Радуга талантов

СОДЕРЖАНИЕ
1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
2. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Радуга талантов» социально- гуманитарной направленности разработана
в соответствии с требованиями в образовании, отраженными в следующих
документах:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
5.Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 № 28 СанПиН 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи“.
7.СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
9.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным заказом.
10.Устав МАОУ-СОШ№137.

Актуальность программы.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе
образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок
дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам
общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности,
сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических
функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками
универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и
речевыми компетенциями. Развитие
потенциальных
возможностей
ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными
стандартами начального общего образования, составляет основу начального
образования.
В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является
еще одной не менее важной целью программы.
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 6,5-7 лет.
Количество учащихся в группе от 20 до 25 человек. Набор учащихся
свободный.
Объем программы: 192 ч.
Срок освоения программы: 1год
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 ч (продолжительность занятия
25 минут)
Уровень освоения программы: стартовый используются и
реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: рассказ, беседа, сюжетно - ролевая игра, практическое
занятие, комбинированное занятие.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение, устный опрос, письменное
контрольное задание.
Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из
следующих
модулей : «Математические ступеньки», «Творческая
мастерская», «От слова к букве», «Развитие речи».

2.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
создание условий для формирования первичных
знаний о мире, навыка чтения букв и слогов, знаний о названиях и написании
цифр и букв.
Задачи:
Обучающие:

1.Формировать знания о русском алфавите: его составе, назначении, порядке
букв.
2.Формировать знания о цифрах: их названии и написании.
3.Формировать и развивать навык взаимодействия с окружающим миром как
созидающей и преобразующей деятельности.
4.Формировать и развивать навык устной монологической и диалогической
речи.
Развивающие:
1.Развивать внимание, память, фантазию, пространственное воображение.
2.Формировать умение самооценки качества своих работ.
3.Формировать организационно-управленческие умения и навыки.
Воспитательные:
1.Воспитать бережное отношение к своему и чужому труду, к предметам
вокруг и миру в целом.
2.Воспитывать интерес к учёбе как к процессу.
3.Воспитать умение сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

1.1. Содержание программы
Учебный тематический план
Название разделов, тем

№

Всего
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
СТУПЕНЬКИ»
Общие понятия

1.

Количество часов
Формы аттестации и
Теория
Практика контроля

10

3

7

Наблюдение, устный
опрос
Наблюдение, устный
опрос, письменное
контрольное задание
Наблюдение, устный
опрос

2.

Числа и операции над
ними

27

7

20

3.

Пространственновременные
представления
Геометрические фигуры
и величины

8

1

7

19

4

15

64

15

49

4

1

3

Наблюдения, устный
опрос

2.

Инструктаж по ИОТ –
002-2015. Знакомство с
учебниками. Звуки и
буквы. Игра «Слышувижу».
Вводное занятие

1

1

-

Наблюдение

3.

Гласные звуки и буквы

8

3

5

Наблюдения, устный
опрос

4.

Согласные звуки и
буквы.

4.

ИТОГО:

Наблюдение, устный
опрос, письменное
контрольное задание

«ОТ СЛОВА К
БУКВЕ»
1.

5.

Гласные с «секретом»

6

2

4

Наблюдения, устный
опрос

6.

Звуки,буквы,слог,слово,
предложения

31

10

21

7.

Знаки «ь», «ъ»

1

-

1

Наблюдения,
опрос, письменные
работы
Наблюдения,
опрос, письменные
работы

8. Повторение

4

1

3

9. Обобщающие занятия

8

3

5

10. Итоговое занятие

1

-

1

64

21

43

Введение

4

1

3

Наблюдения, устный
опрос

2

Времена года

2

1

1

Наблюдения, устный
опрос

3

Мир вокруг меня

16

7

9

Наблюдения, устный
опрос

4

Транспорт.

