Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
2. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волейбол» физкультурно-спортивной
направленности. Программа
разработана в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
5.Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 № 28 СанПиН 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи“.
7.СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
8.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
9.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным заказом.
10.Устав МАОУ-СОШ№137.
Актуальность.
Волейбол является одним из разделов школьной
программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном
образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в
организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Кроме
того, спортивные игры, в том числе волейбол, являются отличным средством
поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических
качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный
подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия
волейболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие
во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей
между ними, способствует проявлению наследственных возможностей
нервной системы. В волейболе постоянно изменяется игровая ситуация.
Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным
программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является
не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная
оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Отличительная особенность и новизна программы. Особенностью
данной программы является упор на изучение новейших технических
приёмов, тактических действий и современных методик, что позволяет
достигнуть более высокого результата в волейболе а также внедрение в
процесс обучения активной психологической подготовки.
методов психорегуляции (способность спортсмена
Применение
управлять своими
мыслями, чувствами, действиями, то есть быть в хорошем настроении) в
учебно-тренировочном процессе и на соревнованиях позволит учащимся
добиться наивысших результатов в освоении игры в волейбол.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена
доступностью игры для любого возраста, возможностью ее использования
для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания
моральных и волевых качеств и, в тоже время, использования его как
полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга,
высоким зрелищным эффектом игрового состязания. Волейбол позволяет
решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение
интереса к определенному виду спорта.
Адресат программы: учащиеся 9-17 лет.
Количество учащихся в группе до 15
человек. Набор учащихся
свободный.
Объем программы:144 ч.
Срок освоения программы: 1год
Форма
обучения:
очная,
в
особых
случаях
применяется
дистанционная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2.25 ч.
Уровень усвоения программы: базовый
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Виды занятий: беседа, учебно-тренировочные занятия, соревнования,
спортивные игры.
Формы
подведения
общеразвивающей
итогов
программы:
реализации
наблюдение,
дополнительной
контрольные
задания,
тестирование, соревнование.
1.2.
Цель
Цель, задачи программы.
программы:
Сформировать
у
учащихся
устойчивые
потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом
посредством овладения ими основ игры в волейбол.
Задачи программы.
Обучающие:
1.Познакомить занимающихся с интереснейшим видом спорта, правилами
игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения
соревнований по волейболу.
2.Научить основным техническим приемам игры, основам командной
тактики игры.
Развивающие:
1.Развить волевые качества учащихся.
2.Совершенствовать всестороннюю физическую подготовленность.
3. Укрепить опорно-двигательный аппарат
Воспитательные:
1.Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
2.Формировать коммуникативные навыки учащихся.
3.Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям
физкультурой и спортом.
1.3.Содержание программы.
Учебно-тематический план
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория
Прак
тика
Формы,
аттестации
контроля
№ п/п
5
2.25
Физическая культура и спорт в
России
Сведения о строении и функциях 4.5
организма занимающихся
4.5
Влияние физических
упражнений на организм
занимающихся
волейболом
4.5
Гигиена, врачебный
контроль,
самоконтроль, предупреждение
травматизма
4.5
Правила соревнований, их
организация и проведение
6
Общая и специальная
физическая подготовка
1
2
3
4
7
8
Итого
2.25
0
2.25
2.25
Наблюдение
Наблюдение
2.25
4.5
2.25 Наблюдение
0
Наблюдение
2.25
2.25 Наблюдение
45
4.5
Основы техники и тактики игры
58.5
2.25
40.5 Наблюдение,
контрольное
задание,
тестирование
56.25 Соревнование
Учебные игры и соревнования
20.25
2.25
18
144
22,5
121.5
Соревнование
Содержание учебного (тематического) плана
1. Физическая культура и спорт в России (2.25ч.)
1.1.
Теория: Общественно-политическое и государственное значение
физической культуры и спорта в России. Массовый народный
характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической
культуры.
2. Сведения о строении и функциях организма занимающихся (4.5ч.)
2.1.
Теория: Сведения о строении и функциях организма занимающихся.
Основы пищеварения и обмена веществ.
2.2.
Практика: Входное тестирование. Разыгрывание типовых ситуаций.
Краткие сведения о нервной системе.
3. Влияние физических упражнений на организм занимающихся
волейболом (4.5 ч.)
3.1.
Теория: Влияние занятий физическими упражнениями на нервную
систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.
3.2.
Практика: Гимнастические упражнения.
4. Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение
травматизма (4.5 ч.)
4.1.
Теория: Использование естественных факторов природы (солнце,
воздух и вода) в целях закаливания организма.
4.2.
Теория: Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической
профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к
занятиям волейболом.
5. Правила соревнований, их организация и проведение(4.5 ч.)
5.1.
Теория: Роль соревнований в спортивной подготовке юных
волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
5.2.
Практика: Отработка упражнений, применяемых в учебнотренировочном процессе по волейболу.
6. Общая и специальная физическая подготовка( 45 ч.)
6.1.
