СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Робототехника» технической направленности разработана в соответствии
с требованиями в образовании, отраженными в следующих документах:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
5.Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 № 28 СанПиН 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи“.
7.СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
8.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
9.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным заказом.
10.Устав МАОУ-СОШ№137.
Настоящий
курс
предлагает
использование
образовательных
конструкторов LEGO и аппаратно-программного обеспечения как
инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и
компьютерному управлению на занятиях робототехники.
В процессе конструирования и программирования управляемых
моделей учащиеся получат дополнительные знания в области физики,
механики, информатики. Используя наборы LEGO WeDo 2.0, дети могут не
только создавать различные конструкции, но и создавать для них простейшие
программы, составлять алгоритмы в специальных компьютерных программах.
Учащиеся научатся формулировать проблему и выбирать оптимальный
вариант решения этой проблемы, проводить анализ, синтез и обобщение при
решении поставленных задач, пользоваться инструкциями и чертежами, у них
будут формироваться навыки алгоритмического мышления, умение излагать
мысли в четкой логической последовательности. Занятия с конструктором
LEGO WeDo 2.0 способствуют развитию творческой и познавательной
активности, мелкой моторики, самостоятельности в принятии решений в
различных
ситуациях,
интереса
к
технике,
конструированию,
программированию, высоким технологиям и формированию умения и
навыков конструирования.
Кроме этого, конструктор LEGO WeDo 2.0 помогает развитию
коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет
активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
В процессе изучения каждой темы проводится самостоятельная работа по
созданию и реализации детьми задуманных проектов с использованием
наборов LEGO WeDo 2.0. Проводится демонстрация и обсуждение созданных
проектов в группе. В конце года обучающиеся выполняют самостоятельную
работу по созданию собственных механизмов роботов и программирование их
поведения, лучшие идеи роботов оформляются в проекты, проводится их
защита.
Курс рассчитан на обучающихся 7- 12 лет. Продолжительность
обучения 1 год. Общий объём материала рассчитан на 64 часа. Недельная
нагрузка на обучающегося — 2 часа.
Актуальность: Конструирование определено, как обязательный
компонент,
как
вид
деятельности,
способствующий
развитию
исследовательской и творческой активности учащихся, а также умений
наблюдать и экспериментировать. В конструировании используются новые
подходы – доступная игровая форма, от простого к сложному и т.д. В то же
время, конструирование является излюбленным детьми видом деятельности,
увлекательным и полезным занятием, которое тесно связано с чувственным и
интеллектуальным развитием.
Конструктор оказывает влияние на всестороннее развитие учащихся. В силу
своей универсальности они являются наиболее предпочтительным
развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения.
Отличительной особенностью данной программы является ее
направленность на всестороннее, гармоничное развитие учащихся
младшего школьного возраста, с учетом возможностей и состояния
здоровья, овладение базовыми умениями и навыками в разных
упражнениях. Опыт, получаемый детьми младшего школьного возраста в
ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков
исследовательского
поведения.
Конструирование
способствует
формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые
знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной
деятельности.
Педагогическая целесообразность. Среди молодежи популярность
инженерных профессий падает с каждым годом. В настоящее время нашей
стране не хватает квалифицированных технических кадров – инженеров,
конструкторов, технологов машиностроения. Если с раннего детства
правильно стимулировать стремление ребёнка к познанию, когда он вырастет,
это перейдёт в умение учиться и воспринимать новое с детским энтузиазмом.
У таких детей потребность к творчеству будет постоянная, они будут
испытывать радость от достижения поставленной цели, желание побеждать.
Адресат программы: учащиеся 7-12 лет.
Возрастные особенности: категория учащихся соответствует младшему
школьному возрасту. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами
являются: «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются
при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует
созданию климата эмоционального благополучия; потребность, настойчивое
стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся
в желании приобретать новые знания; потребность в общении, принимающая
форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность,
имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих
взрослых.
Ведущие виды деятельности в младшем школьном возрасте – игра
и
учебная
деятельность.
Игровая
деятельность, направленная на
ориентацию ребенка в системе социальных и межличностных отношений,
системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности,
осуществляемая путем принятия роли, использования игровых предметов.
Учебная деятельность – та деятельность, в процессе которой происходит
усвоение новых знаний и управление которой составляет основную
задачу обучения, является ведущей деятельностью в этот период.
Количество учащихся в группе – 5-15 человек. Комплектование
объединения проводится без предварительного отбора. Набор учащихся
свободный, состав группы - постоянный, разновозрастной. Образовательный
процесс организуется в традиционной форме
Объем программы: 64 часа.
Срок освоения программы: 1 год обучения
Форма обучения: очная, в особых случаях применяется
дистанционная.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа
Уровень освоения программы: стартовый уровень - используются и
реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: игра-путешествие, беседа, практическое занятие.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение, опрос, контрольное занятие.
