СОДЕРЖАНИЕ
1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
2. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения: №1. Карта выявления уровня подготовки учащихся
№ 2. Опрос «Звук, лад и мелодия»
№ 3. Опрос «Темп и ритм»
№ 4. Карта отслеживания развития учащихся в группе
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Учимся петь» художественной направленности разработана в соответствии с
требованиями в образовании, отраженными в следующих документах:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
5.Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020
№ 28 СанПиН 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи“.
7.СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
8.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
9.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным заказом.
10.Устав МАОУ-СОШ№137.
Актуальность программы заключается в том, что обозначено
художественно-эстетическое развитие учащихся, приобщение их к эстрадному
искусству.
В настоящее время уделяется большое внимание культурному развитию
населения, которое важно развивать с раннего возраста. Занятия пением в
творческом коллективе помогут реализовать центральную проблему ребенка потребность в общении. Занятия в группе со сверстниками дают особое чувство
сплоченности. Живое общение помогает нарабатывать бесценный опыт
познания, сопереживания, осознавать себя как творческую личность.
Коллективное пение дает богатый опыт ребенку слышать товарища, помогать
воспроизвести мелодию в коллективе, сливаться с коллективом и чувствовать
себя единым целым.
Занятия вокалом в группе развивают и воспитывают волю учащихся через
кропотливый и упорный труд. Но самое важное в занятиях эстрадной песней это приобщение учащихся к культурной вокальной традиции нашей страны.
Эстрадный вокал предполагает обучение не только правильному и красивому
исполнению песен в данном жанре, но еще и умение работать с микрофоном,
владение сценическим движением и актерскими навыками. Движение на сцене одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста. В свою очередь
актерское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый
талантливый певец должен быть хорошим актером, герой песни - его главная
роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы
выполнить поставленные актерские задачи необходимо понять и прочувствовать
душу главного героя песни, выразить этим образом и только после этого считать
песню выученной, готовой к показу.
Отличительная особенность программы: В течении всего урока
учащиеся поют, двигаются, учатся взаимодействовать на сцене с помощью
актерских упражнений для постановки номера к песне. Остальные
отличительные черты наблюдаются в изменении последовательности подачи
материала, включает элементы современных методик Н.Б. Гонтаренко, М.
Монтессори, О.В. Кацер, тренингов, упражнений, применяемых в работе
музыкальных студий.
Программа нацелена на начальное обучение вокалу, предусматривает
личностно-ориентированный подход и развивающее обучение способствующее
развитию голоса и музыкального слуха, получению опыта социального общения
в разновозрастной группе и приобретению опыта публичных выступлений в
рамках концертной деятельности.
Новизна: педагог использует собственные сочинения упражнений и песен
для детей
младшего школьного возраста, где упражнения помогают
современным учащимся быстро понять музыкальный материал и спеть его, а
песни помогут исполнить необычные, новые мелодии.
Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 6.5-8 лет.
Возрастные особенности:
категория
учащихся
соответствует
младшему школьному возрасту. Ведущие виды деятельности в младшем
школьном возрасте - игра и учебная деятельность. Игровая деятельность,
направленная на ориентацию учащегося в системе социальных и межличностных
отношений с помощью вокальных и актерских упражнений. Учебная
деятельность - та деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых
знаний, и управление которой составляет основную задачу в процессе обучения.
В этом возрасте наиболее значимым является «потребность в достижении
успеха», прослеживается потребность в общении и творческом взаимодействии
со сверстниками. Актуальность занятий по программе в данном возрасте
обусловлено музыкально-эстетическим воспитанием и вокально-техническим
развитием учащихся. Именно в этом возрасте пение должно стать для ребенка
той эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую
жизнь. Занятия пением способствуют улучшению психического и
эмоционального состояния ребенка - песня воздействует на чувства учащихся,
занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме, а также углубляет
имеющиеся представления об окружающей действительности.
Количество в группе 12 человек. Комплектование объединения проводится
без предварительного отбора. Набор учащихся свободный, состав группы постоянный, разновозрастной. На период обучения возможен прием учащихся в
зависимости от возраста или имеющихся специальных способностей.
Образовательный процесс организуется в традиционной форме.
