Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
2. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Скорочтение» социально-гуманитарной направленности направленности.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
5.Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства
образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 № 28 СанПиН 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи“.
7.СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
9.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с
социальным заказом.
10.Устав МАОУ-СОШ№137.
Актуальность программы : Чтение – это основа становления
личности ребёнка и фундамент его дальнейшего образования, это важнейшее
условие формирования мыслительных способностей», так, в свое время
писал классик советской педагогики В.А. Сухомлинский. Исследуя причины
умственной отсталости школьников, он отмечал «Если в начальной школе
дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура
малодеятельного мозга». Если на начальном этапе обучения у ребенка
возникли проблемы с чтением, скорее всего, они останутся с ребенком в
дальнейшем. Поэтому данные проблемы необходимо решить вовремя.
Обучить ребѐнка беглому и осознанному чтению – задача родителей и
образования. Навыки и умения чтения формируются не только как
важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный
комплекс умений и навыков. Если ребёнок освоил навыки чтения в период
обучения грамотности, то в классе он себя чувствует уверенно, смело
поднимает руку для ответа, и наоборот если, ребенок, придя в школу, имел
проблемы с чтением, он чувствует какую-то ущербность, морально
переживает свой недостаток, что негативно отражается на качестве обучения.
Исследования, проводимые за последние годы, показали, что
скорочтение - активизирует процессы мышления и является одним из средств
совершенствования учебного процесса для разных уровней обучения.
Скорочтение улучшает внимание, память и воображение, способствует
лучшему восприятию учебного материала, а также его глубокому
запоминанию.
Педагогическая целесообразность данной программы.
Литературное чтение является одной из важнейших дисциплин в
начальной школе, так же основную часть материала школьной программы
ученики обрабатывают, используя навыки чтения: начиная от её поиска и
заканчивая её обработкой и анализом. Современная школьная программа
довольно насыщена, ежедневно школьник узнаёт что-то новое, он вынужден
много читать и анализировать прочитанное, а также делать выводы и строить
логические цепочки. В таких условиях навыки быстрого, осознанного и
рационального чтения придутся как нельзя кстати, они сэкономят время и
помогут ребёнку существенно улучшить качество своего образования:
превратят двоечника в отличника, а инфантильного, ничем не
интересующегося ученика в лидера.
Отличительной особенностью программы по обучению навыкам
скорочтения, является не просто обучение ребёнка навыкам быстрого
чтения, а развитие его интеллекта и скорости мышления. В ходе занятия
ребята работают с различными типами текстов, используя все анализаторы
(зрение, слух, сенсорные навыки) запоминают, проговаривают, отстукивают
их.
Новизна данной рабочей программы заключается в использовании
приёмов и методов, которые помогут ребёнку повысить концентрацию
внимания, развить логическое мышление, способность отличить нужную
информацию от ненужной, видеть ясную цель чтения. При чтении, мы
проговариваем про себя прочитанный материал, мозг обрабатывает
полученную аудиальную информацию, и только потом происходит
понимание прочитанного. В ходе выполнения разнообразных упражнений
нашей программы ребёнок учится читать через глаза, не проговаривать, а
видеть кино. Так как визуальный канал может обрабатывать практически
мгновенно огромные количества информации, скорость практически не
ограниченна.
Адресат программы – учащиеся возраста 7-9 лет.
Количество детей в группе – не более 10 человек.
Срок освоения программы – 1 год.
Объем программы – 64 часа.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 40 минут
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Уровень освоения программы – базовый уровень, который включает
в себя специализированные знания и обеспечивает обучение детей
скоростному и осознанному чтению.
Формы организации деятельности учащихся. Основными формами
учебно-воспитательного процесса при реализации программы являются
групповые теоретические и практические занятия. Занятия по данной
программе состоят из теоретической и практической частей, причем
большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая
же часть занятий при работе должна быть максимально компактной и
включать в себя необходимую информацию по текущему заданию.
Структура занятия и приёмы, которые используют педагоги - одинаковы, но
за счёт циклического усложнения задач и как следствие, усложнения
программного материала от занятия к занятию,
ученики успешно
овладевают навыками скорочтения. Форму занятий можно определить, как
интеллектуально-творческую деятельность детей.
Развитию навыка скорочтения способствует и домашняя работа, в ходе
которой важная роль отводится родителям. В ходе ознакомительных бесед,
родители знакомятся с материалами данной программы, и успешно
отрабатывают полученные знания с детьми дома.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для развития навыка чтения,
повышения скорости чтения и усвоения прочитанного.