3

1

2

Наблюдения, устный
опрос

5

Добрые дела

2

1

1

Наблюдения,
опрос,

6

Профессия

2

1

1

Наблюдения, устный
опрос

7

Детская книга

3

1

2

Наблюдения, устный
опрос

32

13

19

4

1

3

Наблюдение,
практическое задание

20

3

17

Наблюдение,
практическое задание

4

1

3

Наблюдение,
практическое задание

Итого:

Наблюдения, устный
опрос, письменные
работы
Наблюдения, устный
опрос, письменные
работы
Наблюдения,
опрос, письменные
работы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

1

ИТОГО
ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ
1

2

3

Работа с природным
материалом
Работа с бумагой

Работа
с пластилином

4

Работа с фольгой и
фантиками

ИТОГО:

4

1

3

32

6

26

Наблюдение,
практическое задание

Содержание учебного тематического плана
Модуль «Математические ступеньки»
1.Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение
предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим
признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение
части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений
равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с
помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... - меньше на ...).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп
предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании
как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и
частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем
жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер
(отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
2.Числа и операции над ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название,
последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на
отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...)
на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10
(с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и
вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с
использованием наглядного материала.
3.Пространственно-временные представления
Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра,
вдоль, через и др. Установление последовательности событий.
Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с
помощью плана.
4.Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы
одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат,
прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус,
пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование
фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной
линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых
линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и
опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости
выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми
общепринятыми единицами измерения различных величин.

Модуль «От слова к букве»
1.Инструктаж по ИОТ – 002-2015. Знакомство с учебниками. Звуки и буквы.
2.Вводное занятие.
3.Гласные звуки и буквы. Гласный звук «а». Буква Аа. Письмо линий.
Печатание буквы Аа. Гласный звук «о». Буква Оо. Письмо линий. Печатание
буквы Оо. Гласный звук «у». Буква Уу. Письмо линий. Печатание буквы Уу.
Гласный звук «ы». Буква ы. Печатание буквы ы. Письмо линий. Гласный
звук «э». Буква Ээ. Печатание буквы Ээ.
4.Согласные звуки и буквы. Согласный звук «л». Буква Лл. Понятие слога.
Письмо линий. Печатание буквы Лл и слогов. Согласный звук «м». Буква
Мм. Понятие слова. Письмо линий. Печатание буквы Мм, слогов и слов.
Согласный звук «н». Буква Нн. Понятие предложения. Письмо линий.
Печатание буквы Нн, слогов, слов, предложений. Согласный звук «р». Буква
Рр. Печатание буквы Рр, слогов, слов, предложений.
5.Гласные с «секретом». Сочетание звуков «йа». Буква Яя. Понятие
обозначения мягкости согласных. Письмо линий. Печатание буквы Яя,
слогов, слов, предложений. Сочетание звуков «йу». Буква Юю. Обозначение
мягкости согласных. Письмо линий. Печатание буквы Юю, слогов, слов,
предложений. Сочетания звуков «йэ», «йо». Буквы Ее, Ёё. Обозначение
мягкости согласных. Письмо линий. Печатание букв Ее, Ёё, слогов, слов,
предложений.
6. Звуки, буквы, слог, слово, предложения. Гласный звук «и». Буква Ии.
Обозначение мягкости согласных. Письмо линий. Печатание буквы Ии,
слогов, слов, предложений. Заглавная буква в именах людей. Согласный звук
«г». Буква Гг. Понятие повествовательного, вопросительного и
восклицательного предложения. Письмо линий. Печатание буквы Гг, слогов,
слов, предложений. Согласный звук «к». Буква Кк. Письмо линий. Печатание
буквы Кк, слогов, слов, предложений. Согласный звук «д». Буква Дд.
Понятие текста. Ответы на вопросы по содержанию. Письмо линий.
Печатание буквы Дд, слогов, слов, предложений. Согласный звук «т». Буква
Тт. Работа с текстом. Ответы на вопросы по содержанию. Письмо линий.
Печатание буквы Тт, слогов, слов, предложений. Согласный звук «в». Буква
Вв. Работа с текстом. Печатание буквы Вв, слогов, слов, предложений.
Согласный звук «в». Буква Вв. Понятие рассказа. Ответы на вопросы по
содержанию. Письмо линий. Печатание буквы Вв, слогов, слов,
предложений. Согласный звук «ф». Буква Фф. Работа с текстом. Ответы на