Объем программы: 64 часа.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Форма обучения - очная, в особых случаях применяется дистанционная.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа.
Уровень освоения программы: стартовый уровень - используются и
реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала,
минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий:
беседа, рассказ, практическое
занятие,
комбинированное занятие, репетиция, концерт.
Формы подведения итогов: наблюдение, устный опрос, отчетный
концерт.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - развитие вокально-эстрадных
творческого самовыражения в рамках концертной деятельности.
Задачи программы.
Обучающие:
способностей,
1. Обучить навыкам в области техники эстрадного пения.
2. Обучить навыкам вокальной артикуляции.
3. Сформировать певческие навыки (певческое дыхание, звуковедение,
дикция, звукообразование).
4. Научить музыкально-ритмическим движениям.
Развивающие:
1. Развить артистические, эмоциональные качества.
2. Пробудить творческое воображение и фантазию через средства
музыкальной выразительности.
3.
3.Развить музыкальную память, внимание, наблюдательность,
выразительность мимики.
4. Развить слух и голос у учащихся.
Воспитательные:
1. Воспитать эстетический вкус.
2. Воспитать ответственность, трудолюбие.
3. Воспитать навыки сценической культуры.
4. Воспитывать чувство товарищества, взаимопонимание, патриотизма.
1.3 Содержание программы
Учебный тематический план.
№
п/п
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Постановка дыхания,
1 голоса
Количество часов
теория практика всего
16
26
10
Формы
аттестации/
контроля
1.2 Певческое дыхание
2
2
0
4
2
6
1.3 Мелодия, звуки, лад
2
4
6
1.4 Темп и ритм
2
4
6
Наблюдение,
опрос
Наблюдение
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
1.5 Артикуляция и дикция
2
4
6
Наблюдение
2
18
22
0
2
12
8
12
10
4
12
16
2
6
8
1.1.
Вводное занятие
2 Раздел 2. Вокальные игры, каноны
на развитие слуха и голоса
2.1 Развитие музыкального слуха
2.2 Развивающие игры с голосом
3 Раздел 3. Подготовка к
концертным выступлениям
3.1 Создание и воплощение
сценического образа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
3.2 Практическое применение
микрофона
4 Раздел 4. Промежуточная
(итоговая) аттестация
Итого:
2
4
6
0
2
2
Наблюдение
Отчетный
концерт
64
Содержание учебного тематического плана
Раздел 1. Постановка дыхания и голоса
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория: Цели и задачи программы. Ознакомление с основами
эстрадного пения. Знакомство с помещением, реквизитом.
Тема 1.2. Певческое дыхание
Теория: Роль дыхания в вокальном искусстве. Правила дыхания вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Практика: Упражнение №1 «Кошка», упражнение №2 «Шарик»,
упражнение №3 «Насос», упражнение №4 «Комар», упражнение №5
«Жужжание», упражнение №6 «Собачка», упражнение №7 «Эхо»,
упражнение №8 «Выдох», упражнение №9 «Ветер-ветерок», упражнение
№10 «Паровоз», упражнение №11 «Ходьба», упражнение №12 «Ушки»,
упражнение №13 «Задний шаг», упражнение №14 «Перекаты», упражнение
№15 «Ладошки», упражнение №16 «Ветер и ветерок», упражнение №17 «Что
у кого внутри», упражнение №18 «Сказка», упражнение №19 «Гармошка»,
упражнение №20 «Небо».
Тема 1.3. Мелодия, звуки, лад
Теория: Что такое мелодия, мелодическая линия. Что такое «высота
звука», классификация звуков. Что такое лад, мажор. Минор.
Практика: Упражнение №21 «Подбери музыкальные инструменты»,
упражнение №22 «Веселые матрешки», упражнение №23 «В сказочном
лесу», упражнение №24 «Колыбельная», упражнение №25 «Дождик».
Тема 1.4. Темп и ритм
Теория: Что такое темп и ритм.
Практика: Упражнение №26 «Песня-Танец-Марш», упражнение №27
«Веселые погремушки», упражнение №28 «Лебедь», упражнение №29
«Солнышко и дождик», упражнение №30 «Три дождика», упражнение №31
«В лесу», упражнение №32 «День рождения», упражнение №33 «В гостях у
игрушек», упражнение №34 «Путешествие в лесу», упражнение №35
«Упрямый зайчик».
