работ.
-М.:
ЦДЮТиК,
2005.136с.
3.Ясюк В.П. Структура рукописи исследовательской работы -СамГПУ, 1999
Интернет-ресурсы:
1.http://www.museumforum.ru/index.php
Музейный
форум
2.http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp
Российская
музейная
энциклопедия
3.http://kraevedenie.chat.ru/content0.html Сетевой альманах по краеведению.

4.http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.htmlОнла
йн энциклопедия Кругосвет.
5.http://ruwww.museum.ru6.http://naar.ru/articles/kak-sostavitrodoslovnuyuposhagovaya-instruktsiya Как составить родословную.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».