вопросы по содержанию. На ферме. Печатание буквы Фф, слогов, слов,
предложений. Согласный звук «з». Буква Зз. Беседа по картинке. Печатание
буквы Зз, слогов, слов, предложений. Согласный звук «с». Буква Сс. Понятие
сказки. Печатание буквы Сс, слогов, слов, предложений. Согласный звук «б».
Буква Бб. Работа с текстом. Ответы на вопросы по содержанию. В лесу.
Письмо линий. Печатание буквы Бб, слогов, слов, предложений. Согласный
звук «п». Буква Пп. Ответы на вопросы по содержанию. В зоопарке.
Печатание буквы Пп, слогов, слов, предложений. Согласный звук «х». Буквы
Хх. Работа над пересказом. Белка. Письмо линий. Печатание буквы Хх,
слогов, слов, предложений. Согласный звук «ж». Буква Жж. Печатание
буквы Жж, слов, предложений. Жара. Сочетание жи. Согласный звук «ш».
Буква Шш. Работа над текстом. Зимушка-зима. Печатание буквы Шш,
слогов, слов, предложений. Сочетание жи-ши. Согласный звук «ч». Буква Чч.
Работа над пересказом. На даче. Печатание буквы Чч, слогов, слов,
предложений. Сочетание ча. Согласный звук «щ». Буква Щщ.. Работа с
текстом. Печатание буквы Щщ, слогов, слов, предложений. Сочетания ча-ща.
Согласный звук «ц». Буква Цц. Работа с текстом. Ответы на вопросы по
содержанию. Скворец и синица. Печатание буквы Цц, слов, предложений.
Письмо узоров. Согласный звук «й». Буква й. Обозначение мягкости. Работа
над стихотворением. Печатание буквы й, слов, предложений.
7. Знаки «ь», «ъ». Знаки «ь», «ъ». Работа над стихотворением. Потешкиприбаутки. Печатание ъ, ь знаков, слов, предложений.
8.Повторение. Повторение изученного. Игры «Найди букву», «Цепочка
слов», «Новые слова», «Кто больше», «Ступеньки». Письмо узоров.
9. Обобщающие занятия. Чтение художественной литературы: «Утренние
лучи», «Лес и ручей», «В лесу летом», «Рассказы о животных», «Сказки о
животных», «Бытовые сказки», «Басни», «Тексты описания и рассуждения».
10.Итоговое занятие. Итоговое занятие «Как хорошо уметь читать!»
Кроссворды.
Модуль «Развитие речи»
1.Введение. Диагностика. «Давайте познакомимся!» «Путешествие в
логосказку». Обследование детей. Заполнение речевых карт. Мониторинг
развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Заполнение
индивидуальной карты ребенка.

2.Времена года. «Осенняя пора, очей очарованье» Овощи. Огород. Труд
взрослых на полях и огородах. «Вот она, какая, осень золотая. Деревья
осенью» Фрукты. Сад. Труд взрослых в садах.
3.Мир вокруг меня. «Мой поселок» Наш посёлок. Город. «Мои друзья в
природе. Люби и охраняй» Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.
«Писатели, поэты, композиторы об осени» Ягоды. Грибы. Домашние
заготовки. «4 ноября день народного единства» «Профессия и инструменты»
«Неделя добрых дел. Марафон. Добрых дел мастера» Комнатные растения.
Размножение и уход. Профессии взрослых. Трудовые действия. «Родина моя
Россия!» «Мы за здоровый образ жизни!» Обувь. Головные уборы. Одежда.
«Мама самый лучший друг!» Посуда. Продукты питания. "Мир народных
игрушек" Зима. Зимние забавы. Народные игрушки. "Зимняя сказка"
Зимующие птицы. Дикие животные зимой. "Хвойные деревья"
Деревья."Здравствуй, здравствуй, Новый год!" Новый год. Путешествие с
дедом Морозом. "Здравствуй, здравствуй, Новый год!" Игрушки. Игры. "Что
такое ЭТИКЕТ?" Домашние животные. "В гостях у сказки" Домашние
птицы. "Животные севера" Животные Севера и Юга.
4.Транспорт. "Какой бывает транспорт?" Транспорт. Виды транспорта.
Правила дорожного движения. "Военная техника". "Защитники Отечества" .
5.Добрые дела. "Добрые дела" Дикие животные. «Милая мама моя!» Весна.
Приметы весны.
6.Проофессия. "Дом, в котором я живу"Дом и его части. Профессия
строитель. "Все профессии нужны, все профессии важны" Животный мир
морей и океанов. Водоемы.
7.Детская книга. "Неделя детской книги" Мы читаем. Знакомство с
творчеством С.Я. Маршака. Мы читаем. Знакомство с творчеством
М.Пришвина. Мы читаем. Знакомство с творчеством В.Осеевой.
Модуль «Творческая мастерская»
1.Работа с природным материалом
Теория: инструктаж по технике безопасности при работе с природным
материалом
Практика: «Панно из засушенных листьев», «Бабочка», «Рыбка», «Ёжик с
яблоком».