Тема 1.5. Развитие артикуляции
Теория: Что такое дикция и артикуляция речи в песне.
Практика: Упражнение №36 «Открыть-закрыть», упражнение №37
«Скачки», упражнение №38 «Атака», упражнение №39 «Язычок»,
упражнение №40 «Тренировка», упражнение №41 «Развитие артикуляции»,
упражнение №42 «Уголки», упражнение №43 «Цокание», упражнение №44
«Скороговорки».
Раздел 2. Вокальные игры, каноны на развитие слуха и
голоса
Тема 2.1. Развитие музыкального слуха
Теория: Что такое музыкальный слух.
Практика: Упражнение №45 «Музыкальные загадки», упражнение
№46 «Продолжалочка», упражнение №47 «Мышка», упражнение №48
«Лягушка», упражнение №49 «Ежик», упражнение №50 «Зайка»,
упражнение №51 «Два петуха», упражнение №52 «Медведь», упражнение
№53 «Строим дом», упражнение №54 «Сценарий», упражнение №55
«Бубенчики», упражнение №56 «Качели», упражнение №57 «Кошка».
Тема 2.2. Развивающие игры с голосом
Теория: Что такое игра с голосом.
Практика: Упражнение №58 «Времена года» (Осень), упражнение
№59 «Времена года» (Зима), упражнение №60 «Времена года» (Весна),
упражнение №61 «Времена года» (Лето), упражнение №62 «Солнышко»,
упражнение №63 «Прятки с мишкой», упражнение №64 «Укачиваем куклу в
коляске», упражнение №65 «Будь подвижным», упражнение №66
«Хоровод», упражнение №67 «Рано утром», упражнение №268 «Каноны»,
упражнение №69 «Листопад».
Раздел 3. Подготовка к концертным выступлениям
Тема 3.1. Создание и воплощение сценического образа.
Теория: Что такое сценический образ и эмоциональная выразительность
исполнения.
Практика: Упражнение №70 «Лукоморье», упражнение №71 «Волк и
Коза», упражнение №72 «Лучшая пара», упражнение №73 «Подбери
движения», «Игра»: эмоции (удовольствие, восторг, радость, уверенность),
упражнение №74 «Игра»: Игра на развитие эмоций (печаль), упражнение
№75 «Игра»: Игра на развитие эмоций сценических (бодрость), упражнение
№76 «Игра»: Игра на развитие эмоций нейтральные (изумление),
упражнение №77 «Броуновское движение», упражнение №78 «Карнавал
животных», упражнение №79 «Передай образ животного», и пение
одновременно. Песня. Сценический образ.
Тема 3.2. Практическое применение микрофона
Теория: Микрофон и как им пользоваться на сцене.
Практика: Репетиция песен.
Раздел 4. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Практика: Отчетный концерт.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- обучен навыкам в области техники эстрадного пения;
- обучен навыкам вокальной артикуляции;
- сформированы
певческие
навыки
(певческое
дыхание,
звуковедение, дикция, звукообразование);
- обучен музыкально-ритмическим движениям.
Метапредметные результаты:
- развиты артистические, эмоциональные качества;
- развито творческое воображение и фантазия через средства
музыкальной выразительности;
- развита музыкальная память, внимание, наблюдательность,
выразительность мимики;
- развит слух и голос у учащихся.
Личностные результаты:
- воспитан эстетический вкус;
- воспитана ответственность, трудолюбие;
воспитаны у учащегося навыки сценической культуры;
воспитано чувство товарищества, взаимопонимание,
патриотизма.
-
чувство
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет оформлен
в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудован в
соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и
обучающего, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и
наглядных пособий, фортепиано (настроенное).
Информационно-методическое обеспечение:
- дидактические материалы: методические разработки: пособия
«Веселые упражнения», «Музыкальные истории», «Поём и танцуем» (ноты),
методическая литература.
наглядные материалы:
артикуляционная гимнастика
(изображение).