Задачи
Обучающие:
1. способствовать освоению приёмов и техник скорочтения учащимися;
2. формирование
правильной речи;
навыков
звукового
анализа
слов,
грамматически
3. расширение знаний об окружающем мире;
4. ознакомление с художественной литературой;
5. обучение умению оценивать
деятельности сверстников.
результаты
своей
деятельности
Развивающие:
1. улучшение понимания прочитанной информации;
2. развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти;
3. развитие речи;
4. развитие артикуляционного аппарата и формирование звуковой культуры
речи;
5. способствование развитию мотивации к процессу обучения.
Воспитательные:
1. формирование коммуникативных навыков;
2. воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к
взрослым;
3. формирование определенных черт характера: дисциплинированности,
и
организованности, собранности, аккуратности и работоспособности;
4. воспитание самостоятельности и умения использовать полученные
знания в повседневной жизни.
1.3 Содержание программы
Учебно-тематический план
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Название темы
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности
Раздел 1.
Развитие
артикуляционного
аппарата.
Раздел 2.
Что мешает
скорочтению.
Раздел 3.
Расширение поля
зрения
при чтении.
Раздел 4.
Методы и приёмы
скорочтения.
Раздел 5.
Мнемотехники.
Количество часов
Всего
1
Теория
1
7
Формы итоговой
аттестации и
промежуточного
контроля
Практика
Входной контроль.
Чтение текста на
время.
7
Конкурс
скороговорок
Промежуточный
контроль. Чтение
текста на время
Зачёт
7
1
6
7
1
6
7
1
6
4
1
3
Раздел 6.
Тренировка
внимания
Раздел 7.
Развитие памяти
8
1
7
8
1
7
Раздел 8.
Развитие
антиципации
6
1
5
Промежуточный
контроль. Чтение
текста на время
Проверка качества
выполнения
упражнений
Проверка качества
выполнения
упражнений
Тест на слуховую
память. Тест на
зрительную память
Проверка качества
выполнения
упражнений
3
Проверка качества
выполнения
упражнений
4
4
1
64
1
55
Проверка качества
выполнения
упражнений. Чтение
текста на время
Турнир по чтению.
10. Раздел 9.
Развитие
межполушарного
взаимодействия.
11. Раздел 10.
Работа с текстом.
4
12. Итоговое занятие.
Всего часов
1
9
Содержание учебного (тематического плана)
Содержание программы
Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей
осмысленному чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и
логическому мышлению. На занятиях дети читают слоги различной
сложности, затем переходят к словам разной сложности, а затем к отработке
текстов различной сложности. Для развития памяти используются рисунки и
слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается, доходя
до 100 слов и 100 рисунков. Совершенствованию навыков чтения
способствует и домашняя тренировочная работа. Здесь важная роль
отводиться родителям. На занятиях и консультациях родители знакомятся с
различными приемами и упражнениями по формированию навыка чтения,
чтобы помощь была эффективнее.
Вводное занятие. (1ч)
Теория. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами. Знакомство
с коллективом.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Входной контроль. Чтение текста на время.
Раздел 1. Развитие артикуляционного аппарата (7 ч)
Тема: Отработка дикции
Теория: Важность правильности произношения звуков. Требования к
правильной речи.
Практика:
Чтение
и
разучивание
чистоговорок,
скороговорок.
Артикуляционная гимнастика. Чтение слоговых таблиц для речевой
разминки. Произношение звуков чётко, ясно, не торопясь; соединение
произношения скороговорки с различными движениями пальцев: игра
пальцами «на пианино»; загибание пальцев правой и левой руки; с щелчками
пальцев левой и правой руки; отработка чистоты произнесения звуков, для
выработки правильного дыхания, чувства ритма; выполнение техники
дыхательных упражнений
Раздел 2. Что мешает скорочтению ( 7 ч)
Тема: Избавление от регрессии при чтении
Теория: Как избавиться от возвратного движения глаз.
Практика: Приемы «Шторка», «Окошко», «Читаем с указкой» - чтение
текстов с помощью указки, в целях избежания возвратных движений при
чтении; ведение указки непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя
свои движения.
Тема: Подавление артикуляции
Теория: Методика овладения приёмами
Практика: Приемы «Молчун», «Партизан», «Читаем и считаем», «Чтение и
отбивание ритма».
Раздел 3. Расширение поля зрения при чтении (7 ч)
Тема: Как можно увеличить площадь читаемого текста?
Теория: Виды упражнений для расширения поля зрения и техника их
выполнения. Правила работы с таблицами Шульте.