Цели и задачи программы
Цель программы: Развитие технического творчества и формирование
научно – технической ориентации у детей младшего школьного возраста
средствами конструктора лего и робототехники с использованием робота
LEGO WeDo 2.0.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Расширять представления детей об окружающей действительности,
познакомить с профессиями: программист, инженер, конструктор.
2. Ознакомить с основными принципами механики.
3. Обучить основам программирования в компьютерной среде
моделирования LEGO WeDo 2.0.
4. Организовывать коллективные формы работы, чтобы содействовать
развитию навыков коллективной работы.
Развивающие:
1. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию,
программированию.
2. Развивать творческие способности.
3. Развивать образное и техническое мышление детей.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Развитие речи детей.
6. Развивать умения работать по предложенным наглядным и словесным
инструкциям, рисункам, схемам.
7. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
8. Развитие исследовательской активности, а также умений наблюдать и
экспериментировать.
Воспитательные:
1. Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
2. Содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности
(терпение, воля, самоконтроль).
1.3 Содержание программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
I
1.1
1.2
1.3
Наименование разделов и тем
Управление датчиками и мотором.
Механика
Введение. Мотор и ось. Блок «Начало»
Зубчатые колёса. Блок «Цикл»
Зубчатая передача. Вход «Число». Блок
«Включить мотор»
Общее
Теори Практи количе
я
ка
ство
часов
9
9
18
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
II
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
Шкивы и ремни. Ременная передача.
Датчик наклона. Блок «Датчик наклона».
Блок «Ждать»
Датчик движения. Блок «Звук». «Коронное
зубчатое колесо»
Червячная зубчатая передача
Промежуточная аттестация
Творческая работа
Программирование LEGO WeDo
Скорость
Тяга, колебания
Творческие проекты
Соревнования роботов. «Самый быстрый»
«Самый сильный»
Зубчатая рейка. Толчок
Захват
Ходьба
Творческие проекты
Соревнования шагающих роботов
Катушка
Блок «Прибавить к экрану»
Блок «Вычесть из экрана»
Блок «Начать при получении письма»
Прочность конструкции. «Рычаг». «Блок
«Начать нажатием клавиши»
Итоговая аттестация
ИТОГО
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
12
1
2
-
1
1
1
34
3
4
4
2
2
2
46
4
6
4
-
2
2
1
1
1
1
1
1
1
3
1
3
6
2
1
1
1
1
4
2
4
6
2
2
2
2
2
1
1
2
1
21
1
43
2
64
Содержание учебного (тематического) плана.
1.Управление датчиками и мотором. Механика
1.1Введение
Знакомство с планом работы объединения. Знакомство с конструктором Lego
WeDo 2.0 и его деталями (смартхаб, мотор, датчик движения, датчик наклона).
Организация рабочего места. Техника безопасности.
Мотор и ось. Блок «Начало»
Теория: Что делает блок «Мотор по часовой стрелке»? Какую функцию
выполняет блок «Начало»?
Практика: Практическая работа
Презентация проекта
1.2 Зубчатые колёса. Блок цикл.
Теория: Какую функцию выполняют зубчатые колёса? Блок «Цикл»
Практика: Практическая работа
Презентация проекта
1.3 Зубчатая передача. Блок «Включить мотор».
Теория: Знакомство с понижающей и повышающей зубчатыми передачами.
Понятия ведущего и ведомого колеса. Промежуточное зубчатое колесо. Какую
функцию выполняет блок «Включить мотор на»
Практика: Сборка модели «Автомобиль».
Презентация проекта
1.4. Шкивы и ремни. Ременная передача.
Теория: Повышающий и понижающий шкив. Знакомство с ременной
передачей. Перекрёстная ременная передача. Снижение и увеличение
скорости.
Практика: Сборка и программирование моделей «Вездеход», «Грузовик».
Презентация проекта
1.5. Датчик наклона. Блок «Ждать».
Теория: Как работает датчик наклона? Какие блоки программы работают с
датчиком наклона?
Практика: Сборка и программирование модели «Научный вездеход Майло»
Презентация проекта
1.6. Датчик движения. Коронное зубчатое колесо.
Теория: Какую функцию выполняет датчик движения? Знакомство с
коронными зубчатыми колёсами. Функции коронных зубчатых колёс.
Практика: Сборка и программирование моделей «Вертолёт», «Вентилятор»
Презентация проекта
Презентация проекта
1.7. Червячная зубчатая передача.
Теория: Знакомство с червячной зубчатой передачей. Функции червячного
зубчатого колеса.
Практика: Конструирование и программирование моделей «Погрузчик»,
«шлагбаум».
II Программирование LEGO WeDo
2.1. Скорость
Теория: Факторы, влияющие на скорость. Как заставить машину ехать
быстрее?