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляют педагог
дополнительного образования (совместитель).Реализовывать программу
может педагог дополнительного образования, имеющий среднее специальное
или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными
знаниями и опытом практической работы с учащимися дошкольного и
младшего школьного возраста, что закреплено Профессиональным
стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(Приказ Министерства Труда России от 05.05.2018 г. №298-н).
-
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды контроля:
- входной контроль: проводится в начале учебного года в форме
собеседования, прослушивания.
- текущий контроль: проводится в форме опроса по окончании темы
«Мелодия, звуки, лад», «Темп и ритм».
- итоговый контроль: проводится в форме отчетного концерта.
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в форме отчетного
концерта в соответствии с разработанными критериями оценки результатов
реализации программы.
Критерии оценки реализации программы:
1. Оценка результатов представляет оценку достижения планируемых
результатов,
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы. Основным объектом оценки результатов
служит сформированность у учащихся познавательных действий, которые
направлены на стремление к желанию выступать на различных конкурсах,
музыкальных мероприятиях, музыкальных фестивалях.
2. Оценка предметных результатов представляет способность
учащихся владеть певческими навыками песни по певческому дыханию,
звуковедению, звукообразованию мелодии, ритму, характеру, владеть
навыки вокальной артикуляции и дикции.
3. Оценка личностных результатов представляет собой оценку
достижения учащимися планируемых результатов в их личностном
развитии, а именно, воспитание, развитие эстетического вкуса, воспитание
ответственности, трудолюбия, патриотизма, воспитание у учащегося
навыков сценической культуры.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
1 уровень - высокий, пение мелодии без ошибок, четкая артикуляция,
быстрое повторение темпа по песни.
2 уровень - средний, допускаются не значительные ошибки в мелодии и
артикуляции.
3 уровень - низкий, допускает ошибки в процессе пения и при
выполнении практических упражнений.
Оценочные материалы:
1. Карта выявления уровня подготовки учащихся (приложение 1).
2. Опрос «Звук, лад и мелодия» (приложение 2).
3. Опрос «Темп и ритм» (приложение 3).
4. Карта отслеживания развития учащихся в группе (приложение 4).
2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1.Авдулова Т.П. Психология игры: учебник для академического бакалавриата
/ Т.П. Авдулова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 232 с.
2.Александрова Е. «Режиссер работает с хором. ХХ век»/ Александрова Е. М.: Культурная революция, 2017.
3.Алеев В.В. «Музыка» 1-4 кл. рабочая программа для общеобразовательных
учреждений/ В.В. Алеева, Т.И., Науменко, Т.Н. Кичак. 3-е изд., стереотипное.
- М.: Дрофа, 2013.
4.Андреева М. От примы до октавы/ М. Андреева. - М.: Издательство Кифара, 2007. - 84 с.
5.Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая
и подготовительная группы / Г.И. Анисимова. - М.: Издательство «АСТ»,
2008. - 96 с.
6.Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод диагностики
проблем: Учебное пособие/ И.Б. Бархатова. - СПб.: Издательство «Лань»;
Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015.
7.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности/ Л.Л. Бочкарев. - М.:
Издательский дом «Классика-ХХ1», 2008.
8.Веденина И.Г., Соколов А. П. Обучение с увлечением Выпуск 4. Учебнопедагогический репертуар / И.Г. Веденина., А.П. Соколов. - М.: Издательство
«Мелограф», 2000. —16 с.
9.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального
воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — М.:
Издательский центр «Академия», 2007. - 320 с.
10.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства/ Н.Б.
Гонтаренко. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2008.
11.Дыхательная
гимнастика
для
детей.
Режим
доступа:
https://azbyka.ru/deti/dy-hatel-naya-gimnastika-dlya-detej-zametki-regenta
12.Железнова Е. Бим! Бом! Читаем, рисуем, играем, поем! От 2 до 6 лет.
Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах/ Железнова
Е. — М.: Издательский дом Катанского, 2006. — 48 с.
13.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего
школьного возраста/А.Н. Зимина. - М.: Владос, 2000.