2.Работа с бумагой
Теория: инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.
Практика: «Листья жёлтые летят», «Зимний лес», «Корзинка для подарков»,
«Трусишка зайка беленький», «Морковка», «Клубничка», «Гранат»,
«Огурец», «Щенок», «Лисёнок», «Божья коровка», «Новогодняя елочка»,
«Бабочки», «Ромашковая поляна», «Вертолет», «Овечка», «Тюльпаны»,
«Павлин», «Берёзка», «Неволяшка».
3.Работа с пластилином
Теория: инструктаж по технике безопасности при работе с пластилином.
Практика: «Рисуем пластилином», «Милые сердечки», «Папу поздравляем»,
«Мамочке любимой».
4.Работа с фольгой и фантиками
Теория: инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.
Практика: «Снежинки», «Ёлочные игрушки», «Экзотические рыбки»,
«Новогодняя открытка».
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
• знания о русском алфавите: его составе, назначении, порядке букв;
• знания о цифрах: их названии и написании;
• навык взаимодействия с окружающим миром как созидающей и
преобразующей деятельности;
• навык устной монологической и диалогической речи.
Метапредметные:
• бережное отношение к своему и чужому труду, к предметам вокруг
и миру в целом;
• интерес к учёбе как процессу;
• установка на сотрудничество и бесконфликтность в процессе
совместной деятельности, как элементов коммуникативной культуры.
Личностные:

•

развитие

внимания, памяти, фантазии, пространственного

воображения;
• развитие умения самооценки качества своих работ;
• развитие организационно-управленческие умений и навыков.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материальное
техническое
обеспечение:
кабинет,
оборудованный партами, стульями, шкафом для хранения материалов, а
также техническими средствами обучения – проигрыватель, магнитномеловая доска, проектор, компьютер. Материалы для проведения игр:
мячи, шарики, игрушки, перчаточные куклы, настольно-печатные игры
(лото, мемори, паззлы).
Информационно-методическое обеспечение:
− дидактические материалы: наглядные пособия, книги,
иллюстрации, фотографии, методические разработки: пособия, тесты,
сюжетно-ролевые игры, методическая литература;
− наглядные материалы: плакаты, картинки, карточки по темам
программы.
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляют
штатный педагогические работники Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы
№ 137 г. Екатеринбург, учителя начальной школы.

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Диагностические карточки с заданиями.
Анкеты для родителей, для обучающихся 6-7 лет.
Дидактические игры.
Оценочные материалы
Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащего в
деятельности без вмешательства в естественный процесс данной
деятельности.

Опросник выявляет уровень сформированности знаний и представлений
у обучающихся,

дает

возможность

изучить

мотивацию

действий

обучающихся, интересов конкретной группы. Опросник позволяет
выявить отношение обучающегося к конкретным проблемам и явлениям.
Игровое тестирование с помощью карточек. Комплект карточек с
заданиями, подобранными по темам, помогает методически и технически
обеспечить индивидуализацию диагностирования. Работая с карточками,
дети практикуются в умениях и навыках, полученными на занятиях.
Работа с карточками предполагает обязательное представление детьми
результатов своей деятельности.
Беседа даёт возможность исследовать эмоционально-чувственную сферу
старшего. В процессе беседы обучающиеся учатся слушать друг друга,
не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано,
тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует
сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим
поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно,
делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Дидактические игры дают возможность уточнять, закреплять, расширять
имеющиеся полученные и имеющиеся знания и представления.
Для диагностики знаний и психологической готовности к обучению
используется образец тестирования, которое проходят обучающиеся при
поступлении в первый класс.
Диагностические задания.
Фамилия, имя, отчество. (Как тебя зовут?)
ФИО мамы и папы.
Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тетей или
дядей?
У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
Сколько тебе лет? А сколько будет через год, два?
Назови свой день рождения (желательно год, месяц и день).