Практика: работа с таблицами Шульте, увеличение «пятна ясного видения».
Работа с клиновидными таблицами. Метод «Зеленая точка».
Раздел 4. Методы и приёмы скорочтения (7 ч)
Тема: Как научиться быстро читать?
Теория: Знакомство с приёмами скорочтения.
Практика: Отработка приёмов «Полубуковка», «Потерянные буквы»,
«Арабское чтение», «Молния», «Гонка за лидером», «Чтение по кругу»,
«Перевёртыш», «Чтение с поворотом», “Игра в прятки”, «Хлопок», «Чтение с
препятствием», «Чтение с рамкой», «Многократное повторение с
отстукиванием ритма».
Раздел 5. «Мнемотехники» (4ч)
Тема: Понятие мнемотехник как способов запоминания.
Теория: Понятие термина «мнемотехника». Знакомство с основными
методами запоминания.
Практика: знакомство с методом мнемотехники «метод Цицерона», «метод
ассоциативных связей», с методом мнемотехники « Рассказ», «кодировка
слово- слово», «звуковых ассоциаций».
Раздел 6. Тренировка внимания (8 ч)
Тема: Свойства внимания
Теория: Приёмы развития внимания. Объяснение техники выполнения
тренинговых упражнений на тренировку внимания.
Практика: Упражнения по развитию наблюдательности «Большие и малые
числа», «Поиск отличий», «Цветные слова», «Верно/неверно», «Глаз –
алмаз», «Шерлок», «Корректор».
Раздел 7. Развитие памяти (8 ч)
Тема: Развитие зрительной памяти
Теория: Виды памяти
Практика: Как развить память? Игра «Найди пару», «Чего нет?», «Что
изменилось?», «Волшебный мешочек»
Тема: Развитие слуховой памяти.
Практика: Приёмы: «Снежный ком», «Помню всё», «Ассоциативные
цепочки»
Раздел 8. Развитие антиципации (6 ч)
Тема: Антиципация - это предвосхищение, предугадывание.
Практика: Приёмы по развитию антиципации: «Половинка», «Чтение с
препятствиями», «Вставь предлоги», «Доскажи словечко», «Рамки».
Раздел 9. Развитие межполушарного взаимодействия (4 ч)
Тема: Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Теория: Что такое кинезиология? Объяснение техники выполнения
тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий (рисование
двумя руками, алфавит). Объяснение техники выполнения тренингового
упражнения на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей
«пятна ясного видения».
Практика: Упражнения на синхронизацию обоих полушарий .Приём
«Золушка», «Циклоп», рисование двумя руками. Кинезиологические
упражнения. Комплексы 1-4.
Раздел 10. Работа с текстом. (4 ч)
Тема: Работа с текстом.
Теория: Применение техник скорочтения на тексте.
Практика: техники скорочтения.
Итоговое занятие. (1ч)
Практика: Итоговый контроль. Чтение текста на время.
1.4.Планируемые результаты
При реализации программы «Скорочтение» учащимися будут достигнуты
следующие результаты:
Предметные результаты:
1) Освоят приёмы и техники для развития скорочтения.
2) Повысят технику чтения.
3) Научатся грамотно работать с текстовой информацией, понимать
содержание и смысл, определять главную мысль и уровень достоверности.
Метапредметные результаты:
1) На протяжении всей учебной деятельности осуществлять самоконтроль,
самооценку.
2) Аргументированно отстаивать свою точку зрения без ущерба для других.
3) Демонстрировать высокую культуру речи.
Личностные результаты:
1) Использовать изученные приемы по организации внимания и памяти для
дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности;
2)Возрастет мотивация к саморазвитию познавательных и творческих
способностей;
3)Возможность использовать техники запоминания при работе с учебным
материалом;
4)Повысится положительная самооценка за счѐт повышения успешности
деятельности.
2.Организационно-педагогические условия.
2.1.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: для создания условий
реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном
кабинете, соответствующее СанПинам освещение, проектор, экран.
Информационно-методическое обеспечение.
1.Наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;
2.Методическая литература: книги, журналы, интернет- сайты;
3.Оборудование: книги, ручки, карандаши; секундомер, стакан воды
(ученику нужно пить во время занятия)
4.Материалы: тексты для чтения, таблицы, рисунки для запоминания.
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет учитель
начальных классов
МАОУ-СОШ№ 137, имеющий высшее педагогическое
образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической
работы с учащимися.