Теория: Роль общей и специальной физической подготовки(4.5 ч.)
6.2.
Практика: Упражнения по общей физической подготовке и
специальной физической подготовке (40.5 ч.)
7. Основы техники и тактики игры(58.5 ч.)
7.1.
Теория: Методики обучения игры в волейбол. Правила
соревнований, их организация и проведение (2.25 ч.).
7.2.
Практика: Практические занятия по технике защиты. Практические
занятия по тактике защиты. Индивидуальные, групповые,
командные действия при игре в волейбол (56.25 ч.)
8. Учебные игры и соревнования(20.25 ч.)
8.1.
Теория: Виды учебных игр и соревнований (2.25 ч.)
8.2.
Практика: Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости,
гибкости. Подготовка к сдаче и выполнение нормативных
требований по видам подготовки(18 ч.)
1.2Планируемые результаты
Предметные результаты:
-умение выполнять технические приемы в волейболе, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
- умение организовать и провести со сверстниками игры по волейболу и
элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- планирование занятия специальными физическими упражнениями в режиме
дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической
культуры;
- представление о физической культуре как средстве укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
- умение взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения игр;
- умение применять жизненно важные двигательные навыки и умения
различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Метапредметные результаты:
- умение находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать
способы их исправления;
- умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- умение обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного
отдыха и занятий физической культурой;
- умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- умение технически правильно выполнять двигательные действия из
базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной
деятельности.
Личностные результаты:
- сформировано положительное отношение школьников к
занятиям
двигательной деятельностью;
- сформировано умение управлять
своими
эмоциями
в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
-воспитано
уважительное
дисциплинированность,
отношение
трудолюбие
и
к
своему
упорство
в
труду,
достижении
поставленных целей;
- сформировано умение оказания бескорыстной помощи своим сверстникам,
нахождение с ними общего языка и общих интересов.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое
обеспечение:
для
создания
условий
реализация программы занятия проводятся в школьном спортивном зале, на
спортивной площадке, на открытой волейбольной площадке. Для реализации
программы имеется оборудование и инвентарь:
• Волейбольные мячи – 10 шт;
• Сетка – 3 шт;
• Набивные мячи – 7 шт;
• Скакалки – 20 шт.
Информационно-методическое обеспечение:
- дидактические материалы: видео- и аудиоматериалы.
- наглядные материалы: демонстрационные таблицы, картотека упражнений
по волейболу, картотека общеразвивающих упражнений для разминки схемы
и плакаты освоения технических приемов в волейболе.
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет педагог до
(совместитель)
МАОУ-СОШ№ 137, учитель физической культуры,
имеющий высшее педагогическое образование, обладающий достаточными
знаниями и опытом практической работы с учащимися.
2.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды и формы контроля:
-входной контроль
-
оценка
стартового
уровня образовательных
возможностей учащихся при поступлении в объединение .
-текущий контроль: оценка уровня и качества освоения тем/разделов
программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в
течение всего учебного года.
Результат освоения программы определяется по мониторингу в форме
соревнований и физических и технических нормативов.
Программа предусматривает текущий и итоговый контроль результатов
обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная
аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного
года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и
специальной
физической
подготовке
при
выполнении
контрольных
упражнений.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года обучения и
предполагает зачет в форме тестирования по общей физической подготовке и
контрольной игры в волейбол. Итоговый контроль проводится с целью
определения степени достижения результатов обучения и получения
сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более
высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры
незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Календарные
игры
применяются
с
целью
использования
в
соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических
действий.
Умения и навыки проверяют во время участия обучающихся в
соревнованиях, в организации и проведении судейства муниципальных
соревнований.