Сейчас утро или вечер? День или ночь? (почему ты так думаешь, что
может показать нам это).
Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь – утром или
днем? Что бывает раньше – обед или ужин?
Где ты живешь? Назови свой адрес.
Кем работают твои родители?.
Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?
Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень? Почему ты так
думаешь?
Когда можно кататься на санках – зимой или летом, почему?
Почему снег бывает зимой, а не летом?
Что делает почтальон, врач, учитель?
Звонок, парта, доска, мел для чего служат в школе? Ты хочешь пойти в
школу?
Чему ты там научишься?
Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего человеку глаза, уши,
рот?
Каких домашних животных ты знаешь? Диких?
Каких ты знаешь птиц? Так же домашних и диких
Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?
У кого больше лап: у собаки или у петуха?
Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
Что нужно сделать, если случайно сломал чужую вещь?
Чем отличаются (похожи) молоток и топор, гвоздь и шуруп, молодой
человек и старый.
Дать определение слову тигр. (Не менее трех пунктов: тигр – это
хищное животное, живет в Африке и Азии, у него есть полосы, он
похож на большую кошку).
Зачем люди делают что-то: умываются, занимаются спортом,
соблюдают правила дорожного движения.

Почему плохо врать, воровать, драться, ломать и портить вещи.
Что значат слова: велосипед, нож, кепка, письмо, одеяло, гвоздь,
винт…
Какие достопримечательности есть в твоем городе?
Чем отличается город от деревни?
Как называется наша планета? Какие ты еще знаешь планеты?
Собеседование по этим вопросам проходит в форме беседы. Чем больше
может рассказать обучающийся, подробнее, тем лучше.
Исследование памяти.
Слуховая память. Назвать 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги,
рука, калитка, бак, окно. Обучающийся должен назвать не менее 5-6 слов в
любой последовательности.
Зрительная память. Показать 10 картинок. Обучающийся должен
запомнить не менее 6. Показать 16 схематичных картинок (дом, флаг, дерево,
цветок, цифры, буквы, геометрические фигуры и т. д.).
Смысловая память. Назвать пары слов: шум – вода, стол – обед, мост –
река, лес – медведь, рубль – копейка, школа – ученик, снег – зима. Затем
назвать только первое слово из пары, а обучающийся должен назвать второе.
Обучающийся должен запомнить не менее 3 пар из 5. Повторить порядок
действий: мальчик встал, умылся, оделся, позавтракал и пошел в школу.
Прочитайте фразы:
1. Летом ярко светит солнце.
2. Дети играют в мяч.
3. Машина едет по дороге.
4. В поле растут ромашки и васильки.
5. Бабушка вяжет носки.
Попросите обучающегося повторить те фразы, которые ему удалось
запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно
повторять совсем не обязательно.

Если с первого раза обучающийся не смог повторить все фразы,
прочитайте их еще раз. В 6 – 7 лет обычно справляются с этим заданием со 2
– 3 попытки.
Логическое мышление. Определить, что лишнее среди 4 – 5 картинок
(надо объяснить свой выбор). Разложить картинки по порядку и составить
рассказ.

Объяснить,

почему

снег

растает

в

комнате.