2.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Тестирование и контрольные измерения (скорости чтения) проводятся в
начале обучения, в конце учебного года. (Приложение 1)
Диагностические карты для проверки динамики скорости чтения и
понимания текста.
Заполнение показателей скорости чтения (приложение 3 см. таблицу).
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления
первоначального уровня умений и возможностей детей и определения уровня
подготовленности. Диагностика проводится с каждым учащимся
индивидуально по тестовым методикам.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в виде сдачи
тестовых заданий.
Итоговый контроль предусмотрен в мае, после освоения обучения по
программе.
3.Список литературы и источников
Методические пособия для педагога:
1. Ахмадуллин, Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и
понимать прочитанное». [Текст] / Ш. Ахмадулин. - Москва: Билингва, 2015. 160 стр.
2. Антиципация: учебное пособие (авторская разработка)
скорочтения и развития интеллекта IQ007», Златоуст, 2013, 79 стр.
«Школы
3. Бугрименко, Е.А. «Чтение без принуждения» [Текст] / Бугрименко, Е.А.
Цукерман Г.А.– Москва: Творческая педагогика, 1993. - 96 стр.
4. Блок дополнительных упражнений: учебное пособие (авторская
разработка) «Школы скорочтения и развития интеллекта IQ007», Златоуст,
2013, 129 стр.
5. Вербальный интеллект: учебное пособие (авторская разработка) «Школы
скорочтения и развития интеллекта IQ007», Златоуст, 2013, 40 стр.
6. Дифференциальный алгоритм чтения: учебное пособие (авторская
разработка) «Школы скорочтения и развития интеллекта IQ007», Златоуст,
2013, 47 стр.
7. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению [Текст] /В.Н. Зайцев. – М.:
Просвещение, 1991.– 32 стр.
8. Зотов С.Г. «Повышение скорости чтения» [Текст] / С.Г. Зотов, М.А.
Зотова. – Ростов на Дону: Феникс, 2018.
9. Зрительная память: учебное пособие (авторская разработка) «Школы
скорочтения и развития интеллекта IQ007», Златоуст, 2013, 72 стр.
10. Индуктивность мышления: учебное пособие (авторская разработка)
«Школы скорочтения и развития интеллекта IQ007», Златоуст, 2013, 81 стр.
11. Мнемотехника: учебное пособие (авторская разработка) «Школы
скорочтения и развития интеллекта IQ007», Златоуст, 2013, 81 стр.
12. Периферическое зрение: учебное пособие (авторская разработка) «Школы
скорочтения и развития интеллекта IQ007», Златоуст, 2013, 35 стр.
13. Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» [Текст] /, – Москва:
Астрель, 2002.
14. Экгардт Р.Н. Книга для обучения детей быстрому чтению [Текст] /
Р.Н.Экгардт. –Челябинск: Рекпол, 2011.
Список литературы в адрес учащихся:
1. Севостьянова Е. О. Хочу все знать! : развитие интеллекта детей 5-7 лет :
индивидуальные занятия, игры, упражнения / Е. О. Севостьянова. - М. :
Творц. центр Сфера, 2005 - 77, [1] с. : ил., табл. ; 21 см. - (Программа
развития). - Библиогр.: с. 72-73;
2. Бине А., Симон Т. Развитие интеллекта у детей / А. Бине и Т. Симон (A.
Binet et Th.Simon); Пер. д-ра С.И. Зандер С предисл. прив. -доц. Моск. ун-та
А.Н. Бернштейна. -Москва : В.М. Саблин, 1911 - [6], 162 с;
3. Зотов С.Г. «Повышение скорости чтения» [Текст] / С.Г. Зотов, М.А.
Зотова. – Ростов на Дону: Феникс, 2018.
4. Зрительная память: учебное пособие (авторская разработка) «Школы
скорочтения и развития интеллекта IQ007», Златоуст, 2013, 72 стр.
5. Индуктивность мышления: учебное пособие (авторская разработка)
«Школы скорочтения и развития интеллекта IQ007», Златоуст, 2013, 81 стр.
Список литературы в адрес родителей:
1.Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и
понимать прочитанное».- М.: Билингва, 2015- 160 с.
2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., 1991 г.
3. Зотов С.Г. Повышение скорости чтения. – Ростов-на-Дону, 2010. – 124 с.
4. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.//
Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.
5. Красницкая А.В. Развивающий курс. Беглое чтение за 3 шага. – Попурри. –
2010.
6. Крылова О.Н. «Чтение. Работа с текстом» Изд. «Экзамен», 2011 г.
7. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути еѐ развития. Пособие для
учителя. – М., 1975.
8. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – М.,1990.
9. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.,
1983.
10. Милостивенко Л. Методические рекомендации по предупреждению
ошибок чтения и письма у детей. – СПб., 1995.
11. Нечаева Н. В. Организация литературного творчества. Методические
рекомендации. – М., МП «Начальная школа»,1992.
12. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем
организации групповой работы // Начальная школа. – 2001. - №5. – с. 99 101.
13.Ситдикова Р.Н. «Опережающее развитие ребёнка» Дополнительные
задания. Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011г
14. Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической
единицей. // Начальная школа. 1994. - №8 – с.22-26.
15. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Быстрое обучение чтению. – АСТ. – 2009. –
160 с.
16. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.
Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы
для обучения грамоте и развития техники чтения. – Гном. – 2009. – 32 с.
17. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд.
«Рекпол» г. Челябинск, 2011
Приложение 1
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также
для повышения эффективности и улучшения качества учебновоспитательного процесса проводится аттестация учащихся . Аттестация
проходит в два этапа: входящая диагностика и итоговая аттестация. Так же
проводится промежуточная аттестация в декабре.
Входящая диагностика
Цель: выявить уровень знаний детей на начальном этапе обучения.
Задачи:
- выявить уровень теоретических знаний;
- выявить уровень практических знаний на начальном этапе обучения.
Срок проведения: сентябрь.
Форма проведения: контрольное занятие.
Теоретическая часть:
1. Назови отличия гласных и согласных звуков.
2. Назови слово с заданным звуком.
3. Определи и назови первый звук в заданном слове.
Практическая часть:
1. Прочитай слоги, предложенные слова. Раздели слова на слоги.
2. Найди слова в предложенной таблице.
3. Раскрась гласные буквы красным цветом, согласные – синим.
Критерии оценки:
Высокий уровень развития
самостоятельно, без ошибок.
–
все
задания
учащийся
выполняет
Средний уровень развития – учащийся выполняет два
самостоятельно, одно с помощью педагога, делает 1-2 ошибки.
задания
Низкий уровень развития – ребёнок испытывает затруднения при
выполнении всех заданий, выполняет только с помощью педагога, при этом
делает больше 2 ошибок.
Итоговая аттестация
Цель: выявить уровень усвоения учащимися программного материала за
весь период обучения, соответствие
образовательной программы.
прогнозируемым
результатам
Задачи:
-определить степень усвоения практических умений и навыков
соответствии с прогнозируемыми результатами за весь год обучения;
в
- выявить уровень усвоения теоретических знаний;
-проанализировать полноту реализации программы.
Срок проведения: по итогам реализации программы.
Форма проведения: контрольное занятие.
Содержание
Теоретическая часть:
1. Рассказать, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение».
2. Рассказать, чем отличаются звуки гласные и согласные, твердые – мягкие,
глухие – звонкие.
3. Назвать свой любимый литературный жанр (басня, сказка, рассказ,
стихотворение, фольклор).
Практическая часть:
1. Назвать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук.
2. Прочитать наизусть любое стихотворение.
3. Прочитать текст на время.
Критерии оценки
Низкий уровень – учащийся прочитал менее 20 слов за минуту, не смог
выполнить задание или выполнил только с помощью педагога.
Средний уровень – учащийся прочитал 20-30 слов за минуту, выполнил
задание с незначительными ошибками, исправил их самостоятельно.
Высокий уровень – учащийся прочитал более 30 слов за минуту, выполнил
задание самостоятельно и без ошибок.
Задания для практической части итоговой аттестации
Вариант 1
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними
летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и
черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела
их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на
ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на
сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.
Слов 66, за минуту_______
Отметь слова, в которых есть буква «А»
ВОДА КИНО СОДА ПОЯС ПОЛ ИЗБА
ЛЕТО ОКНО КИВИ ИЗЮМ АЛЬТ ВИНА
МУХА ПЧЕЛА ОВЦА ОСА КОРА ИГРА
Вариант 2
Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»
Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка.
Испугалась белка на ветке, выронила из лапок шишку. Упала шишка,
угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на
сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали
лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать. Тут остановился медведь,
насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают. Не
уйти ли лучше? — подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача. Так медведь
сам себя напугал.
Слов 86, за минуту______
Отметь слова, в которых есть буква «И»
ВОДА КИНО СОДА ПОЯС ПОЛ ИЗБА
ЛЕТО ОКНО КИВИ ИЗЮМ АЛЬТ ВИНА
МУХА ПЧЕЛА ОВЦА ОСА КОРА ИГРА