14.Как устроен голос? - Режим доступа: https://ovocale.ru/kak-rabotayutgolosovye-svyazki-golos-i-fiziologiya/
15.Комплекс вокально-хоровых, ритмических, дыхательных упражнений для
развития певческих навыков детей дошкольного возраста. https://a2b2.ru/methods/34939_kompleks _ vokalnoРежим доступа:
horovyh_ritmicheskih ________________ dyhatelnyh__uprazhneniy__dlya ___
_______ razvitiya__pevcheskih__navykov__detey _____________________ do
shkolnogo_vozrasta/
16.Крылова М. Мои первые нотки/ М. Крылова. —Спб.: Издательство
«Композитор», 2008. — 80 с.
17.Линда Маркуорт. Самоучитель по пению. Перевод с оригинального
издания The Right Way to sing/ Маркуорт Линда. - М.: Астрель АСТ, 2007.
18.Методы музыкального
воспитания.
Режим
доступа:
https://megalektsii.ru/s67644t3.html
19.Метод эмоциональной
драматургии. - Режим
доступа:
20.Минеева Л.И. Музыка для ритмики / Л.И. Минеева. - Спб.: Издательство
«Композитор», 2002. — 42 с.
21.Могучий А. Тренажер ума и памяти/ А. Могучий. - Москва: Издательство
АСТ, 2017. - 220с. - (Книга- тренажер для вашего мозга).
22.Овчинников Т.К. Детские песни в классе эстрадного вокала. Ноты/
Овчинников Т.К. 23.Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания: Учебное
пособие. - 4-е изд., испр./Д.Е. Огороднов. - СПб.: Издательство «Лань»;
Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014.
24.Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. Песни и упражнения для
развития голоса у детей с 7 - 8 лет/ Т.М. Орлова, С.И. Бекина. - М.:
«Просвещение», 2003.
25.Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для
студенческих учреждений высшего профессионального образования/ М.С.
Осеннева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 272с.
26.Певческое дыхание упражнения в картинках. - Режим доступа:
https://infourok.ru/pevcheskoe_dyhanie.uprazhneniya_v_kartinkah-410523.htm
27.Питько А. Идет коза рогатая. Русские народные песни для детей в легком
переложении для голоса с фортепиано / А. Питько.—Спб.: Издательство
«Композитор», 2007. — 54 с.
28.Поляков А.С. Методика преподавания эстрадного пения. Экспресскурс /
А.С. Поляков. -М.: ООО Издательство «Согласие», 2015. - 248 с.
29.Поплянова Е. Кто стоит на трех ногах. Музыкальные загадки / Е.
Поплянова. — Спб.: Издательство «Композитор», 2004. — 28 с.
30.Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального
воспитания детей дошкольного возраста/ О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. Дубна: Феникс+, 2011.
31.Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального
воспитания детей дошкольного возраста. Учебник для академического
бакалавриата / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова; под общ. ред.
О.П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —
296 с.
32.Роганова И.В. Современный хормейстер: Сборник статей/ И.В. Роганова. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2013.
33.Сафронова О.Л. Хрестоматия для вокалистов/ О.Л. Сафронова. - СПб.:
Издательство «Лань»,2016. - 68с.
34.Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психология и педагогика игры / Е.О.
Смирнова, И.А. Рябкова. —М.: Издательство «Юрайт», 2016.—223 с.
Солнцева О. Дошкольник в мире игры. Педагогическое сопровождение детей 5-7
лет в сюжетных играх / О. Солнцева. - М.: Издательство «Сфера», 2021.
35.Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Учебное
пособие для детей младшего школьного возраста/ Г.Франио. - М.: Советский
композитор, 2004.
36.Фролова Ю. В. Веселая музыкалочка / Ю.В. Фролова. —Ростов н / Д.:
Издательство «Феникс», 2013. —79 с.
Литература для учащихся, родителей (законных представителей):
1.Гонтаренко
Н.Б. Сольное
пение. Секреты вокального
мастерства/Н.Б. Гонтаренко. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2008.
2.Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания: Учебное
пособие. - 4-е изд., испр./ Д.Е. Огороднов. - СПб.: Издательство «Лань»;
Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014.
3.Фролова Ю. В. Веселая музыкалочка / Ю.В. Фролова. —Ростов н / Д.:
Издательство «Феникс», 2013. —79 с.
4.Поплянова Е. Кто стоит на трех ногах. Музыкальные загадки / Е. Поплянова.
—
Спб.:
Издательство
«Композитор»,
2004.
—
28