Практика: Гоночный автомобиль
2.2 Тяга. Колебания.
Теория: Что заставляет объекты двигаться? Уравновешенные и
неуравновешенные силы, сила трения. Базовая модель «Колебания»
Практика: Сборка и программирование моделей «Дельфин», «Робот - тягач».
Презентация проекта
2.3Творческие проекты.
Практика: Разработка индивидуального проекта.
2.4 Соревнования роботов. «Самый быстрый» «Самый сильный»
Практика: Сборка моделей роботов.
2.5. Зубчатая рейка. Толчок.
Теория: Знакомство с деталью «Зубчатая рейка», её функции. Базовая модель
«Толчок».
Практика: Сборка и программирование моделей «Гусеница», «Богомол»
Презентация проекта
2.6. Захват
Теория: Изучение базовой модели «Захват»
Практика: Сборка и программирование моделей «Роботизированная рука»,
«Змея».
Презентация проекта
2.7. Ходьба
Теория: Изучение базовой модели «Ходьба».
Практика: Сборка и программирование моделей «Лягушка» «Горилла»
Презентация проекта.
2.8.Творческие проекты
2.9.Соревнование шагающих роботов.
2.10. Катушка
Теория: Изучение базовой модели «Катушка».
Практика: Сборка и программирование моделей «Спасательный вертолёт»
«Паук».
Презентация проекта
2.11. Блок«Прибавить к экрану»
Теория: Какую функцию выполняет блок «Прибавить к экрану»? Где можно
применить программу счёта?
Практика: Составление программ отчёта времени.
2.12. Блок «Вычесть из экрана»
Теория: Знакомство с блоком «Вычесть из экрана».
Практика: Составление программ прямого и обратного счёта.
Презентация проекта
2.13. Блок «Начать при получении письма»
Теория: Для чего нужен блок «Начать при получении письма»?
Практика: Составление программ с использованием блока «Начать при
получении письма»
Презентация проекта
2.14. Прочность конструкции. «Рычаг». «Блок «Начать нажатием
клавиши»
Теория: Как устроены сейсмоустойчивые конструкции? Знакомство с
механизмом «Рычаг».
Практика: Сборка и программирование моделей «Землетрясение»
«Динозавр»
Презентация проекта
1.4 Планируемые результаты
Предметные:
- знать основные компоненты набора LEGO WeDo 2.0;
-знать основные компоненты набора LEGO WeDo 2.0;
-знать работу основных механизмов и передач;
-знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и
механизмов;
-знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
-уметь самостоятельно решать технические задачи в процессе
конструирования
роботов
(планирование
предстоящих
действий,
самоконтроль, применять полученные знания;
-уметь анализировать предмет, выделять его характерные особенности,
основные части, устанавливать взаимосвязь между их строением и
назначением.
-знать профессии, связанные с изобретением и производством
технических средств.
Метапредметные:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей ,в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения
учебных
и
познавательных
задач;
-умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности
её
решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать
учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
-формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции).
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики;
-формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.
2.Организационно-педагогические условия.
2.1.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: для создания условий
реализации программы занятия проводятся в специально оборудованном
кабинете, соответствующее СанПинам освещение, горячая и холодная вода,
стеллажи с контейнерами, учебный кабинет (типовая мебель); наборы
конструкторов и программное обеспечение LEGO Education Wedo 2.0,
инструкции по сборке, планшеты, проектор, экран.
Информационно-методическое обеспечение:
- дидактические материалы: наглядные пособия, картотека изображений
для конструирования по модели, аудио- и видео- материалы;
-наглядные материалы: образцы готовых построек и их частей.
Для реализации познавательной и творческой активности детей в
учебном процессе используются следующие образовательные технологии:
1. Проблемное обучение - создание под руководством учителя проблемных
ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их
разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение
профессиональными
знаниями,
навыками,
умениями
и
развитие
мыслительных способностей.
2.Проектные методы обучения
Программа по робототехнике LEGO WeDo 2.0 включает ряд различных
проектов. Каждый из проектов делится на 3 этапа: исследование (учащиеся
изучают задачу), создание (учащиеся конструируют и программируют) и
обмен результатами (учащиеся документируют проект и устраивают его
презентацию).
3.Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых,
и других видов обучающих игр.
4. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
2.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Программой «Робототехника» предусматриваются следующие виды
контроля: предварительный, текущий, итоговый, а также промежуточный.
Результаты которых фиксируются в листах оценивания.
Предварительный контроль проводится в первые дни обучения для
выявления
исходного
уровня
подготовки
обучающихся,
чтобы
скорректировать учебно-тематический план, определить направление и формы
индивидуальной работы (метод: анкетирование, собеседование).