Оценочные материалы
высокий
Выше
среднего
средний
низкий
девочки
низкий
11
12
13
14
мальчики
Выше
среднего
средний
1.Поточная передача
мяча двумя руками
сверху в стенку с
расстояния 3 м (кол-
Оценка
высокий
I. Передача
мяча
Контрольные
упражнения
Возраст лет
Технический
прием
4
7
9
12
3
5
6
9
1
1
2
3
4
6
7
9
3
4
5
7
1
1
2
3
2
3
4
5
2
3
3
4
во раз)
11
12
3
5
2
4
1
2
0
1
3
4
2
3
1
2
0
1
11
12
4
6
3
5
2
3
1
2
4
5
3
4
2
3
1
2
13
14
15
16
17
4
6
6
6
7
3
5
5
5
5
2
3
3
3
3
1
2
2
2
2
3
5
5
5
6
2
4
4
4
5
1
2
3
3
3
0
1
2
2
2
13
14
5
6
4
5
3
3
2
2
4
5
3
4
2
3
1
2
6.Передача
мяча 15
двумя руками сверху 16
из зоны 2 в кольцо, 17
установленное в зоне
4,
предварительной
передачи мяча из
зоны 6 (10 попыток)
4
4
5
3
3
4
2
2
2
1
1
1
3
4
4
2
3
3
1
2
2
0
1
1
2.Передача
мяча
двумя руками сверху с
собственного
набрасывания из зоны
6 в кольцо диаметром
1 м, установленное в
зоне 3 (10 попыток)
3.Передача
мяча
двумя руками сверху
из зоны4 через сетку в
квадрат3х3
м,
расположенный в зоне
6; мяч предварительно
передан из зоны 3 (10
попыток)
4.Передача
мяча
двумя руками сверху
из зоны 3 в кольцо,
установленное в зоне
4, с предварительной
передачи мяча из
зоны 5 (10 попыток)
5.Передача
мяча
двумя руками сверху
в прыжке из зоны 4,
через сетку в квадрат
3х3 м, расположенный
у лицевой линии в
зоне
6,
с
предварительной
передачи мяча из
зоны 3 (10 попыток)
Технический
15
16
1
7
5
5
7
4
4
5
3
3
4
2
2
2
4
4
5
3
3
4
2
2
3
1
1
2
1.Нижняя
прямая
подача в пределы
площадки
(10
попыток)
2.Нижняя
прямая
подача на точность
(по 5 попыток в левую
и правую половину
площадки)
3.Верхняя
прямая
подача в пределы
площадки
(10
попыток)
4.Верхняя
прямая
подача на точность
(по 5 попыток в левую
и правую половину
площадки)
5.Верхняя
прямая
подача на точность по
заданию
(по
5
попыток в левую и
правую
половину
площадки)
6.Верхняя
боковая
подача в пределы
площадки
(10
попыток)
11
12
7
8
4
6
3
4
1
2
6
7
4
5
3
3
1
2
11
12
4
6
3
4
2
3
1
2
4
5
3
4
1
2
0
1
13
14
8
9
5
7
3
5
2
3
6
7
4
5
3
4
2
2
13
14
5
6
4
5
2
3
1
2
4
5
3
4
2
2
1
1
15
16
17
6
7
8
5
5
6
3
4
4
2
3
3
5
5
6
4
4
4
2
3
3
1
2
2
15
16
17
5
7
8
4
6
7
2
4
5
1
2
3
4
5
6
3
3
5
2
2
3
1
1
2
Контрольные
Во
зр
II. Подача мяча
7.Передача
мяча
двумя руками сверху
в прыжке из зоны 4
через
сетку
в
прямоугольник 2х3 м,
расположенный
у
лицевой линии в зоне
6,
предварительной
передачи мяча из
зоны 3 (10 попыток)
Оценка
высокий
Выше
среднего
средний
низкий
девочки
низкий
мальчики
Выше
среднего
средний
упражнения
высокий
прием
11
12
13
14
3
4
6
8
2
3
5
6
1
2
3
4
0
1
2
3
2
3
6
6
1
2
5
5
1
3
3
2
2
15
16
17
6
7
8
5
6
7
4
4
5
3
3
4
5
6
7
4
5
6
3
3
4
2
2
3
15
16
17
5
7
8
4
6
6
3
5
5
2
4
4
4
6
6
3
5
5
2
4
4
1
3
3
13
14
15
16
17
13
2.Блокирование
нападающего удара из 14
15
зоны 2 в зону 1
16
(10 попыток)
17
15
3.Блокирование
нападающего удара из 16
зоны 3 в пределы 17
площадки
(10
попыток)
2
2
5
6
8
2
2
5
6
8
4
5
6
1
1
4
5
6
1
1
4
5
6
3
4
5
1
1
2
4
4
1
1
2
4
4
2
3
4
1
2
3
1
2
3
1
2
2
1
2
4
5
7
1
2
5
5
7
3
4
5
1
1
3
4
5
1
1
3
4
5
2
3
4
2
3
3
2
3
3
2
3
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
III.Нападающий 1.Прямой
нападающий удар из
удар
зоны 4 в пределы
площадки с передачи
из
зоны
3
(10
попыток)
2.Нападающий удар
из зоны 4 на точность
(по 5 попыток в зоны
1 и 5) с передачи из
зоны 3
3.Прямой
нападающий удар из
зоны 4 на силу в
пределы площадки с
передачи из зоны 3
(10 попыток)
IV.Блокирование 1.Блокирование
нападающего удара из
зоны 4 в зону 5
(10 попыток)
3.Список литературы.
Список литературы для педагога:
1. Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной школе / Г.А. Баландин,
Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова. - М.: Советский спорт, 2002.
2. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд.- М.:
Физкультура и спорт, 2005. Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной
школе / Г. А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т. Н. Казакова. - М.: Советский спорт,
2002.
Список литературы для учащихся, родителей
(законных представителей)
1. Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура! / Е. Н. Литвинов, Г.И.
Погадаев. -М.: Просвещение, 1999.
2. Мейксон, Г.Б. Физическая культура для 5-7 классов / Г.Б. Мейксон, Л.Е.
Любомирский, Л.Б. Кофман, В.И. Лях. - М. : Просвещение, 1998.
3. Юный волейболист. Железняк Ю.Д. - М.: ФиС, 1988.