Нарисовать

геометрические фигуры внутри и вне круга. Затем надо поставить точки в
различных местах: внутри треугольника внутри круга, внутри квадрата вне
круга.
Чтение. Чтение беглое плавное до 30 слов в минуту. Пересказ своими
словами. Умение видеть главные члены предложения. Прохлопать слово по
слогам. Разделить картинки по слогам. Соединить слова и соответствующие
им схемы. В схемах звуки изображены кружочками. Слышать первый и
последний звуки в слове. Конечно лучше, если ребенок слышит все звуки, но
это важно для учебы, а не для поступления. Найти картинки с определенным
звуком. Различать мягкость-твердость, парные согласные. Из набора слов
составить предложение. Слова могут быть на отдельных карточках или на
одном листе бумаги. Слова могут быть в начальной форме: мальчик,
кататься, лыжи, на. Описать картинку
Математика. Считать до 20 в прямом и обратном направлении. Считать
от 7 до 14, от 17 до 9 и т. п. Складывать и вычитать до 10. Понятия больше и
меньше. Комбинаторика - у тебя есть 3 яблока и 3 груши, ты взял 4 фрукта,
что это может быть (это могут быть 1 яблоко и 3 груши, 2 яблока и 2 груши,
3 яблока и 1 груша.). Математический диктант: 2 клетки вверх, 3 клетки
вправо, 1 клетку вниз и т. д. Это простой вариант. Может быть более
сложный: 3 клетки вверх, 2 по диагонали вправо вверх... (некоторые
преподаватели говорят - по диагонали, некоторые - наискосок).
Для реализации данной программы используются следующие методы:
Объяснительно-иллюстративный.
Практико-ориентированный.

Игровой.
Словесный.

Список литературы
Литература для педагога:
«Математическая ступенька»
Петерсон Л.Г. «Раз – ступенька, два - ступенька». – Ч. 1, 2. – М.:Ювента,2014
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два - ступенька»методические рекомендации к частям 1 и 2. – М. : «Баласс», 2010.
-Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.:
Дрофа, 2000
- Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей
к школе. – М.: АСТ, 2000
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие
для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель:
Профиздат, 2007.
- Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6
лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
- Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002
«От слова к букве»
1. Варенцова Н.С. Некоторые проблемы работы воспитателя по развитию
умственных способностей у дошкольников. – В кн. Образовательная работа в
детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие для
воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. Дьяченко О. М.,
Холмовской В. В, —М.: Гном и Д, 2001.
2. Варенцова Н.С. Преемственность в образовании детей дошкольного и
младшего школьного возраста // Дошкольник. Младший школьник, 2003 —
№ 4.
3. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под
ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. —М.: АПН РСФСР, 1962.
4. Готовим руку к письму // Дошкольное воспитание, 1996, № 2.
5. Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.:
Просвещение, 2008.
6. Дурова Н.В., Невская Л.H. Обучение дошкольников грамоте.
Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 (Читаем сами).—М.:
Школьная пресса, 2001.
7. Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. —М.: Просвещение, 1974.
8. Знакомимся с программой «Развитие»: Пособие для воспитателей и
родителей / Под ред. О. М. Дьяченко. —М.: Новая школа, 1997.
«Развитие речи»
1.Ушакова О.С., «Развитие речи детей дошкольного возраста 5 - 7лет» ФГОС
ДО - М.,«Сфера», 2016
2.Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей

дошкольного возраста» - М., «Владос», 2013.
3.Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа, консп.занят.,
метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера,
2015. - 272 c.
4.Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.
Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера,
2015. - 288 c.
5.Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры,
упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ
Сфера, 2015. - 176 c.
6.Ушакова О.С «Развитие речи в картинках. Животные» демонстративный
материал; М.,«Сфера», 2016
7.Ушакова О.С «Развитие речи в картинках. Занятия детей» демонстративный
материал; М.,«Сфера», 2016
8.От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
«Творческая мастерская»
1. Гомозова Ю.Б., Калейдоскоп чудесных ремесел - Академия развития,
Академия, К,1998
2. Горичева В. С., Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. –
Ярославль: Академия развития, 1998.
3. Гульянц Э.К, Что можно сделать из природного материала - Москва
Просвещение,1984
4. Гусева И.В., .Игрушки из соленого теста - Издательский Дом Литера,2011г
4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду -М.
Совершенство. МИПКРО-Пресс.1999.
5. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика:
аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский
дом «Карапуз», 2009
6. Малышева Н. М.: Сказочные поделки - АСТ – ПРЕСС, 2001
7. Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду.
Издательство: Академия Развития,2013


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».