Промежуточный контроль. В конце каждой четверти проводится
итоговое занятие в форме зачета, состоящего из практической и теоретической
частей. Проверка теоретического материала осуществляется в письменной
форме (составляется из вопросов по каждому разделу программы).
Практическая часть состоит из проверки умений и навыков по работе в
системе программирования.
Текущий контроль проводится с целью определения степени
усвоения обучающимися учебного материала и уровня их подготовленности к
занятиям. Этот контроль должен повысить заинтересованность обучающихся
в усвоении материла. Он позволяет своевременно выявлять отстающих, а
также опережающих обучение с целью наиболее эффективного подбора
методов и средств обучения.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени
достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся
на дальнейшее самостоятельное обучение, участие в мероприятиях, конкурсах.
На каждом занятии педагог использует взаимоконтроль и самоконтроль.
Формы контроля: зачет, тестирование, письменный
анкетирование, самостоятельная работа, педагогическое наблюдение.
опрос,
Формы
подведения
итогов:
-участие
в
конкурсах,
соревнованиях,
сетевых
проектах;
-выставки
технического
творчества;
-результаты работ обучающихся фиксируются на фото и видео в момент
демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных
конструкторов по робототехнике;
-фото и видео материалы по результатам работ размещаются на сайте
учреждения; предлагаются для участия на фестивалях и олимпиадах
различных уровней.
Критерии
и
способы
определения
результативности.
Для определения уровня знаний, умений, навыков обучающихся и проведения
диагностики
используется
трехуровневая
система:
Высокий уровень:
-сфера знаний и умений: отличное владение понятийным аппаратом,
безошибочно и точное, грамотное выполнение заданий, соблюдение правил
ТБ при работе с техникой, точное планирование своей работы;
-сфера творческой активности: обучающийся проявляет выраженный интерес
к занятиям, творческой деятельности, обстановке и педагогу; активно
принимает
участие
в
конкурсах
различного
уровня;
-сфера личностных результатов: прилагает усилия к преодолению трудностей;
слаженно работает в коллективе, умеет выполнять задания самостоятельно,
Средний уровень:
-сфера знаний и умений: знание базовых понятий, соблюдение правил ТБ при
работе с компьютерами, выполнение заданий с допущением неточности; не
достаточно
рациональное
использование
рабочего
времени;
-сфера творческой активности: включение обучающихся в работу достаточно
активно (с желанием), или с проявлением интереса к работе, но присутствует
быстрая утомляемость; участие в конкурсах (внутриучрежденческого и
городского
уровней);
-сфера личностных результатов: планирование работы по наводящим
вопросам педагога или самостоятельно, но с небольшими погрешностями;
возникновение трудностей при работе в коллективе (присутствует желание
добиться положительного результата в работе).
Низкий уровень:
-сфера знаний и умений: слабое развитие понятийного аппарата,
отсутствие достаточного уровня работы с языком программирования NXT-G;
-сфера творческой активности: начало выполнения задания только после
дополнительных побуждений, а во время работы частое переключение
внимания,
выполнение
заданий
недостаточно
грамотно;
-сфера личностных результатов: нерациональное использование времени;
планирование собственной работы только по наводящим вопросам педагога,
не умение выполнять задания
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий восновной
школе: от действия к мысли. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
2. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. – М.: Просвещение, 2009. –
120 с.
3. Валуев А. А. Конструируем роботов на LEGO MINDSTORMS
Education EV3. «Робот-шпион». – М. Лаборатория знаний. –2018. – 54 с.
4. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 2009. – 53 с.
5. Игнатьев, П.А. Программа курса «Первые шаги в робототехнику» – 24с.
Режим доступа: www.ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm
6. Книга учителя LEGO Education WeDo (электронное пособие) – М.:
ЛИНКАПРЕСС, 2001. – 177 с.
7. Ромашова Е.А. Развитие способностей дошкольников в конструктивноигровой деятельности развивающей системы. –2019. – С. 304-309.
8. Рыжая Е.И, Удалов В.В. Конструируем роботов на LEGO®
MINDSTORMS® Education EV3 «В поисках сокровищ» – М.: Лаборатория
знаний. –2017. – 64 с.
9. Рыкова Е.А. LEGO-Лаборатория (LEGO
методическое пособие. – СПб, 2001. – 59 с.
Control
Lab).
10. Самылкина Н.Н., Тарапата В.В. Робототехника в школе. Методика,
программы, проекты. –2017. – 109 с.
11. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду». Пособие для
педагогов. М. Издательство «Сфера», 2011. – 140 с.
12. LEGO-конструирование. – Режим доступа:
www.ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm
Учебно-
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических
отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.:
Линка-Пресс, 2001. – 88 с.
2. «ЛЕГО». Схемы, образцы к программе» – Миасс 2012г., 2015г. – 95 с